Баннер мобильный (1) Пройти тест

Топ-4 мировых проекта, которые начинали как MVP

И чем могут помочь стартаперам студенты Skillfactory

Кейс

24 марта 2024

Поделиться

Скопировано
Топ-4 мировых проекта, которые начинали как MVP

Содержание

    В первом квартале 2023 года глобальное финансирование упало до уровня 2019 года. Откат в прошлое не был неожиданностью: за 2022 год глобальные венчурные инвестиции уже потеряли 35% объема по сравнению с 2021. Переводим со сложного языка цифр — начинающим компаниям приходится «голодать» по стартовым вложениям, ужимать расходы на запуск и активнее искать инвесторов. С этим может помочь MVP — рассказываем как.

    Что такое MVP и зачем он нужен

    MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт.

    Например, вы придумали стартап по продаже соевого мороженого. Хочется запустить несколько линеек вкусов и форм, продавать мороженое в рожках, стаканчиках и экокреманках из манго и авокадо. На разработку уйдет не меньше полугода. Нужно найти поставщиков, организовать производство, нанять разработчиков и дизайнеров, договориться с магазинами-партнерами.

    Вы решили сделать все идеально: потратили год и восьмизначную сумму в рублях. Жители региона оценили сайт, но не полюбили мороженое из сои. Под ударом основание идеи. Изменить его — значит полностью переработать производство и маркетинг.

    Любой бизнес проводит исследования, но иногда в отчет могут попасть отзывы тестовой группы, которая не отражает мнения большинства. Также многим могла понравиться идея полезного мороженого, но не вкусовые качества.

    Что можно было сделать? Запустить простую пробную партию соевого мороженого в рожке или пластиковом стаканчике. С помощью теста можно было бы сэкономить и время, и деньги. А еще — лучше понять целевую аудиторию, получить первых клиентов, получить обратную связь и понять, на какие стартовые инвестиции можно рассчитывать. 

    Основные причины провала стартапов по данным CBINSIGHTS. Источник

    На 35% неудавшихся стартапов не было спроса. Поэтому перед запуском важно убедиться, что продукт нужен рынку.

    Какие проекты-гиганты начинали как MVP

    WhatsApp*

    В 2009 году Брайан Эктон и Ян Кум познакомились с концепцией AppStore и поняли: рынок мобильных приложений — будущее Эльдорадо XXI века. Удача была на стороне мужчин — конкуренция небольшая, сейчас наиболее подходящее время. 

    В ноябре того же года WhatsApp* загрузили в AppStore: тогда это было просто приложение для обмена статусами контактов. Скоро пользователи стали общаться статусами, и WhatsApp* превратился в мессенджер, который практически заменил собой традиционные SMS. Уже к 2013 году за одни сутки в WhatsApp* было отправлено 27 миллиардов сообщений. 

    Эктону и Куму удалось избежать больших вложений на старте. Расходов на маркетинг, как и на внутреннюю рекламу, почти не было. Только платная разовая подписка при установке на iPhone. 

    Звонки, обмен фото и видео, создание групп — важные функции мессенджера. Но если бы создатели долго делали сразу сложное приложение, вряд ли бы его ждал успех. Рынок, вероятно, уже не был бы пуст, и пришлось бы сражаться за лояльность пользователей. 

    Airbnb 

    «А что если бросить на пол матрас и сдать наш лофт под идеей “Кровать и завтрак” на ночь?» — примерно такое сообщение написал Джо Геббиа своему соседу по комнате Брайану Чески. Это происходило накануне большой конференции для дизайнеров в Сан-Франциско в 2007 году. Парни — студенты Школы дизайна — создали сайт airbedandbreakfast.com, купили три надувных матраса (отсюда Air в названии) и заработали свои первые 80$ на краткосрочной аренде.

    Сейчас Airbnb предлагает арендовать жилье по всему земному шару. В приложении и на сайте можно установить фильтры под запрос и снять не только апартаменты, но и юрту, землянку и даже пастуший фургон. 

    палатка-шар для аренды в Airbnb
    Или палатку-шар, затерянную в лесу. Источник

    В приложение вшит мессенджер с автопереводчиком и возможность онлайн-оплаты. Но в 2007 это был обычный сайт, похожий на доску объявлений, с номерами хозяев и фото квартир. 

    MVP помог создателям Airbnb найти нишу, протестировать спрос и в итоге создать компанию стоимостью в 86 миллиардов долларов. На старте вложения были минимальными, а на рынок идея вышла практически моментально. 

    Создателям арендного «маркетплейса» пришлось влезть в долги и услышать с десяток «нет» от инвесторов. Но начальная жизнеспособность идеи была доказана, и все окупилось.

    Uber

    В декабре 2008 года, когда Париж накрыло снежной бурей, будущие создатели Uber искали такси и замечтались: вот бы машины приезжали по нажатию одной кнопки в телефоне.

    Уже в марте 2009 вышла первая модель сервиса. Приложение соединяло клиента с водителем — никаких сложных функций вроде планирования, оценки и совместной поездки или отслеживания машины онлайн. Не было и существенных вложений: первые крупные инвестиции Uber получил в 2010 году, когда создатели собрали достаточно данных для исследования потенциальной прибыльности и путей ее достижения. 

    Каждую новую фичу компания вводит только после тщательной аналитики, и за простоту и минимализм пользователи лояльны к сервису уже больше 10 лет. 

    Amazon

    Гигантский онлайн-магазин когда-то был скромным книжным. Первые сотрудники Джефа Безоса — самого богатого человека в мире за 2017 год по версии Forbes — вручную покупали книги и отправляли клиентам. Вот так выглядела дебютная версия Amazon в 1994 году:

    Версия Amazon от 1994 года
    Источник

    За годы на рынке электронной коммерции Amazon подарил миру покупку в один клик, опцию подтверждения заказа по электронной почте и практику сбора отзывов на товары. Но началось все с книг: их удалось продать на 20 000$ за два месяца работы сайта. 

    офис Amazon в Сиэтле
    Джеф Безос начинал в собственном гараже. Теперь офисы Amazon раскиданы по всей Америке и не только. Так выглядит здание компании в Сиэтле. Источник

    Позже на базе MVP Безос узнал у клиентов, что еще они хотели бы покупать онлайн с быстрой доставкой. И сегодня на Amazon можно купить почти все.

    Как создать MVP и чем помогают студенты Skillfactory

    Есть несколько универсальных правил:

    • нацелиться на конкретную аудиторию (например, как создатели Airbnb на участников конференции в Сан-Франциско) и четко сформулировать проблему аудитории (дизайнерам негде было ночевать, а хозяевам квартиры хотелось компенсировать стоимость аренды лофта);
    • выпустить продукт с очевидной ключевой функцией и изучить ее актуальность на рынке;
    • определить, по каким критериям отслеживать успешность MVP;
    • вложиться в UX-дизайн и составить маршрут пользователя (MVP может быть эстетически несовершенен, но если пользователи не поймут, как его использовать, теста идеи не выйдет);
    • составить максимально полный план того, что стоит внести в продукт в случае удачного старта MVP.

    В MVP пользователи — прямые участники развития продукта, поэтому они должны иметь возможность оставлять обратную связь. Ее важно анализировать предельно внимательно.

    MVP — помощники не только для стартаперов. Крупные компании и бренды тоже могут использовать инструмент бережливого запуска, чтобы экономить деньги и время на выпуске новых продуктов. 

    Например, студенты онлайн-магистратуры МФТИ и Skillfactory «Управление IT-продуктом» на хакатоне создавали MVP продукта для нескольких компаний: крупного агрегатора объявлений, Easy Post, «Альфа Инвестиции», Chosy.

    Три команды придумывали сервис-помощник для новичков в инвестициях для «Альфа Инвестиции». 

    сервис-помощник для новичков в инвестициях в «Альфа Инвестиции»
    Часть презентации команды-победителя «Козлы и Коровы»

    Победители сходили на экскурсию в офис компании.

    команда-победитель

    Еще четыре команды разрабатывали MVP-приложения для фрилансеров, которое повысило бы эффективность коммуникации исполнителя и заказчиков на постпродакшене. 

    Партнер — курьерская служба Easy Post. 

    курьерская служба Easy Post - анализ рынка

    Участники хакатона изучили рынок и конкурентов, составили портрет ЦА и провели интервью с представителями, выдвинули гипотезы о развитии и продвижении приложения. Также они представили свои модели будущего продукта и его возможные фичи.

    модели будущего продукта

    После хакатона Easy Post подал заявку на грант с неплохими шансами на победу. Работа студентов помогла руководителю компании вновь поверить в проект и найти на него энергию. Один из участников хакатона получил оффер в другой проект Easy Post.

    Несколько рекомендаций получили и студенты, работавшие над MVP для крупного агрегатора объявлений.

    Еще один партнер хакатона — Chosy — мэтчинг-бот для поиска вакансий и кандидатов в IT. На соревновании пять команд предлагали варианты MVP обновления бота.

    как работает бот Chosy

    Эльдар Есиев, СЕО сервиса Chosy, считает «совместные проекты со SkillFactory отличной возможностью быстрого найма сотрудников». 

    На хакатоне всем пришлось серьезно погрузиться в аналитику: изучить продукты конкурентов, найти актуальные проблемы сервисов. Цель MVP — не всегда конечный продукт. Иногда важнее сам процесс. Накапливаются данные о том, как улучшить продукт в будущем, на что обратить внимание, какие особенности сделать главными. 

    Ресерч — основа MVP. И, наравне со стартаперами, влюбленными в свои идеи, студенты — отличные кандидаты для проведения таких исследований. Со свежим взглядом и вдохновением IT-сферой. 

    * Принадлежит корпорации Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

    Кейс

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии