«А можно я просто буду играть в видеоигры, а мне за это будут платить?» Пожалуй, каждый любитель видеоигр хоть раз задавал себе этот вопрос. И да, такое возможно, когда речь идет о киберспорте. Что это такое, какие игры входят в киберспорт и как стать киберспортсменом, разбираемся в этой статье.
Что такое киберспорт
Киберспорт (от англ. cybersport, «компьютерный спорт» или «электронный спорт») — это соревнования в видеоиграх, где профессиональные игроки борятся за призы и славу, используя свои навыки и стратегию для достижения победы.
Собраться с друзьями и посоревноваться, кто соберет больше лута (игровых ценностей), — это еще не киберспорт. Чтобы игра в любимую «стрелялку» стала киберспортивным турниром, она должна соответствовать жестким требованиям:
- У игроков должны быть равные условия. Поэтому они играют на одинаковых компьютерах, но могут взять с собой любимую мышь или клавиатуру.
- Игроки подключаются по локальной сети. Это помогает избежать неполадок с интернетом и вовремя выявить жульничество. Небольшие турниры и отборочные соревнования могут проходить и онлайн, но на крупных состязаниях очное присутствие игрока обязательно.
В киберспорте практически не остается места случайностям. Игрок выигрывает не за счет более мощного «железа», прокачанного персонажа или читерства — специальных программ, которые дают преимущества, например возможность проходить сквозь стены или стрелять без промаха. В настоящем кибертурнире победа достается игроку с самыми сильными навыками. Именно поэтому наблюдать за соревнованиями интересно даже зрителям, у которых нет большого опыта в видеоиграх.
Также в компьютерном спорте, как и в обычном, есть:
- команды;
- тренеры;
- менеджеры;
- тренировочные сборы (буткемпы);
- турниры (есть даже есть своя Олимпиада — WorldCyberGames (WCG));
- трансляции с комментаторами (популярные стриминговые сервисы — Twitch, YouTube и Huya);
- судьи.
За порядком на соревнованиях следит ESIC — комиссия по честности в киберспорте. Те, кто пойман на жульничестве, попадают в бан и теряют возможность участвовать в турнирах.
История киберспорта
Первый турнир по киберспорту состоялся в 1972 году. В нем участвовали 24 студента и преподавателя Стэнфордского университета. Соревнования по игре Spacewar проходили на игровых автоматах — нужно было управлять космическим кораблем и уничтожить судно соперника. Главным призом стала годовая подписка на журнал Rolling Stone.
В 1983 году появился первый спортивный менеджер. Им стал предприниматель из США Уолтер Дэй. Он набрал собственную команду и отправил ее выступать на соревнованиях от своего имени.
Многое изменилось, когда появились локальные компьютерные сети. Если раньше геймеры играли по очереди, пытаясь побить рекорд предыдущих игроков, то теперь начали состязаться одновременно.
В 1999 году в США зарегистрировали первую киберспортивную организацию Evil Geniuses. А в 2011 году состоялся турнир The International, трансляцию которого показывали по всему миру.
В России развитию киберспорта способствовали компьютерные клубы. Изначально соревнования проходили по играм для приставки Dendy, но с появлением домашних ПК выбор стал больше.
В 2000 году в России основали Федерацию компьютерного спорта. А в 2017 году прошел первый кубок страны с призовым фондом 7 миллионов рублей. Участники соревновались:
- в League of Legends;
- Dota 2;
- Federation Internationale de Football Association (FIFA).
На сегодня в России проведено уже более тысячи соревнований, а участие в них приняли более полумиллиона игроков.
Киберспортивные дисциплины
Не все видеоигры подходят для турниров. Состязание возможно, если соблюдены все условия:
- есть многопользовательский режим;
- игра предсказуема (победа зависит от мастерства игрока, а не от случайности или удачи);
- игроки равны на старте;
- можно быстро определить победителя.
Например, в киберспорте не проводятся соревнования по GTA. Ведь в этой игре цель игрока — выполнить миссию и продвинуться вперед по сюжету. Поэтому с выбором победителя могут возникнуть сложности.
Но есть много других киберспортивных игр.
Шутеры
Любимые многими «стрелялки». Игры, в которых геймер смотрит на экран глазами персонажа и должен уничтожить противника (Counter-Strike: Global Offensive, Overwatch, Valorant).
Стратегия
Соревнования команд в реальном времени без очередности хода. Каждый игрок развивает свою империю: возводит города, добывает ресурсы и строит армию, чтобы захватить территорию соперника (Starcraft II, Warcraft 3, Age of Empires 4).
MOBA
Многопользовательская онлайн боевая арена. Игроки развивают своего персонажа и пытаются разрушить базу противника (Dota 2, League of Legends, Heroes of Newerth).
Королевская битва
Персонажи начинают с пустыми руками и добывают оружие и снаряжение в процессе игры. Их миссия — уничтожить врага и выжить самому (PUBG, Fortnite, Apex Legends).
Файтинг
Симуляторы рукопашного боя на арене (Street Fighter 5, Mortal Kombat 11, Tekken 7). Побеждает тот, кто выигрывает больше всех спаррингов.
Технические симуляторы
Игры, в которых спортсмены управляют техникой — машинами, танками, кораблями или самолетами (World of Tanks, World of Warships, War Thunder).
Спортивные симуляторы
Игры, имитирующие реальный спорт, например футбольный или хоккейный матч (FIFA 22, UFC, NHL).
Коллекционные карточные онлайн-игры
Игры, в которых нужно собрать коллекцию карт, чтобы победить в сражении. Разумеется, многое здесь зависит от везения, но еще больше — от того, как игрок распоряжается полученными картами (Hearthstone, Magic: The Gathering).
Кто такие киберспортсмены
Киберспортсмены — это профессиональные геймеры, которые участвуют в соревнованиях.
Обычно в киберспорт приходят в 13–16 лет и достигают «расцвета» к 24. Но бывают и исключения. Самый молодой киберспортсмен — американец Виктор Де Леон, который впервые выступил на профессиональном турнире в шесть лет. Многие киберспортсмены продолжают карьеру и в 35 лет, и в 52 года. Самый старший киберспортсмен в мире — Аббе Дракборг. Он начал играть, когда вышел на пенсию. Сейчас игроку 78 лет и его основная деятельность — стримы на Twitch.
Соревнования у киберспортсменов могут проходить:
- онлайн (те, в которых можно участвовать удаленно);
- LAN (турниры по локальной сети);
- офлайн (в интернет-кафе и компьютерных клубах).
Все остальное рабочее время киберспортсмена занято тренировками. Это необходимо, чтобы выработать нужную скорость реакции. У опытных игроков она составляет 130–150 миллисекунд, это даже меньше, чем у профессиональных боксеров (средние показатели у обычного человека 272–283 миллисекунды).
Также киберспортсмену нужно развивать память, стратегическое мышление и не забывать про реальную физическую подготовку. В начале 2022 года Министерство спорта РФ утвердило норматив: киберспортсмены должны заниматься физкультурой от 25 до 40% времени тренировок.
Сколько зарабатывают киберспортсмены
Основной источник дохода в киберспорте — это призовые выплаты за участие в турнирах. Суммы не ограничены и могут доходить до нескольких миллионов долларов.
Денежные выплаты победителям обеспечивают спонсоры. Также часть доходов поступает от продажи билетов, выручки с мерча и онлайн-трансляций. Размер призового фонда, как правило, зависит от масштаба мероприятия и самой игры. Лучше всего оплачиваются победы в Dota 2, League of Legends и Counter-Strike. В 2021 году на чемпионате Dota 2 The International 10 размер призового фонда составил 40 миллионов долларов. Из них больше 18 миллионов забрала российская команда из пяти игроков.
Разумеется, на местных соревнованиях призовые выплаты на порядок меньше. Например, в Казани в 2022 году призовой фонд на турнире по Dota 2 составил 100 000 рублей.
Также помимо призовых денег у киберспортсменов может быть и привычная многим зарплата. Геймеры, вступившие в клуб, каждый месяц получают гонорар. Однако также они должны перечислять клубу от 10 до 15% от каждого выигрыша. Размер выплат зависит от навыков и опыта игрока. Геймеры, участвующие в международных соревнованиях, могут зарабатывать сотни тысяч долларов в год. А чтобы «схантить» опытного киберспортсмена в свою команду, иногда нужно заплатить трансфер не меньше, чем за именитого футболиста.
Также у киберспортсменов могут быть дополнительные источники заработка:
- стримы на YouTube — можно устраивать онлайн-трансляции и получать донаты от зрителей;
- рекламные кампании — участие в рекламе новых игр и компьютерной техники;
- бустинг — прокачка чужих аккаунтов (развитие персонажа и поднятие рейтинга).
У зрителей тоже есть возможность заработать на киберспорте — можно делать ставки на игроков. Иногда этим грешат и сами геймеры и заранее договариваются об исходе состязания, ведь зачастую сумма, полученная по ставкам, может быть больше, чем призовой фонд. Из-за этого в гейм-индустрии уже не раз случались скандалы. В 2020 году за фальсификацию результатов китайскую команду Newbee по Dota 2 лишили права участвовать в международных турнирах.
Плюсы и минусы киберспорта
Идея превратить хобби в источник заработка, конечно, выглядит привлекательно. Но у киберспорта есть и другие плюсы:
- неограниченный доход, который зависит только от игрока и его навыков;
- возможность путешествовать (турниры проводятся в разных странах и городах и часто требуют офлайн-присутствия);
- удаленная работа из дома;
- нет ограничений по возрасту (начать зарабатывать можно уже в школе);
- сообщество единомышленников;
- популярность (у киберспортсменов тоже бывают фанаты).
Минусы у такой работы тоже есть. Это:
- постоянная нагрузка на зрение;
- низкая физическая активность, что может стать причиной лишнего веса или проблем с сердцем и суставами;
- отсутствие свободного времени (обычно киберспортсмены тренируются круглые сутки в ущерб сну);
- высокий уровень стресса (как и в настоящем спорте!);
- большие финансовые расходы, ведь мало один раз купить мощное «железо» — его нужно постоянно обновлять, чтобы не отстать от соперников.
Заканчивается карьера киберспортсмена уже к 28–30 годам. Обычно к этому возрасту появляются первые профессиональные травмы (туннельный синдром запястья, неврологические заболевания, ухудшение зрения). Также с возрастом все сложнее конкурировать с молодыми игроками.
Однако многие успешные геймеры не уходят из киберспорта, а становятся тренерами, организаторами, комментаторами, game-тестировщиками или даже разработчиками.
Как попасть в киберспорт
Научиться киберспорту можно самостоятельно. Самое главное — нужно много тренироваться, не менее 8–10 часов в день. Но не просто играть в любимую игру — важно также:
- анализировать;
- учиться замечать ошибки;
- просчитывать ходы соперников;
- строить стратегии.
Также можно смотреть стримы других игроков и общаться на форумах с опытными геймерами. А чтобы быть в курсе важных анонсов и событий — вступить в Федерацию компьютерного спорта России.
Если вы решили начать карьеру в киберспорте, важно правильно оборудовать рабочее место. Оно должно включать:
- мощный игровой компьютер;
- хорошую видеокарту;
- высокоскоростной интернет;
- наушники с микрофоном;
- современную игровую консоль;
- удобное кресло (ведь в нем придется проводить много часов подряд).
Для желающих есть варианты обучения на базе вузов. Например, в Академии киберспорта CyberBonch при СПбГУТ принимают учеников с 12 лет. Или можно получить высшее образование по специальности «Киберспорт». Для поступления нужны результаты ЕГЭ по русскому языку и биологии, а также дополнительные вступительные испытания.
Но независимо от образования, добиться успеха в киберспорте может любой. Все, что нужно для этого, — компьютер или телефон с доступом в интернет.
Если вы хотите попробовать себя в киберспорте — регулярно тренируйтесь, соберите команду и попробуйте подать заявку на местный региональный турнир. Ведь играть дома в удовольствие и играть на реальном соревновании — это абсолютно разные ощущения.
Коротко о том, как стать киберспортсменом
Киберспортсмен — это профессиональный игрок в компьютерные игры. Стать киберспортсменом можно, если у вас есть необходимые навыки и готовность к упорным тренировкам и участию в соревнованиях.
Навыки, которые пригодятся киберспортсмену:
- Умение концентрироваться.
- Быстрая реакция.
- Стратегическое мышление.
- Умение работать в команде.
- Дисциплина и стрессоустойчивость.
Заработок киберспортсмена зависит от его уровня мастерства, популярности и успешности команды. Киберспорт предлагает возможности для спонсорских контрактов, рекламы и участия в крупных турнирах с внушительными призовыми фондами.