Личные проекты помогают прокачать профессиональные навыки, получить бонус на работе или даже запустить собственный стартап. Рассказываем, зачем компании поощряют внерабочую деятельность сотрудников, и делимся историями студентов, которые занимаются собственными pet-проектами.
Что такое pet-проект?
Pet-проект (pet — англ. «домашний питомец, любимец») — это проект, который разработчик делает для себя, в свободное от основной работы время. Многие популярные сервисы начинались именно так.
В начале нулевых выпускник Стэнфорда Кевин Систром в свободное от работы время разрабатывал приложение Burbn. С его помощью можно было делать фотографии, отмечать геометки, а также делиться заметками. Позже Кевин познакомился с Майком Кригером, и они выложили приложение в AppStore под названием Instagram. А уже в апреле 2012 года Кевин и Майк продали свою разработку Фейсбук* за 1 млрд долларов.
В тех же нулевых студент СПбГУ Павел Дуров в свободное от учебы время создавал некоммерческие проекты, посвященные общественной и научной жизни университета: Durov.com и Spbgu.ru. В октябре 2006 года он зарегистрировал домен vkontakte.ru, а в 2008 году количество пользователей соцсети превысило 20 млн.
Крупные компании часто поощряют внерабочую деятельность сотрудников. Например, в 2004 году в Google запустили «Правило 20%»: сотрудники могли определенную часть своего рабочего времени посвящать личным проектам. Именно так родились Gmail и Google News. Правда, был один нюанс: все разработки сотрудников являлись интеллектуальной собственностью компании. В 2011 году, после прихода Ларри Пейджа на пост гендиректора, сотрудники Google рассказали, что компания фактически отказалась от «Правила 20%». Правда, в самом Google заявляли, что по-прежнему выделяют сотрудникам время на внерабочие проекты.
*деятельность компании Meta Platforms Inc., которой принадлежит Инстаграм / Фейсбук, запрещена на территории РФ в части реализации данной (-ых) социальной (-ых) сети (-ей) на основании осуществления ею экстремистской деятельности
Плюсы pet-проекта
- Pet-проект ничем не ограничен: ни сроками, ни форматом, ни технологиями. Можно реализовать свои самые безумные идеи или освоить новые навыки.
- Это хороший способ отдохнуть от рабочей рутины и посвятить время интересным для вас вещам.
- Начинающие разработчики могут добавить свой проект в портфолио — удачные кейсы всегда интересны потенциальным работодателям и будут бонусом при трудоустройстве.
Минусы pet-проекта
- Сложно находить время и на работу, и на pet-проект, и на отдых. Заниматься своим проектом приходится по остаточному принципу, когда есть силы.
- Как и любой стартап, pet-проект может «не выстрелить», но это риск, который есть в любом бизнесе.
Основные шаги по созданию pet-проекта
Шаг 1. Продумайте идею (гипотезу) проекта, чему он посвящен, какие задачи решает. Про то, откуда брать идеи проектов, мы написали в следующей части.
Шаг 2. Проведите небольшое исследование, чтобы проверить гипотезу. Поймите, на кого будет рассчитан ваш pet-проект, есть ли похожие на него приложения или сайты, какие у них функции. На этом этапе важно собрать обратную связь.
Откуда можно взять данные, чтобы проверить гипотезу
1. Использовать существующие данные (кабинетные исследования):
- готовые маркетинговые исследования в открытом доступе;
- социальные сети конкурентов и статьи в медиа;
- анализ поисковых запросов;
- отзывы пользователей;
- обращения клиентов в поддержку (если есть доступ);
2. Создать новые данные (полевые исследования):
- глубинные интервью — интервью с потенциальным или действующим пользователем о его проблемах и способах решения;
- экспертные интервью — опрос лидеров мнений в отрасли;
- опрос пользователей;
- фокус-группа — интервью сразу с несколькими представителями целевой аудитории.
Шаг 3. Сделайте MVP(minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт) — это продукт (или набор действий), направленный на то, чтобы подтвердить ценность будущего продукта для потребителей.
Для чего нужен MVP:
- чем раньше вы поймете, что ошиблись, тем раньше доработаете решение или откажетесь от проекта;
- по фидбеку вы поймете, удобен ли для использования проект.
Чтобы собрать обратную связь об MVP, можно провести разные виды тестов:
- скетч-тесты быстрого опыта: создается прототип, который выглядит как продукт (или имитирует какие-то его функции), его передают пользователям для взаимодействия и записывают результаты наблюдений;
- тесты «входной двери» — сбор предоплат/ценной информации. За доступ к услуге (или продукту), возможно, еще не созданной, взимается оплата или собираются заявки. Например, на некоторых посадочных страницах размещают информацию о еще не созданном продукте и оценивают количество обращений;
- тесты, имитирующие работу сервера, — «ручные процессы». Используются, например, когда планируется автоматизировать какой-то процесс: сначала создают интерфейс, который для пользователей выглядит реально, но на самом деле процессы выполняют сотрудники вручную;
- тесты «полного опыта» — сборка продукта из подручных средств. Тут продукт не разрабатывают с нуля, а используют готовые решения: Google Формы, конструкторы сайтов
Шаг 4. Получившийся кейс можно добавить в портфолио либо развивать дальше в полноценный продукт.
Где взять идею для pet-проекта?
Выбор pet-проекта зависит от задачи. Например, есть случаи, когда разработчик пишет свой проект для того, чтобы оптимизировать рабочие процессы. Также с помощью pet-проекта можно практиковать новые навыки, полученные во время учебы.
Мы спросили студентов SkillFactory, как они выбирали темы для своих проектов.
«Одна из моих рабочих задач — выпуск пропусков для сотрудников. Это целый процесс: нужно распечатать пропуск из 1С, наклеить на пластиковую карту и “прошить” в базе данных. Мой проект был сделан как замена 1C — я делал его в рабочее и свободное от работы время. Он брал данные для пропуска из корпоративного сайта, проще говоря — парсил, а потом выводил их в HTML-форму. Затем с помощью СSS подгонялся в нужный вид и выводился на печать.
Разработка позволила сэкономить лицензии 1С для компании. Кроме того, инструмент оказался удобнее, чем корпоративная программа, — им пользуюсь я и коллеги».
Используемые технологии: Для парсинга Евгений использовал библиотеки Request и BeautifulSoup4. Для хранения и быстрого доступа — систему управления базами данных Redis, для веб-интерфейса — фреймворк Flask.
«Восемь часов в день я посвящаю работе, а в перерывах или вечером занимаюсь своим проектом. Я очень долго хотел систематизировать сбор и анализ отчетности нашего отдела. Эта задача у нас решалась спустя рукава и каждый раз по-разному. Я подумал, что можно использовать свои новые знания, чтобы сделать систему сбора и хранения информации.
Мне удалось ускорить и упростить сбор и обработку информации, а также быстро создавать актуальные отчеты в виде таблиц и диаграмм. В дальнейшем планирую еще больше автоматизировать процесс построения отчетов. Руководство оценило — поддержало идею и повысило зарплату».
Используемые технологии: Форма сбора информации, созданная из таблицы в Excel; данные обрабатываются с помощью скриптов на Python; информация загружается в базу данных, развернутую на PostgreSQL, потом необходимые данные из базы выгружаются в файл с помощью скриптов на Python; Power BI строит дашборды за нужный период.
«Мой проект — это сайт, на котором люди могут проходить психологические тесты, а потом анализировать свое состояние в разные периоды времени. Свои pet-проекты я стараюсь привязать к вузовским задачам на разработку, чтобы убить двух зайцев сразу. Мне самой всегда хотелось пользоваться сайтом с таким функционалом, но я не могла его нигде найти. Тесты есть, но без прогресса. Я подумала о людях, которым тоже это нужно, о том, что еще может быть полезного для тех, кто отслеживает свое психологическое состояние, и стала добавлять это на сайт. В проекте есть базовый функционал в виде тестов и графиков, есть личный профиль, но еще много чего не хватает».
Используемые технологии: Frontend написан на бесплатном компиляторе Svelte, Backend — на Node.js, а база данных — на MongoDB.
«Обеды с единомышленниками рождают идеи. Одну из них захотели воплотить, посмотреть, что из этого получится. Мы решили разработать проект, где вместо физических пейджеров, которые уведомляют о готовности заказа, клиент подключается к боту в Telegram. Пока проект находится на этапе релиза MVP и проверки ключевых гипотез. Сейчас основная работа лежит на разработчиках, а в дальнейшем планирую уделять проекту по 4–8 часов в неделю. В будущем команда хочет расширить функционал: чтобы чат-бот мог предлагать клиентам скидки, рассказывать об акциях и собирать обратную связь».
«Мы начали проект вместе с другом, чтобы развлечься и освоить новые технологии. Первое время работали по выходным, а друг и вовсе был занят проектом 7 дней в неделю. Несколько раз подавались на разные хакатоны и были разные цели, под них добирали людей в команду. Пробовали участвовать в конкурсе ВКонтакте, но нас не взяли, так как наше приложение не подходило под нужный формат. Зато спустя несколько месяцев мы поучаствовали в хакатоне и выиграли проект-заказ от мэрии Казани. Им нужна была туристическая игра по местности. У нас уже была карта, так что мы быстро адаптировались под задачу, взяли в команду знакомого гида и победили. Но потом началась пандемия, и поэтому заказ встал на паузу».
Используемые технологии: VK Mobile APP — это платформа приложений внутри ВКонтакте, MongoDB, Python, Docker.
Делать проект в одиночку или с командой?
Зависит от целей. Работа в команде — это хорошая возможность прокачать свои софт-скиллы и лидерские качества, а также сделать более сложный продукт. Но если проект небольшой, тогда вполне можно заниматься им самостоятельно. Бывает, что человек начинает проект самостоятельно, а по ходу понимает, что хочет его масштабировать и развивать, и набирает команду.
Анна Тищенко:
«Пишу сервис основном я одна, иногда помогает молодой человек — он программист».
Кирилл Ермаков:
«Я работаю в команде из пяти человек. Я выполняю роль Product Owner — владельца продукта, аналитика, финансиста. Еще я немного выполняю функции SCRUM-мастера. То есть организую работу команды, провожу ретро и планирования спринта, налаживаю рабочий процесс между бизнесом и разработкой. Со стороны бизнеса есть два человека, совмещающие еще больше ролей, и два разработчика: Android и backend».
Андрей Валент:
«Моя часть — это парсинг и база данных. Друг написал frontend и backend. Еще один человек тестирует сервис; был специалист, который занимался сайтом».
Как начать работать над pet-проектом?
Если хочется свой pet-проект, то самый главный совет — просто попробовать сделать первые шаги.
Анна Тищенко:
«Тем, кто хочет стартануть, советую сделать это. Код — такая штука, которую всегда можно поменять, поэтому долгие планы и выбор времени тут особо роли не играют. Есть часик, хочется — хоть HTML-страничку сделай, но главное — пиши. Чем больше планов, тем меньше шансов выжить у самого проекта, потому что энтузиазм пропадает довольно быстро».
Кирилл Ермаков:
«Если это первый твой проект, то очень важно начать, даже если не хватает какой-то ключевой роли в команде. Пусть получится плохо, но это опыт, который позволит сделать в следующий раз гораздо лучше. Если проект не первый, то всегда стоит разделять гипотезу и факт. То есть свои ожидания и то, что по факту нужно рынку».
Андрей Валент:
«Делайте, а там как повезет. В любом случае pet-проект — как котик. Он все равно милый и, скорее всего, вам уже нравится».
0 комментариев