Баннер мобильный (3) Пройти тест

Кто такой CTO (Chief Technology Officer) в 2025 году: роль, обязанности и зарплата

Специалист, который определяет успех IT-компании на рынке

Гид по профессии

16 июня 2025

Поделиться

Скопировано
Кто такой CTO (Chief Technology Officer) в 2025 году: роль, обязанности и зарплата

Содержание

    CTO (Chief Technology Officer) — ключевой сотрудник в современных IT-компаниях. Он ответственен за технологическую стратегию и инновации, которые затем «выкатят» на рынок. При этом его зона влияния распространяется далеко за пределы IT-отдела компании. В какой-то степени CTO может даже определить вектор ее развития и отвечает перед CEO, советом директоров, акционерами за технические аспекты работы компании.

    Кто такой CTO 

    CTO отвечает за технологическую стратегию компании. Иногда CTO путают с CIO (Chief Information Officer) или TD (Technical Director). Однако это три разных пула обязанностей. 

    До широкого развития IT и телекоммуникаций роль СТО выполнял фактически главный инженер компании. Сейчас есть отличия в сфере IT и телекоммуникациях. В IT СТО в большей степени ориентирован на производственный процесс, его улучшение и взаимодействие с бизнесом для создания ценности. CIO (Chief Information Officer), в свою очередь, в основном отвечает за стратегическое планирование, бюджетирование и информационные системы поддержки бизнеса.

    Евгений Ситников,
    CTO «СберМобайла»
    СТО
    CIO
    TD
    Фокусируется на разработке продуктов и технологическом лидерстве с долгосрочным планированием 
    Отвечает за развитие, модернизацию и сохранность внутренней IT-инфраструктуры
    Фокусируется на оперативном управлении, решении задач «в моменте» 
    Ориентируется на внешние технологии и инновации и работает на всех уровнях компании 
    Управляет внутренними IT-процессами и поддержкой
    Отвечает за конкретные технические направления в компании и за ее пределами 

    В какой-то степени CIO и TD чуть ближе друг к другу по обязанностям и ответственности. А профессия СТО выдерживает с ними дистанцию. 

    В моем случае эти функции совмещены, поскольку мы предлагаем как IT-продукты, так и классические телекоммуникационные сервисы: звонки, смс и доступ в интернет. Моя глобальная задача заключается в выполнении бизнес-стратегии компании и предоставлении лучшего сервиса нашим клиентам и абонентам. Для этого необходимо планировать работу команды, управлять бюджетом и решать вопросы дефицита ресурсов. На операционном уровне это включает постоянный мониторинг сети, сетевых элементов и прикладных сервисов, участие в проработке бизнес-инициатив и координацию действий в случае инцидентов.

    Евгений Ситников,
    CTO «СберМобайла»

    Задачи CTO

    • Разрабатывать технологическую стратегию.

    Специалист совместно с командой и топ-менеджментом определяет, необходим ли новый продукт, уточняет, какие продукты уже есть на рынке, разрабатывает и презентует новое решение. 

    • Взаимодействовать с R&D-подразделениями (Research and Development). 

    CTO сотрудничает с отделами, которые занимаются исследованиями и разработкой новых технологических решений. Он определяет направление исследований, а также контролирует, чтобы разработки соответствовали бизнес-целям. 

    • Внедрять инновационные решения. 

    Когда стратегия согласована и бюджет выделен, начинается реализация проекта. На этом этапе руководитель влияет практически на все этапы работы. Например, его софт скилы нужны при общении с заказчиком или его хард скилы пригодятся для изменения кода в продукте. 

    • «Выкатывать» продукт на рынок и следить за его состоянием. 

    После релиза работа CTO не заканчивается. Нужно собирать обратную связь от пользователей, быстро убирать баги, следить за жизнеспособностью продукта. И обязательная часть — анализ рынка по итогам продуктового релиза. 

    На каждом рабочем этапе СТО должен задавать контрольный вопрос: «Делает ли этот шаг/код/функция продукт технологичным и конкурентоспособным на рынке?». Если специалисту удается находить такие решения, получается он — востребованный специалист на рынке. 

    Какие отличия в работе СТО есть в корпорации и стартапе

    В зависимости от размера компании обязанности CTO отличаются. В стартапе CTO часто является техническим сооснователем и активно участвует в разработке, а корпоративный CTO — это технологический визионер и стратег.

    Критерий
    Стартап
    Корпорация
    Масштаб ответственности и организационная структура
    CTO участвует в разработке, управляет командой напрямую
    Держит дистанцию с сотрудниками за счет их большого количества. В подчинении может находиться до нескольких тысяч человек
    Фокус деятельности
    Специалист следит за технической реализацией и операционкой
    За CTO закрепляется стратегическое планирование и управление процессами
    Временные рамки
    Работа в стартапе делится на спринты, короткие временные промежутки

    В корпорации работают «вдолгую» с длительным планированием 
    Бюджет и ресурсы
    СТО работает в рамках ограниченного финансирования, вероятность оптимизировать бюджет и команду выше
    В корпорации СТО чаще работает с большим бюджетом, чаще может запрашивать дополнительные ресурсы: время, финансирование

    В небольшой компании СТО или технический директор делает много задач «руками». Он должен держать в голове стратегию развития продуктов, быть в тесном контакте с бизнесом и следить, чтобы хватало ресурсов. В таких условиях CTO погружен в детали и способен быстро реагировать на изменения. Управление ведется «вручную»: через встречи one-to-оne, личную вовлеченность и оперативное принятие решений. Горизонт планирования работы при этом зачастую не превышает квартала или полугода. В фокусе директора — решение конкретных задач и быстрая проверка гипотез. По мере масштабирования бизнеса необходимо больше делегировать и меньше делать самому. Приходится больше вести переговоры, создавать процессы, которые могут работать автономно, а также формулировать правила «игры» и следовать им собственным примером. Поэтому важно развивать навыки управления людьми и прокачивать софт скилы. Нужно вдохновлять команду и поддерживать «инженерный дух» и вовлеченность.

    Евгений Ситников,
    CTO «СберМобайла»

    Основные навыки востребованного специалиста

    Технические навыки:

    • Специалист обладает глубоким пониманием современных технологий.
    • Знает языки программирования, желательно может писать на них.
    • Имеет опыт работы с облачными сервисами.
    • Понимает принципы кибербезопасности. 

    Лидерские качества:

    • Специалист может вдохновлять команды через слова или действия. 
    • Обладает навыком управления проектами. 
    • Может принимать стратегически важные решения. 
    • Эмпатичен, умеет доносить свои мысли и вести переговоры. 

    Бизнес-компетенции:

    • Понимает рыночные тренды. 
    • Имеет навыки финансового планирования.
    • Способен оценивать ROI (рентабельность инвестиций). 
    • Знает принципы масштабирования проектов и обладает опытом его реализации. 

    Оптимизм, спокойствие, гибкость, вера в людей и инженерный подход однозначно помогают в работе. Что касается хард скилов, то важны системное мышление, умение планировать и управлять проектами, а также способность видеть ситуацию с разных сторон. Наконец, стратегическое видение. СТО должен понимать, как технологии могут поддерживать и развивать бизнес-модель компании, находить способы оптимизации процессов и повышать конкурентоспособность.

    Евгений Ситников,
    CTO «СберМобайла»

    Какое образование нужно получить, чтобы стать СТО

    Путь становления каждого СТО разный по длительности и бэкграунду. Кто-то — переходит из смежных сфер и почти сразу становится руководителем. Кто-то — целенаправленно обучается этой профессии.

    Высшее образование может стать фундаментом для карьеры CTO. Как правило, специалисты из отрасли заканчивают эти направления:

    • Технические специальности:
      • Прикладная информатика. 
      • Программная инженерия. 
      • Информационные системы и технологии. 
      • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети. 
    • Экономико-технические направления:
      • Бизнес-информатика. 
      • Информационные технологии в управлении. 
      • Системный анализ и управление. 

    Знание матчасти позволит начинающему специалисту проще войти в отрасль, быстрее сориентироваться на начальных этапах. 

    По прошествии нескольких лет специалист, который хочет дорасти до CTO, может получить дополнительное образование. Это позволит расширить пул софт и хард скилов, узнать другие методы работы, «обрасти» новыми контактами и комьюнити. 

    К примеру, выбрать МBA с фокусом на технологии, инновации или управление технологическими проектами. На программах MBA студентов обучают управлять бизнесом и людьми. 

    Также можно рассмотреть IT-сертификацию. Существуют сертификаты от известных IT-гигантов: Microsoft Certified: Azure Solutions Architect, Google Cloud Certified, Scrum Master Certification. Также есть и более скромные варианты. Сертификат пригодится на случай, если хотите подтвердить свои хард скилы в разработке. 

    Дополнительное образование также может быть полезным, хотя это и не гарантирует 100% успеха. Оно скорее служит способом расширить ваши знания и выявить зоны роста, которые следует развивать. Кроме того, вы можете попробовать найти ментора. Общение с опытным коллегой, например с CTO, поможет вам дополнить ваш опыт. На мой взгляд, это особенно эффективно, когда ментор и подопечный работают в одной компании, поскольку в этом случае возникает взаимный интерес, который не всегда обусловлен финансами.

    Евгений Ситников,
    CTO «СберМобайла»

    Как начать свой путь, если хотите стать CTO

    Усредненно становление специалиста проходит за 10 лет, но многое зависит от места работы и специфики компании. Например, специалист может «перепрыгивать» некоторые позиции или объединять их в себе, значительно экономя время.

    Позиция
    Чем занимается специалист
    Начальный уровень (2–3 года опыта): Junior Developer, Middle Developer, Специалист технической поддержки, Системный администратор
    В начале карьеры сотруднику, как правило, отдают простые задачи, проверяя его хард скилы, обучаемость, умение работать в режиме многозадачности и в команде
    Средний уровень (3–5 лет опыта): Senior Developer, Team Lead, Архитектор решений,
    Руководитель небольшого отдела разработки
    На этом этапе специалисту уже позволяют курировать других сотрудников, дают проекты для самостоятельной реализации с командой. Однако за сотрудником еще наблюдают, могут менеджерить и корректировать его работу
    Старший уровень (5–7 лет опыта): Технический директор направления, Head of Development, CTO в стартапе, Руководитель R&D-подразделения
    На этом этапе сотрудник располагает уже обширным опытом работы. Усиливаются стратегическое видение, понимание рынка, продуктов. Возрастает уровень автономности и принятия решений. 

    На этом этапе CTO может попробовать себя на руководящей должности — как в стартапе, так и в корпорации
    Топ-менеджмент (7+ лет опыта): СТО в корпорации, Независимый консультант или основатель своей компании
    На этом этапе у специалиста достаточно опыта, образования, кейсов, влияния и развита сеть нетворкинга. 

    Перед человеком встает выбор: быть топ-менеджером или уходить в независимое консультирование

    Для успешной работы на позиции СТО требуется развитое стратегическое мышление. Один из простых и интересных способов его развить, особенно если вы только начинаете свой путь, — составить личную стратегию развития. Это чем-то похоже на дорожную карту развития продукта, только главный продукт и KPI — это вы, ваши навыки и умения, а также то, как вам удается их применять в работе. Такой подход не только помогает структурировать карьерные планы, но и способствует развитию стратегического видения в целом.

    Евгений Ситников,
    CTO «СберМобайла»

    Что по деньгам: зарплаты CTO в России

    Зарплатные показатели у СТО разнятся в диапазоне от 300 до 500 тысяч рублей. На разницу в доходе влияют: 

    • География. Обычно в крупных городах зарплата выше. 
    • Размер компании. Чем крупнее или технологичнее компания, тем выше может быть доход. 
    • Релевантность экспертизы соискателя.
    • Объем ответственности и KPI. Работодатель готов платить высокую зарплату, если она сопоставима с уровнем нагрузки, итоговыми результатами специалиста. 

    Главное о СТО

    • Чтобы стать успешным Chief Technology Officer, нужно сочетать в себе экспертизу в области разработки, умение работать с людьми и адаптироваться к быстро меняющимся технологическим трендам. 
    • В среднем, сотруднику требуется 7–10 лет, чтобы претендовать на эту позицию в компании. 
    • Те, кто планирует стать СТО, должны не только нарабатывать технический опыт, но и «качать» лидерские качества, понимание бизнес-моделей и рыночных потребностей. 
    • СТО требуется постоянное развитие и обучение, чтобы успевать за рынком и потребностями аудитории. 
    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии