За счет внедрения технологий компании ускоряют бизнес-процессы, освобождают сотрудников от рутинного труда, повышают качество своих продуктов, а также безопасность и эффективность производства. Управляют этими процессами специалисты по цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officers, CDTO), которые стали востребованными на рынке. Освоить новую профессию можно в формате дополнительного образования, а начать использовать полученные навыки — еще до выпуска. Студенты программы «Мастер автоматизации и цифровой трансформации бизнеса» от SkillFactory и РАНХиГС рассказывают о том, как они пришли к решению обучаться цифровой трансформации и какие инструменты используют в своей работе уже сейчас.
Александр Кондратьев: «Я получил навыки, которых действительно не хватало»
Александр Кондратьев получил высшее образование в РАНХиГС по специальности «Государственное и муниципальное управление». Он работает в ижевском технопарке с инновационными стартапами разной направленности: финтех, недвижимость, нефтяная промышленность. В процессе Александр понял, что ему не хватает компетенций, чтобы работать с проектами на стыке бизнеса и технологий. Изучив рынок образования, он выбрал программу «Мастер автоматизации и цифровой трансформации бизнеса». Обучение помогло ему посмотреть на свою работу по-другому.
На программе я получил базу и навыки, которых мне действительно не хватало. Мы изучили, как работают технологии, которые дают компании потенциал для взрывного роста. Это блокчейн, IoT, большие данные. Мне очень понравился блок по аудиту текущих процессов. Можно просто внедрить технологии, которые и так все внедряют, и улучшать процессы, которые и так неплохо работают. Тогда вы получите небольшой профит. Есть и другой подход: сначала провести аналитику бизнеса, найти слабые места и бросить все силы на их укрепление. Тогда можно стать динамично развивающейся компанией.
Было интересно увидеть применение компетенций, которые мы изучаем, на реальных кейсах. К нам приходили практикующие специалисты и делились своим опытом. Очень впечатлил кейс «Вкусвилла», которые выстроили систему поощрения инициатив в команде. Там любой сотрудник может предложить автоматизировать тот или иной процесс.
Еще один важный момент в обучении — это нетворкинг. На программе мы внедрили практику субботних встреч. Мы созваниваемся, обсуждаем проекты и домашние задания, беседуем на свободные темы. Двоих людей с программы я нашел в своем городе, встретился с ними лично. С одним из них мы сделали вместе проект.
Как применять навыки на практике
Для курсовой работы мы скооперировались с моим коллегой по учебе, замдиректора ижевского аэропорта Павлом Курневым. В аэропорте есть программа лояльности для VIP-клиентов: с ее помощью можно бронировать залы. Когда из России ушел заграничный оператор этой системы, она рухнула. В аэропортах возникли проблемы с бронированием и оплатой посещений. У Павла появилась идея создать свою систему, к которой легко было бы подключаться банкам, чтобы создавать программы лояльности для VIP-клиентов. Также она должна быть удобной для клиентов, у которых была бы единая карта авторизации.
Мы спроектировали систему, Павел написал ПО, мы внедрили в это ПО технологии блокчейна и финтеха. Система уже работает, охвачена половина аэропортов России, ведутся переговоры с крупными банками. Создана компания на основе этого проекта, и она уже зарабатывает первые деньги.
Альберт Зиганшин: «Я работал в одном месте 16 лет и уперся в потолок»
Альберт Зиганшин по образованию — инженер автохозяйства. Уже 16 лет он работает на крупном предприятии в автобизнесе. Его сфера экспертности — отдел запасных частей, логистика и сервисное обслуживание клиентов. Несмотря на то что каждые три года Альберт переходил на новые должности и двигался по карьерной лестнице, за долгое время работы он почувствовал, что для него этого недостаточно.
На позиции руководителя проектов я уже шесть лет, за 16 лет в одной компании я понял, что уперся в потолок и исчерпал свои устремления. Я попытался уволиться, но собственник меня не отпустил. Он поговорил со мной, разъяснил мою ценность для предприятия, пообещал улучшить условия, которые меня не устраивали. Все обещания выполнили, но я по-прежнему хотел роста и продолжал искать работу. Так случайно в таргете я наткнулся на рекламу программы по цифровой трансформации. Посоветовавшись с коллегами-руководителями и семьей, я решил пойти на обучение.
Про обучение на ДПО
Моя текущая деятельность в компании связана с управлением изменениями. Но я всегда работал над одним процессом, завершал его и переходил к следующему локальному изменению. Очень важная вещь, которую дает курс, — это общая картина бизнес-процессов и цифровизации на предприятии. Я начал понимать, как управлять пулом изменений. Обучение повысило мою осознанность.
Также программа помогла мне в части коммуникации. Одна из моих задач — общаться с заказчиком, выяснять его проблемы и пожелания и переводить их на язык технического задания для команды разработчиков. Во время учебы мы разобрались во многих технологиях, процессах и терминах, сейчас это помогает мне увереннее себя чувствовать в общении с IT-специалистами.
Как применять навыки на практике
Буквально недавно навыки, полученные на учебе, помогли мне принять управленческое решение. У нас на предприятии принято все необходимые IT-продукты разрабатывать своими силами, для этого у нас есть штат разработчиков из 20 человек. Однако разрабатывать продукт самим — гораздо дольше, чем купить готовый. Сейчас рынок меняется, мы должны ускоряться, поэтому внедрять внешний продукты все равно приходится. При выборе стороннего ПО мне помогли знания с дисциплины «IT-инфраструктура», на которой нас научили сравнивать продукты с внешнего рынка друг с другом.
Когда мне поставили задачу выбрать продукт, я точно знал, что делать: составил таблицу в Excel, добавил туда функционал по всем вариантам ПО, сроки внедрения, выяснил, скольким клиентам уже продали это решение. Чтобы изучить удобство пользования, запросил демоверсии и обзвонил предыдущих клиентов компаний-разработчиков. Также я посчитал стоимость продукта не на год, как сделал бы это раньше, а на пять лет. Первый год пользования всегда выходит дорогим, потому что нужно интегрировать продукт. Затем нужно только платить абонентскую плату. Мои расчеты показали, что один продукт на пять лет стоит 20 миллионов рублей, а второй — 40 миллионов. На горизонте пяти лет суммы и разница между ними стали колоссальными. Я не только увидел, что выгоднее для бизнеса, но и задумался: может, все-таки сделать самим. В этом случае внедрение займет год вместо двух месяцев, но мы сэкономим миллионы. Пока что мы все еще склоняемся к тому, чтобы выбрать стороннего вендора.