Баннер мобильный (3) Пройти тест

5 главных ошибок при разработке продукта 

Рассказывают эксперты из Lamoda Tech, WEEEK и Setka

Совет эксперта

17 апреля 2025

Поделиться

Скопировано
5 главных ошибок при разработке продукта 

Содержание

    Разработка нового продукта — сложный процесс, полный подводных камней. Даже опытные команды совершают ошибки, которые могут привести к потере времени, ресурсов и провалу проекта. 

    Попросили продакт-менеджеров из компаний-партнеров хакатонов Skillfactory: Lamoda Tech, WEEEK и Setka — поделиться опытом: рассказать об ошибках, с которыми можно столкнуться при создании продукта, и о том, как с ними справляться.

    Ошибка №1: недооценивать специфику рынка

    Одна из самых распространенных ошибок при разработке продукта — игнорирование особенностей целевого рынка. Многие предприниматели и разработчики исходят из своего субъективного опыта или успешных примеров на других рынках. Они забывают, что даже похожие ниши могут иметь кардинально разные требования, ожидания и покупательские привычки.

    Во-первых, разница в потребностях пользователей. Что хорошо продается в одной стране или индустрии, может не найти отклика в другой. Например, модели монетизации, привычные для западного рынка (подписка, freemium), могут не сработать в регионах с преобладанием разовых покупок или микротранзакций.

    На начальном этапе важно реалистично оценивать потенциально достижимый рынок (SOM). Можно найти готовые исследования с оценкой рынка в миллиардах рублей, но они не учитывают ограниченность ресурсов и не помогут объективно оценить ситуацию. Главное — ответить на вопрос: сколько мы действительно можем заработать?

    Анна Чистякова,
    Growth Product Manager (менеджер по росту продукта) в WEEEK

    Во-вторых, культурные особенности. Интерфейс, дизайн и даже тональность общения с клиентами должны соответствовать ожиданиям аудитории. В одних странах ценится формальный стиль, в других — дружелюбный и неформальный. Ошибки в этом могут оттолкнуть потенциальных клиентов.

    Когда я запускал продукт на новом для себя рынке в Центральной Азии, я понял, насколько важно учитывать местную специфику. Может казаться, что ты хорошо знаешь людей и понимаешь, как делать продукт, но новый рынок всегда имеет свои нюансы. То, что отлично работало в Москве, Санкт-Петербурге или Екатеринбурге, не обязательно сработает в Астане или Бишкеке. Ошибки неизбежны, но важно много тестировать и адаптироваться — это нормальный процесс. 

    Илья Высотский,
    Product Lead в Setka, социальной сети для нетворкинга от hh.ru

    В-третьих, конкуренция и регулирование. В некоторых нишах уже существуют крупные игроки с лояльной аудиторией, а в других может действовать жесткое законодательное регулирование, например в сфере финтеха или медицины. Без анализа этих факторов можно потратить время и ресурсы на продукт, который просто не сможет выйти на рынок.

    Чтобы избежать этой ошибки, важно проводить детальное исследование: изучать аналитику, тестировать гипотезы, общаться с потенциальными клиентами и учитывать не только продуктовые, но и бизнес-аспекты рынка.

    Ошибка №2: не проверять гипотезы на прочность

    Одна из ключевых ошибок при разработке продукта — запуск без тщательной проверки гипотез. Многие команды уверены, что их идея уникальна и обязательно найдет отклик у пользователей. Однако без реальных тестов и обратной связи от целевой аудитории даже самый перспективный замысел может оказаться бесполезным или нерабочим.

    Частая ошибка — фаундеры влюбляются в свою идею и перестают объективно воспринимать данные. Им кажется, что все идеально, а любые неудобные инсайты — просто «камни в огород». Чтобы этого избежать, ставьте под сомнение свои гипотезы. Метод Поппера отлично помогает проверять идеи, фокусируясь на поиске аргументов «против». Ориентируйтесь на данные. Если можно подтвердить или опровергнуть гипотезу цифрами, это повышает шансы на адекватную оценку ситуации. Признавайте ошибки. Если гипотеза не подтверждается, важно не «дожимать» продукт, а провести анализ и скорректировать стратегию.

    Арсений Малых,
    продакт-менеджер WEEEK

    Гипотеза — это всего лишь предположение, которое требует подтверждения. Например, если команда считает, что пользователи готовы платить за новую функцию, это нужно проверить, прежде чем инвестировать в ее разработку. В противном случае можно потратить месяцы на создание того, что никому не нужно.

    Если рассматривать фичу как продукт, то на этапе исследования важно честно ответить: зачем мы это делаем? Нужны проверенные факты — подтвержденные гипотезы. Есть большой соблазн реализовать фичу просто потому, что она есть у конкурентов или ее попросил один из пользователей, но это ошибочный путь. Сделать ошибку на этапе исследования не страшно — страшно пустить ее в разработку. Лучше вовремя осознать проблему и либо отказаться от идеи, либо скорректировать направление. Ошибки на этапе Delivery (разработки) — самые болезненные и дорогие. Думаю, гибкие методы разработки не придумали, а выстрадали.

    Анна Чистякова,
    Growth Product Manager (менеджер по росту продукта) в WEEEK

    Существует несколько методов проверки гипотез. Самый простой — опросы и интервью с потенциальными пользователями, но они не всегда дают точные данные. Люди могут говорить одно, а действовать иначе. Поэтому важнее проводить MVP-тестирование (минимально жизнеспособный продукт) или прототипирование. Это позволяет запустить продукт в базовом виде, получить реальные данные о поведении пользователей и на их основе дорабатывать функционал.

    Валидируйте гипотезы и решения с коллегами и пользователями. Если пропитчить идею два десятка раз, большинство недоработок и сомнительных решений станут очевидны. Это помогает шлифовать целеполагание и снижает вероятность ошибок by design. В Lamoda продуктовый подход — часть культуры: вы многократно объясняете, какую именно задачу решаете, почему ее и почему именно так. Но есть компании, где обратную связь нужно добывать самостоятельно. Ошибкой будет пропустить этот шаг. Не влюбляйтесь в свои идеи. Если вам кажется, что решение идеальное, — вам кажется. У любого решения есть плюсы и минусы. Если минусы перевешивают или гипотеза не подтверждается, ее лучше отбросить или трансформировать и двигаться дальше. Идеи должны вдохновлять продакта, но не ослеплять. Иначе можно попасть в ловушку отрицания, торгов, злости и депрессии вместо того, чтобы признать ее нежизнеспособность.

    Инна Бекетова,
    продакт-менеджер Lamoda Tech

    Игнорирование проверки гипотез приводит к двум главным проблемам: либо продукт не решает реальных задач аудитории, либо его ценность переоценивается. Оба варианта ведут к провалу. Чтобы избежать этой ошибки, нужно на каждом этапе разработки тестировать идеи, собирать данные и корректировать курс, опираясь на факты, а не на предположения.

    Очень частая ошибка — делать то, что хочется, а не то, что нужно. Продактам часто хочется переделать дизайн или пользовательские сценарии так, как удобно им самим. Но важно быть беспристрастным и ставить себя на место покупателя. Помнить, что покупателю не нужен шуруповерт — ему нужно повесить картину на стену. Чтобы докопаться до сути, используйте метод «Пять почему». Первый шаг работы над любой фичей — сформулировать гипотезу с помощью вопросов: Какая боль есть у пользователя? Как он сейчас ее решает? Как с этой болью работают конкуренты? Как мы можем улучшить жизнь пользователя? Вторая распространенная ошибка — браться за бесполезные задачи. После формулирования гипотезы ее нужно приоритизировать: Сколько пользователей она затронет? Как она повлияет на бизнес-метрики? Достаточно ли значимо ее влияние? Если аудитория мала, а эффект неочевиден — отложите гипотезу. Не стоит тратить ресурсы на то, что не принесет реальной пользы.

    Леша Цидилин,
    продакт-менеджер Lamoda Tech

    Ошибка № 3: гнаться за идеальным решением с первого раза

    Одна из самых коварных ошибок в разработке продукта — стремление сразу создать идеальный, полностью законченный продукт. Кажется логичным: если выпустить что-то несовершенное, пользователи разочаруются и репутация пострадает. Однако на практике этот подход чаще всего приводит к затягиванию сроков, перерасходу бюджета и потере конкурентных преимуществ.

    Разработка — это итеративный процесс. Лучшие продукты редко появляются в идеальном виде с первой версии. Они проходят через множество доработок, тестов и изменений, основанных на обратной связи пользователей. Например, такие гиганты, как Airbnb, в начале выглядели совсем не так, как сейчас. Их ключевая сила заключалась в том, что команды быстро выпускали рабочие версии, тестировали их на реальных пользователях и постепенно улучшали функционал.

    Одна из самых распространенных ошибок — пытаться сразу спроектировать идеальное решение. Да, возможно, найдется пользователь, которому нужен шуруповерт с LED-подсветкой по бокам, десятью аккумуляторами в комплекте, лазерным прицелом, Bluetooth и ушками как у Шрека. Но если тратить месяцы на разработку такого «идеального» продукта, разработчики выгорят от работы «в стол», а после запуска окажется, что продукт никому не нужен. Яркий пример — неудачный перезапуск «Кинопоиска» после сделки с «Яндексом» в 2015 году. Вместо постепенного улучшения платформы команда представила полностью переделанный продукт, который вызвал резкую негативную реакцию пользователей.

    Леша Цидилин,
    продакт-менеджер Lamoda Tech

    Чтобы избежать этой ошибки, Леша Цидилин советует разбивать большую фичу на итерации:

    • Выделить только самое важное.
    • Запустить сначала MVP-версию.
    • Собрать первые результаты.
    • Пересмотреть общую концепцию.
    • Приступить ко второй итерации.

    Очень вероятно, что уже на этапе анализа MVP вы столкнетесь с неожиданными открытиями, которые могут значительно изменить финальную версию продукта.

    Не бойтесь быстрых экспериментов, даже если продукт еще сырой. Как говорил Рид Хоффман: «Если вам не стыдно за первую версию вашего продукта, значит, вы запустились слишком поздно».

    Перфекционизм вредит еще и тем, что задерживает запуск. Пока одна команда месяцами шлифует продукт, конкуренты могут выйти на рынок раньше, собрать аудиторию и занять нишу. Более того, многие предположения о том, каким должен быть идеальный продукт, могут оказаться неверными. И чем дольше откладывается выход, тем больше ресурсов уходит на доработку того, что в итоге может не соответствовать реальным потребностям пользователей.

    Лучший подход — это запуск MVP (минимально жизнеспособного продукта), который решает основную проблему аудитории. Такой продукт можно быстро протестировать, получить обратную связь и постепенно развивать, ориентируясь на реальные данные, а не на догадки. Главное — понимать, что совершенство достигается в процессе, а не на старте.

    Ошибка № 4: жертвовать качеством ради скорости

    В стремлении быстрее выйти на рынок или обогнать конкурентов многие команды начинают экономить на качестве продукта. Это проявляется в поспешной разработке, игнорировании тестирования, использовании упрощенных решений или даже в отказе от важных функций. В краткосрочной перспективе такой подход может показаться эффективным, но в долгосрочной он приводит к серьезным проблемам.

    Первая и самая очевидная опасность — технический долг. Когда продукт создается «на скорую руку», в его коде накапливаются ошибки и временные решения, которые впоследствии усложняют доработку и масштабирование. В какой-то момент исправление этих проблем требует больше времени и денег, чем если бы все было сделано правильно с самого начала.

    Частая проблема — гонка за быстрыми результатами. Молодые продукты на эмоциях начинают безостановочно выпускать новые фичи, не задумываясь о техническом долге. В итоге сервис перегружается, появляются баги, пользователи теряются в обилии возможностей. Мы в WEEEK столкнулись с такой ситуацией: сервис начал сбоить из-за накопленного техдолга. После Нового года мы устроили «месяц багов» — полностью остановили разработку новых фич и сфокусировались на фиксации проблем.

    Арсений Малых,
    продакт-менеджер WEEEK

    Арсений Малых советует, как избежать этой ошибки:

    • Балансируйте разработку. Не бойтесь оставить пользователей без новых фич на один спринт ради стабильности.
    • Следите за качеством кода. Хорошо налаженное тестирование поможет избежать ситуации, когда приходится выделять целый спринт на устранение багов.
    • Стабильность важнее скорости. Успешных продуктов, которые работают плохо, просто не существует.

    Вторая проблема — негативный пользовательский опыт. Если продукт работает нестабильно, зависает, содержит баги или просто неудобен в использовании, клиенты быстро теряют доверие. Восстановить репутацию после плохого старта очень сложно: даже после исправления ошибок пользователи могут не вернуться.

    Классика: выпуск фичи, рассылка пресс-релиза — и именно в этот момент все ломается. В такой ситуации главное — не искать виноватых и даже не тратить время на выяснение первопричин. Важно быстро собрать команду и оперативно решить проблему. Разбор ошибок и изменение процессов стоит проводить уже после того, как все стабилизируется. 

    Илья Высотский,
    Product Lead в Setka, социальной сети для нетворкинга от hh.ru

    Наконец, жертвуя качеством, компания рискует столкнуться с возвратами, негативными отзывами и снижением лояльности. Если пользователи ощущают, что им продали недоработанный продукт, они не только отказываются от него сами, но и могут активно отговаривать других.

    Важно понимать разницу между быстрым запуском и спешкой. Оптимальный подход — это баланс: выпускать продукт с базовым, но качественно реализованным функционалом, а затем улучшать его на основе обратной связи. Быстрота важна, но не ценой доверия аудитории и устойчивости продукта.

    Ошибка № 5: забывать про коммуникацию в команде

    Даже самая талантливая команда может провалить проект, если внутри отсутствует эффективная коммуникация. Непонимание, разрозненность действий, отсутствие прозрачности и несогласованность целей могут превратить разработку продукта в хаос, где каждый движется в своем направлении.

    Вовлекайте разработчиков в обсуждение решений на ранних этапах. Они помогут оценить, что реализуемо, что слишком затратно, а что можно сделать проще. Ошибки часто возникают, если не проработаны все возможные сценарии (corner cases), вскрылись легаси-костыли или описания задач сформулированы неоднозначно. Дьявол кроется в деталях — если их не учесть в продуктовой логике, это замедлит разработку. Проблемы возникают и тогда, когда разработчики не вовлечены и работают по принципу «мама сказала. деньги в бидоне» — не поднимают вопросы, не указывают на несостыковки и не управляют ожиданиями продакта. Если команда открыто обсуждает процесс, регулярно сверяет план с фактом, понимает контрольные точки и конечный результат, риск ошибок снижается. Ну и, конечно, ошибки неизбежны. Важно не обвинять друг друга, не пытаться скрыть промахи, а работать над ними. Я бы не хотела быть в команде, где страшно ошибиться. Главное — делать выводы и становиться сильнее.

    Инна Бекетова, продакт-менеджер Lamoda Tech

    Одна из главных проблем — размытые или несогласованные ожидания. Когда у разных членов команды свое видение конечного результата, это приводит к бесконечным переделкам, конфликтам и потере времени. Например, разработчики могут реализовать функциональность не так, как задумывали дизайнеры, а маркетинг может начать продвижение, не понимая, какие реальные преимущества несет продукт.

    Вторая распространенная ошибка — недостаток обратной связи. Если в команде не принято обсуждать промежуточные результаты, выявлять проблемы и корректировать курс, мелкие недочеты накапливаются и в итоге выливаются в серьезные доработки. Открытость к обсуждению и регулярные синхронизации помогают быстрее находить ошибки и адаптироваться к новым условиям.

    Третья проблема — игнорирование кросс-функционального взаимодействия. Разработка, дизайн, маркетинг, продажи — все эти направления должны работать слаженно, а не существовать в вакууме. Если маркетинг не знает, когда выйдет новая фича, он не сможет подготовить грамотное продвижение. Если разработчики не понимают боли пользователей, они могут потратить месяцы на ненужный функционал.

    Как продакт могу сказать: прозрачная коммуникация — это лучшее, что можно сделать для предотвращения проблем. Одна из самых распространенных ошибок — не обсуждать решения с командой. В WEEEK каждое новое решение проходит одно или несколько общих обсуждений.

    Анна Чистякова,
    Growth Product Manager
    (менеджер по росту продукта)
    в WEEEK

    Чтобы избежать этой ошибки, важно выстраивать открытые каналы общения, проводить регулярные встречи, использовать прозрачные инструменты для совместной работы (например, Trello, Notion, Jira) и поддерживать культуру взаимного уважения. Хорошая коммуникация — это не просто «приятное дополнение», а фундамент успешного продукта.

    Одна из ошибок — минимизировать контакт с командой разработки, делегируя всю коммуникацию тимлиду или PM. На практике это не разгружает продакта, а наоборот, создает больше проблем. Если продакт каждый день ходит на дейли, небольшие вопросы решаются быстрее, команда лучше понимает сроки, ускоряется дискавери-фаза фич. Так продакт глубже погружается в технические детали и точнее оценивает ресурсы. Это еще и элемент тимбилдинга: если продакт объясняет команде, какие задачи решает продукт, зачем мы это делаем и сколько денег принес последний A/B-тест, — мотивация растет. А это работает лучше любых печенек в офисе. Важно уделять внимание процессу груминга и кик-оффов новых фич. Я несколько раз презентую идеи команде: На квартальном планировании — верхнеуровневое обсуждение. Перед стартом эпика — детальный разбор всей логики фичи. Часто именно в этих обсуждениях всплывают вопросы, которые напрямую влияют на time-to-market.

    Леша Цидилин,
    продакт-менеджер Lamoda Tech

    Совет эксперта

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии