Язык программирования 1C — язык для создания кодов и алгоритмов внутри программного обеспечения «1C:Предприятие» и оптимизированный для работы на платформе. Он не имеет собственного названия и обозначается как «встроенный язык программирования».
Где используется 1C
Язык 1C — предметно-ориентированный: коды на нем пишутся только на платформе «1С:Предприятие». Целевая аудитория программы — крупные организации и предприятия. Они используют платформу для систематизации бизнеса и полной автоматизации таких процессов, как составление отчетов, ведение бухгалтерии и документооборот.
Особенности 1C
1C считается языком высокого уровня. Он схож с такими языками, как JavaScript, Pascal и BASIC, что значительно облегчает его изучение. В то же время у 1С есть ряд характерных особенностей, отличающих его от других языков программирования.
- Простота. У этого языка низкий порог вхождения. Обычно разработчики изменяют готовые типовые конфигурации, что делает программирование на 1C понятным для начинающих.
- Доступность. Все коды пишутся на русском, что значительно экономит время, затрачиваемое на перевод. Но 1C — двуязычная программа: по желанию вы можете свободно программировать и на английском языке.
- Предварительная компиляция. Модули, написанные на языке 1C, перед началом исполнения компилируются во внутренний байт-код.
- Сохранение скомпилированных модулей. Все они остаются в кэше.
- Мягкая типизация. Типы переменных определяются их значением.
- Наличие синтаксис-помощника. Это справочник-подсказка, содержащий всю информацию о синтаксисе 1C и правилах работы.
Из чего состоит «1C:Предприятие»
Программа 1C состоит из двух частей: платформы и конфигурации.
- Платформа
- — это база, на основе которой разрабатываются конфигурации: без нее создание и изменение конфигураций невозможно.
- Конфигурация или прикладное решение
- — написанная на языке 1C программа, которую используют пользователи. Одна платформа может содержать сразу несколько конфигураций. По методу разработки конфигурации делятся на типовые — созданные самой компанией — и нетиповые. К последним относят разработанные с нуля или видоизмененные типовые конфигурации.
Что такое переменные
Переменные — место размещения данных, необходимое для их временного хранения в процессе обработки. Это значит, что все ваши переменные исчезают после того как программа завершается. В переменной можно хранить только одно значение.
У каждой переменной есть свое имя, которое образуется по следующим правилам:
- Каждое имя начинается с русской или английской буквы. Также допустимо начало со знака «_».
- Имя может содержать числа, но не может с них начинаться.
- Длина имени не ограничена.
- Нельзя использовать букву «ё».
- Имя не должно содержать пробелов.
Создать переменную проще простого. Для этого достаточно просто придумать имя и записать его перед знаком равенства. Например:
МойНомерДома = 3;
Переменные объявляются в явном и неявном виде, при этом назначение типа переменной всегда будет неявным. Объявлять переменную в явном виде совсем не обязательно.
Модули и методы
Программный код 1C расположен в конфигурации. Сама конфигурация состоит из объектов, а объекты — из модулей. Именно здесь хранится код.
Модуль — это текстовый файл с прописанным программным кодом.
Но что программа делает с готовыми модулями?
Чтобы выполнить какое-то действие с объектом и изменить конфигурацию, программа использует методы — различные способы, запускающие процесс обработки данных. Определенный набор методов уже заранее создан разработчиками программы, но вы также можете создать собственные методы, написав их на 1C.
События
У программы 1C есть свой жизненный цикл: запуск, действия пользователя, выключение. Команды, которые задаются пользователем, выполняются программой и вносят определенные изменения, называются событиями.
События — набор действий, которые используются в конкретных ситуациях. Это значит, что исполнение модулей происходит только тогда, когда возникает нужное событие. Благодаря системе событий встроенный язык также называют событийно-зависимым.
Важно: все возможные события заданы платформой и известны заранее, поэтому придумать что-то новое и неизвестное программе нельзя.
Значения и их коллекции
Значение — то, с чем работает программа. Это данные, записанные с диска или введенные программистом вручную. Программа использует их, обрабатывает и показывает результат. Простые значения бывают разных типов, где каждый задает определенную функцию:
- Null. Используется, чтобы обозначить отсутствие значения.
- Число. Задает число, с которым можно выполнять простые арифметические действия — сложение, вычитание, умножение или деление.
- Дата. Используется для указания даты и времени. Обратите внимание на особенность программирования на 1C — дата и время всегда прописываются полностью, с точностью до секунд.
- Строка. Прописывается в кавычках и задает символьную строку.
- Булево. Получается в результате логических операций и обозначает «правду» или «ложь». Чтобы было понятнее, возьмем в качестве примера операцию Равно: если вы сравните два одинаковых числа, то получите правду, если два разных — ложь.
- Неопределенно. Применяется для значений, не относящихся ни к одному из вышеперечисленных типов.
Совокупность примитивных значений образует объекты встроенного языка. Примером такого объекта являются универсальные коллекции значений — временные хранилища данных, существующие в оперативной памяти компьютера на протяжении одного рабочего сеанса.
Рассмотрим самые значимые коллекции:
- Таблица значений. Объект, служащий для хранения и обработки значений любого типа. Выглядит как обычная таблица, созданная в Excel.
- Дерево значений. То же, что и таблица значений. Отличительная особенность дерева — иерархический способ записи данных. Это значит, что у каждой строки есть подчиненная строка, у которой также могут быть свои подчиненные. Только одна строка, самая первая, считается родительской и не имеет своего родителя.
- Список значений. Временное хранилище данных, позволяет управлять значениями, редактировать их или удалять. Используется для работы с интерфейсом.
- Массив. Служит для сбора и хранения произвольных значений. Массив — пронумерованная коллекция: это значит, что у каждого элемента есть порядковый номер, который называется индексом и начинается с нуля. Массив также может быть многомерным, то есть созданным из других массивов.
- Структура и соответствие. Служат для хранения данных и состоят из двух парных элементов «ключ-значение». Каждое значение здесь имеет собственное уникальное имя, т. е. ключ. В структуре ключ — строго строкового типа, а значение — произвольного. В соответствии ключ также становится произвольным.
Как программировать на 1C
Весь процесс программирования происходит в уже знакомом нам модуле. Давайте рассмотрим его поэтапно на примере самой простой программы «Привет, мир!».
- Запустите программу «1C:Предприятие».
- Откройте пустую базу в режиме конфигуратора.
- На панели управления нажмите на «Открыть конфигурацию».
- В открывшемся меню правой кнопкой мыши нажмите на пункт «Конфигурация» и откройте модуль приложения.
- Перед вами открывается пустая программа — текстовый документ, в котором можно писать.
- Наберите команду: Сообщить («Привет, мир!»);.
- Запускаем программу «1C:Предприятие» с помощью кнопки «Начать отладку».
- В приложении появится готовое сообщение.
0 комментариев