Баннер мобильный (1) Пройти тест

Язык 1C

Глоссарий

6 сентября 2023

Поделиться

Скопировано

Содержание

    Язык программирования 1C — язык для создания кодов и алгоритмов внутри программного обеспечения «1C:Предприятие» и оптимизированный для работы на платформе. Он не имеет собственного названия и обозначается как «встроенный язык программирования».

    Где используется 1C

    Язык 1C — предметно-ориентированный: коды на нем пишутся только на платформе «1С:Предприятие». Целевая аудитория программы — крупные организации и предприятия. Они используют платформу для систематизации бизнеса и полной автоматизации таких процессов, как составление отчетов, ведение бухгалтерии и документооборот.

    Особенности 1C

    1C считается языком высокого уровня. Он схож с такими языками, как JavaScript, Pascal и BASIC, что значительно облегчает его изучение. В то же время у 1С есть ряд характерных особенностей, отличающих его от других языков программирования.

    1. Простота. У этого языка низкий порог вхождения. Обычно разработчики изменяют готовые типовые конфигурации, что делает программирование на 1C понятным для начинающих.
    2. Доступность. Все коды пишутся на русском, что значительно экономит время, затрачиваемое на перевод. Но 1C — двуязычная программа: по желанию вы можете свободно программировать и на английском языке.
    3. Предварительная компиляция. Модули, написанные на языке 1C, перед началом исполнения компилируются во внутренний байт-код.
    4. Сохранение скомпилированных модулей. Все они остаются в кэше. 
    5. Мягкая типизация. Типы переменных определяются их значением.
    6. Наличие синтаксис-помощника. Это справочник-подсказка, содержащий всю информацию о синтаксисе 1C и правилах работы.

    Из чего состоит «1C:Предприятие»

    Программа 1C состоит из двух частей: платформы и конфигурации. 

    Платформа
    — это база, на основе которой разрабатываются конфигурации: без нее создание и изменение конфигураций невозможно.
    Конфигурация или прикладное решение
    — написанная на языке 1C программа, которую используют пользователи. Одна платформа может содержать сразу несколько конфигураций. По методу разработки конфигурации делятся на типовые — созданные самой компанией — и нетиповые. К последним относят разработанные с нуля или видоизмененные типовые конфигурации.

    Что такое переменные

    Переменные — место размещения данных, необходимое для их временного хранения в процессе обработки. Это значит, что все ваши переменные исчезают после того как программа завершается. В переменной можно хранить только одно значение.

    У каждой переменной есть свое имя, которое образуется по следующим правилам:

    1. Каждое имя начинается с русской или английской буквы. Также допустимо начало со знака «_».
    2. Имя может содержать числа, но не может с них начинаться.
    3. Длина имени не ограничена.
    4. Нельзя использовать букву «ё».
    5. Имя не должно содержать пробелов.

    Создать переменную проще простого. Для этого достаточно просто придумать имя и записать его перед знаком равенства. Например:

    МойНомерДома = 3;

    Переменные объявляются в явном и неявном виде, при этом назначение типа переменной всегда будет неявным. Объявлять переменную в явном виде совсем не обязательно. 

    Модули и методы

    Программный код 1C расположен в конфигурации. Сама конфигурация состоит из объектов, а объекты — из модулей. Именно здесь хранится код.

    Модуль — это текстовый файл с прописанным программным кодом.

    Но что программа делает с готовыми модулями? 

    Чтобы выполнить какое-то действие с объектом и изменить конфигурацию, программа использует методы — различные способы, запускающие процесс обработки данных. Определенный набор методов уже заранее создан разработчиками программы, но вы также можете создать собственные методы, написав их на 1C.

    События

    У программы 1C есть свой жизненный цикл: запуск, действия пользователя, выключение. Команды, которые задаются пользователем, выполняются программой и вносят определенные изменения, называются событиями

    События — набор действий, которые используются в конкретных ситуациях. Это значит, что исполнение модулей происходит только тогда, когда возникает нужное событие. Благодаря системе событий встроенный язык также называют событийно-зависимым. 

    Важно: все возможные события заданы платформой и известны заранее, поэтому придумать что-то новое и неизвестное программе нельзя.

    Значения и их коллекции

    Значение — то, с чем работает программа. Это данные, записанные с диска или введенные программистом вручную. Программа использует их, обрабатывает и показывает результат. Простые значения бывают разных типов, где каждый задает определенную функцию:

    • Null. Используется, чтобы обозначить отсутствие значения.
    • Число. Задает число, с которым можно выполнять простые арифметические действия — сложение, вычитание, умножение или деление.
    • Дата. Используется для указания даты и времени. Обратите внимание на особенность программирования на 1C — дата и время всегда прописываются полностью, с точностью до секунд.
    • Строка. Прописывается в кавычках и задает символьную строку.
    • Булево. Получается в результате логических операций и обозначает «правду» или «ложь». Чтобы было понятнее, возьмем в качестве примера операцию Равно: если вы сравните два одинаковых числа, то получите правду, если два разных — ложь.
    • Неопределенно. Применяется для значений, не относящихся ни к одному из вышеперечисленных типов.

    Совокупность примитивных значений образует объекты встроенного языка. Примером такого объекта являются универсальные коллекции значений — временные хранилища данных, существующие в оперативной памяти компьютера на протяжении одного рабочего сеанса.

    Рассмотрим самые значимые коллекции:

    • Таблица значений. Объект, служащий для хранения и обработки значений любого типа. Выглядит как обычная таблица, созданная в Excel. 
    • Дерево значений. То же, что и таблица значений. Отличительная особенность дерева — иерархический способ записи данных. Это значит, что у каждой строки есть подчиненная строка, у которой также могут быть свои подчиненные. Только одна строка, самая первая, считается родительской и не имеет своего родителя.
    • Список значений. Временное хранилище данных, позволяет управлять значениями, редактировать их или удалять. Используется для работы с интерфейсом.
    • Массив. Служит для сбора и хранения произвольных значений. Массив — пронумерованная коллекция: это значит, что у каждого элемента есть порядковый номер, который называется индексом и начинается с нуля. Массив также может быть многомерным, то есть созданным из других массивов.
    • Структура и соответствие. Служат для хранения данных и состоят из двух парных элементов «ключ-значение». Каждое значение здесь имеет собственное уникальное имя, т. е. ключ. В структуре ключ — строго строкового типа, а значение — произвольного. В соответствии ключ также становится произвольным.

    Как программировать на 1C

    Весь процесс программирования происходит в уже знакомом нам модуле. Давайте рассмотрим его поэтапно на примере самой простой программы «Привет, мир!».

    1. Запустите программу «1C:Предприятие».
    2. Откройте пустую базу в режиме конфигуратора.
    3. На панели управления нажмите на «Открыть конфигурацию».
    4. В открывшемся меню правой кнопкой мыши нажмите на пункт «Конфигурация» и откройте модуль приложения.
    5. Перед вами открывается пустая программа — текстовый документ, в котором можно писать. 
    6. Наберите команду: Сообщить («Привет, мир!»);.
    7. Запускаем программу «1C:Предприятие» с помощью кнопки «Начать отладку».
    8. В приложении появится готовое сообщение.

    Поделиться

    Скопировано

    0 комментариев

    Комментарии