Как джуну строить отношения в команде?

_-it-29
Правила общения с тимлидом и коллегами от экспертов

Это рубрика, в которой эксперты отвечают на актуальные и волнующие вопросы об IT-профессиях, будущем сферы и ее перспективах.

Дмитрий Коновалов,

операционный директор Extyl

IT — это всегда командная работа, поэтому важно с первого дня выстраивать хорошие отношения с коллегами и тимлидом. Коллектив будет рад принять ответственного новичка, который готов развиваться и помогать компании расти. Поэтому начинающим IT-специалистам важно быть инициативными, заинтересованными и показывать, что они готовы трудиться.

Чтобы выстроить отношения с коллегами я советую:

  • Наблюдать. Даже внутри одной компании в каждой команде свои правила и традиции. Чтобы избежать недопониманий и негатива, нужно проанализировать, как члены команды общаются друг с другом. Например, мы с коллегами любим обмениваться подборками смешных мемов, потому что это помогает расслабиться и зарядиться хорошим настроением. Но в другом коллективе это может быть неприемлемо, потому что будет расцениваться как флуд.
  • Найти неформального лидера. Этот человек может дать советы, которые помогут влиться в коллектив. Определить неформального лидера можно по нескольким признакам. Во-первых, он обладает авторитетом: коллеги прислушиваются к его мнению, а в обсуждении его слово остается последним. Во-вторых, он заинтересован в развитии компании и команды, поэтому направляет и мотивирует других. В-третьих, сотрудники часто обращаются к нему по нерабочим вопросам и хотят провести с ним время.
  • Не учить других. Конфликт между новичками и командой часто возникает, когда начинающие специалисты начинают критиковать коллег и указывать им, как правильно работать. Это приводит к негативу в коллективе и портит отношения.
  • Просить о помощи. Это помогает разобраться с вопросами и сложностями и завести диалог, чтобы наладить контакт с коллегами. Члены команды заинтересованы в том, чтобы новички скорее адаптировались, поэтому готовы прийти на помощь.

Чтобы новичку было комфортно работать со своим тимлидом, важно:

  • Узнавать правила и соблюдать их. В начале работы IT-специалисту необходимо понять, что от него ждут. Лучше прямо спросить у тимлида, на что обратить внимание, что недопустимо. Например, мы фиксируем время, которое ушло на задачу. И игнорирование этого правила неприемлемо, потому что мешает выстроить прозрачную систему отчетности перед клиентом.
  • Задавать вопросы. Все когда-то решают новые для себя задачи, и находиться в непонимании — это нормально. Тимлид обязательно поможет. Но сначала нужно попробовать разобраться самостоятельно и поискать решение в интернете. Руководитель ценит свое время, поэтому не стоит задавать ему вопрос, ответ на который находится по первой ссылке в поисковике.
  • Сообщать о неудачах. Начинающий специалист не должен бояться рассказывать о проблемах, потому что тимлиду важно понимать, в чем у новичка возникают сложности. Тогда он поможет ему разобраться или вовремя урегулирует последствия.
  • Уточнять обратную связь. Чтобы исправить ошибки, их нужно увидеть. Поэтому новичку важно регулярно получать от тимлида фидбек о своей работе, чтобы адаптироваться и развиваться. Первое время оптимально просить обратную связь еженедельно, а потом сократить до 1 раза в несколько недель.

Максим Кравец,

CEO Holyweb

Адаптацию джуна в команде можно сравнить с занятиями в футбольном клубе. Когда молодой футболист только приходит, он выполняет рутинные простые задачи, например носит мячики. Так новичок понимает, как устроены отношения в команде, и органично в нее вливается.

Плох тот джун, который не хочет стать сеньором. Если будешь постоянно подавать мячи и не показывать сопротивления этому, тебя будут считать безыдейным, бесцельным специалистом. В какой-то момент нужно сказать: «Эти задачи я перерос. Дайте мне другие».

У этого процесса роста есть три этапа.

  1. Ознакомление. Нужно быстро вникать и разбираться, что происходит вокруг. Быть на связи, показывать свою вовлеченность. Обычно этот этап занимает 1-3 месяца.
  2. Становление. Необходимо подстроиться под ритм команды. Понимать, в какой момент необходимо ускориться, потому что одновременно прилетело много задач, а в какой — притормозить, заняться рефакторингом кода и просто оглядеться по сторонам.
  3. Постоянное развитие. Нельзя постоянно оставаться в джунах. Если ты уже готов справляться с более сложными задачами, чем тебе предлагают, об этом нужно сказать. Быть вечным падаваном — тоже плохо.

Если вы хотите в IT, но боитесь ошибиться с выбором или что потом не справитесь, предлагаем пройти профориентационный курс. Вы на практике попробуете разные профессии и определите, что вам действительно нравится и что получается делать, а затем пройдете обучение и сможете войти в свою первую команду.

Курсы по теме

(рейтинг: 5, голосов: 2)
Добавить комментарий

  1. Любовь

    Я во всем с вами согласна. Онлайн работа сложнее, нет»общего» представления ни в чем. Создается впечатление оторванности от мира и сознаности себя затерянной песчинкой в каком-то неизведанном пространсве. Где свой, где чужой, и вообще кто есть кто? Кому и что можно говорить и чего нельзя. Не видеть и не слышать окружение, а только осязать каким-то шестым чувством общую атмосферу! Этому видимо тоже надо учиться и выработать какие-то привычки и навыки. Как понять структуру общего пространства в котором предстоит «плавать».
    Я, правильно понимаю, факт-выполняю работу как YOU и продолжаю осваивать прежнюю программу? Общаться на русском языке не возбраняется? Изучения английского в процессе.
    Спасибо. Любовь

    Ответить