Баннер мобильный (3) Пройти тест

Как изменится система высшего образования в 2025 году

Бакалавриат и магистратура — все?

Разбор

24 августа 2024

Поделиться

Скопировано
Как изменится система высшего образования в 2025 году

Содержание

    В России готовится реформа высшего образования. Изменения коснутся прежде всего бакалавриата и магистратуры — их заменят на «высшее образование» и «специализированное высшее образование». В статье разбираемся, что изменится и как это повлияет на тех, кто поступает в вуз в 2024–2025 годах.

    Как Россия выходила из Болонской системы

    Болонский процесс был задуман в конце прошлого века как инструмент создания единого образовательного пространства на территории Европы. Его цель — облегчить переезд студентов и выпускников, а также упростить трудоустройство иностранных выпускников в странах-участниках. Россия присоединилась к процессу в 2003 году.

    Все страны в Болонской системе образования должны:

    • перестроить систему образования на трехуровневую (на каждую последующую ступень можно поступать только после предыдущей): бакалавриат — 3–4 года, магистратура — 1–2 года, докторантура — 3 года;
    • внедрить систему образовательных кредитов ECTS (European Credit Transfer System), чтобы оценивать «вес» образовательных программ и перезасчитывать академические часы в программах студенческого обмена. Студент зарабатывает 1 кредит за 36 академических часов;
    • выдавать вместе с дипломом специальное приложение европейского образца на английском языке. 

    В 2007 году Государственная дума приняла закон (в 2013-м он утратил силу после принятия нового Федерального закона), по которому вводились уровни высшего образования по европейским стандартам. Появилась система «4+2» — четырехлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура. 

    Новый формат подвергался критике сторонников советской школы, где студенты учились на программах специалитета по 5–6 лет. Среди противников европеизации были и именитые ректоры российских вузов, например ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

    Впрочем, недовольными оставались и сторонники изменений. Дело в том, что полностью интегрироваться в Болонский процесс у России так и не получилось:

    • Поток иностранных студентов и преподавателей в Россию оставался ограниченным.
    • Часть российских вузов так и не начали выдавать приложение европейского образца вместе с дипломом.
    • Не все европейские работодатели были готовы брать на работу специалистов с российскими дипломами по упрощенной схеме.

    В 2019 году президент В.В. Путин предложил вернуть специалитет на программы подготовки учителей русского языка. В 2020 году впервые прозвучала идея предоставлять возможность студентам после второго курса обучения выбирать новое направление, включая смежные профессии. То есть привести систему образования к схеме «2+2+2», где два года студенты учат общие основы профессии, следующие два — получают узкую специализацию и последние два — учатся в магистратуре.

    Весной 2022 года Россия заявила о выходе из Болонского процесса. Тогда же Минобрнауки поделился планами реформировать систему высшего образования, а дискуссия о судьбе бакалавриата и магистратуры усилилась. Меньше чем через год в рамках послания президента Федеральному собранию прозвучало предложение изменить систему высшего образования в пользу советских традиций специалитета: «Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагается <…> вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием». 

    В мае 2023 года стартовал пилотный проект реформы, который устанавливает два уровня высшего образования: базовое, которое соответствует бакалавриату, и специализированное, соответствующее программам магистратуры. Также проектом вводится «профессиональное образование» — на основе программ аспирантуры. 

    Уровни системы высшего образования в России
    Иллюстрация. Уровни системы высшего образования в России: справа — до реформы, слева — после. 

    В проекте участвуют шесть федеральных вузов:

    • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта;
    • Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет);
    • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
    • Московский педагогический государственный университет;
    • Санкт-Петербургский горный университет;
    • Национальный исследовательский Томский государственный университет.

    В мае 2024 года появились подробности реформы. По словам и. о. министра образования и науки РФ В. Фалькова, за время Болонской системы в России не сложилась эффективная магистратура, поэтому программы этой ступени будут изменены в ходе реформы. Также после реформы выпускники специалитета получат возможность бесплатно поступать на программы специализированного высшего образования — в магистратуру. Сейчас они не могут учиться на бюджете.

    Как будет выглядеть высшее образование в России после реформы

    Информации о том, как конкретно будет выглядеть высшее образование в России к 2026 году, не так много. Скорее всего, многие детали будут зависеть от результатов пилотного проекта. При этом есть общие сведения о будущих изменениях. О них В. Фальков рассказал в ходе доклада Совету Федерации.

    Вот основные предложенные изменения:

    • Отказ от старых терминов. Первое и главное нововведение — отказ от терминов «бакалавриат», «специалитет» и «магистратура». Выданные дипломы по первым двум будут приравнены к дипломам базового высшего образования. Их обладатели, так же как и выпускники обновленных программ, смогут получить специализированное высшее образование (нынешняя магистратура) в том числе на бюджетной основе.
    • Изменение сроков обучения. Сами образовательные программы базового высшего образования будут сильнее различаться по срокам. Так, по некоторым специальностям срок будет достигать пяти с половиной лет вместо установленных четырех. Это может произойти в том числе за счет увеличения часов практики и добавления части магистерских дисциплин на последних курсах обучения. По задумке Минобрнауки, усиление базовых программ позволит сделать поступление в магистратуру необязательным продолжением освоения профессии. К разработке учебных планов в министерстве предлагают привлекать отраслевых лидеров — потенциальных работодателей. 

      Большинство программ специализированного высшего образования будут укорочены до одного года обучения. В министерстве считают, что вместе с усиленными базовыми программами освоить необходимые навыки на новой ступени получится быстрее. При этом программы специализированного образования могут сохраниться не во всех вузах
    • Изменение диплома. По предложению В. Фалькова, в дипломе вместо направления подготовки и степени бакалавра или магистра вузы начнут указывать специальность выпускника, например «учитель географии». Задумано это для удобства работодателей. 
    Бакалавриат
    Магистратура
    Аспирантура
    Название 
    Базовое высшее
    Специализированное высшее
    Аспирантура
    Сроки обучения
    Сроки обучения увеличатся с 4 лет до 5,5 лет на некоторых специальностях. Длительность обучения будет сильно зависеть от направления подготовки. 
    Сроки обучения сократятся до 1 года.
    Сроки обучения на большинстве программ сохранятся и составят 3 года.
    Поступление
    В ходе реформы будет изменен порядок расчета контрольных цифр приема. Он будет основан на прогнозе кадровой потребности. Как именно это будет осуществляться и как повлияет на число бюджетных мест, прогнозировать сложно. 
    Поступать смогут обладатели всех дипломов базового высшего, но число вузов сократится. Это может повысить конкурс на бюджетные места. 
    Реформа не предполагает существенных изменений, которые могут повлиять на конкурс среди абитуриентов.
    Что написано в дипломе
    Исчезнет приложение европейского образца. Вместо степени в дипломе будет указана специальность выпускника.
    Аналогично.
    Аналогично.

    Как реформа высшего образования повлияет на студентов и абитуриентов

    Больше всего грядущая реформа образования волнует тех, кто сейчас учится на программах бакалавриата или планирует поступление в ближайшие несколько лет. Важно помнить, что изменения вступят в силу не сразу. Перестроить систему целиком за один год не получится, поэтому стоит ожидать постепенного перехода к новым образовательным стандартам. Пилотный проект продлится до 2026 года, а в 2025-м остальные вузы начнут переход к новой системе. Закончить реформу министерство образования и науки планирует только в 2026 году.

    Для абитуриентов бакалавриата

    Ключевое изменение реформы для абитуриентов базового высшего — это изменение расчета контрольных цифр приема. Как отметил министр образования и науки, этот процесс будет существенно скорректирован. Со следующего года планировать и распределять бюджетные места будут на основе единого прогноза потребности в кадрах. Каждый год его будет разрабатывать Министерство труда и социальной защиты.

    Для студентов бакалавриата

    Студенты, которые учатся на программах бакалавриата сейчас, закончат обучение по установленному учебному плану и получат стандартные дипломы. Как и дипломы тех, кто уже выпустился, — они будут приравнены к дипломам о базовом высшем образовании.

    Для тех, кто планирует поступление в магистратуру

    Сложности с поступлением на специализированное высшее могут возникнуть прежде всего у тех, кто планировал сменить специальность. Например, после филологии поступить на IT-программу. Однако и такие ограничения сейчас только обсуждаются. В официальных документах их пока нет. 

    Как относятся к реформе образования 

    Как показывают опросы, большинство жителей России занимают нейтральную позицию — таких 41%. Еще 20% будущие изменения поддерживают, и только 18% выступают против.

    Скорее всего, люди мало знают о реформе. Более трети опрошенных — 37% — узнали о ней уже во время опроса. Только 20% респондентов знают об изменениях, и 40% лишь слышали о них, не углубляясь в детали. 

    Треть участников опроса уверены, что отказ от бакалавриата и специалитета в пользу базового высшего образования улучшит подготовку профессионалов. Среди преимуществ новой формы обучения отмечают более глубокое изучение дисциплин — 31%, лучшую подготовку к профессии — 28%, возможность сосредоточиться на одном направлении — 19% и повышение конкурентоспособности выпускников — 16%. 

    Среди недостатков отказа от бакалавриата и специалитета респонденты выделили увеличение учебной нагрузки — 43%, продление сроков обучения — 42% и рост стоимости образования — 39%. 

    Как изменится система высшего образования после реформы — главное

    1. Понятия «бакалавриат», «специалитет» и «магистратура» будут отменены. Им на замену придут «базовое высшее образование» и «специализированное высшее образование».‎
    2. Сроки обучения по программам бывшего бакалавриата увеличатся до 5,5 лет по отдельным специальностям. 
    3. Срок обучения по программам бывшей магистратуры сократится до 1 года.
    4. Изменится система расчета контрольных цифр приема на образовательные программы. Теперь они будут ежегодно корректироваться в соответствии с кадровыми потребностями рынка труда в России.
    5. Право на бюджетное обучение на программах специализированного высшего появится у выпускников специалитетов.
    6. Вводится третий уровень высшего образования на основе программ аспирантуры — «профессиональное высшее образование».‎
    7. Из российских дипломов исчезнет приложение европейского образца.
    8. Вместо степени «бакалавра» или «магистра» и направления подготовки в дипломе теперь будут указывать специальность, например «учитель начальных классов». 

    Разбор

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии