В России готовится реформа высшего образования. Изменения коснутся прежде всего бакалавриата и магистратуры — их заменят на «высшее образование» и «специализированное высшее образование». В статье разбираемся, что изменится и как это повлияет на тех, кто поступает в вуз в 2024–2025 годах.
Как Россия выходила из Болонской системы
Болонский процесс был задуман в конце прошлого века как инструмент создания единого образовательного пространства на территории Европы. Его цель — облегчить переезд студентов и выпускников, а также упростить трудоустройство иностранных выпускников в странах-участниках. Россия присоединилась к процессу в 2003 году.
Все страны в Болонской системе образования должны:
- перестроить систему образования на трехуровневую (на каждую последующую ступень можно поступать только после предыдущей): бакалавриат — 3–4 года, магистратура — 1–2 года, докторантура — 3 года;
- внедрить систему образовательных кредитов ECTS (European Credit Transfer System), чтобы оценивать «вес» образовательных программ и перезасчитывать академические часы в программах студенческого обмена. Студент зарабатывает 1 кредит за 36 академических часов;
- выдавать вместе с дипломом специальное приложение европейского образца на английском языке.
В 2007 году Государственная дума приняла закон (в 2013-м он утратил силу после принятия нового Федерального закона), по которому вводились уровни высшего образования по европейским стандартам. Появилась система «4+2» — четырехлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура.
Новый формат подвергался критике сторонников советской школы, где студенты учились на программах специалитета по 5–6 лет. Среди противников европеизации были и именитые ректоры российских вузов, например ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.
Впрочем, недовольными оставались и сторонники изменений. Дело в том, что полностью интегрироваться в Болонский процесс у России так и не получилось:
- Поток иностранных студентов и преподавателей в Россию оставался ограниченным.
- Часть российских вузов так и не начали выдавать приложение европейского образца вместе с дипломом.
- Не все европейские работодатели были готовы брать на работу специалистов с российскими дипломами по упрощенной схеме.
В 2019 году президент В.В. Путин предложил вернуть специалитет на программы подготовки учителей русского языка. В 2020 году впервые прозвучала идея предоставлять возможность студентам после второго курса обучения выбирать новое направление, включая смежные профессии. То есть привести систему образования к схеме «2+2+2», где два года студенты учат общие основы профессии, следующие два — получают узкую специализацию и последние два — учатся в магистратуре.
Весной 2022 года Россия заявила о выходе из Болонского процесса. Тогда же Минобрнауки поделился планами реформировать систему высшего образования, а дискуссия о судьбе бакалавриата и магистратуры усилилась. Меньше чем через год в рамках послания президента Федеральному собранию прозвучало предложение изменить систему высшего образования в пользу советских традиций специалитета: «Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагается <…> вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием».
В мае 2023 года стартовал пилотный проект реформы, который устанавливает два уровня высшего образования: базовое, которое соответствует бакалавриату, и специализированное, соответствующее программам магистратуры. Также проектом вводится «профессиональное образование» — на основе программ аспирантуры.
В проекте участвуют шесть федеральных вузов:
- Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта;
- Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет);
- Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»;
- Московский педагогический государственный университет;
- Санкт-Петербургский горный университет;
- Национальный исследовательский Томский государственный университет.
В мае 2024 года появились подробности реформы. По словам и. о. министра образования и науки РФ В. Фалькова, за время Болонской системы в России не сложилась эффективная магистратура, поэтому программы этой ступени будут изменены в ходе реформы. Также после реформы выпускники специалитета получат возможность бесплатно поступать на программы специализированного высшего образования — в магистратуру. Сейчас они не могут учиться на бюджете.
Как будет выглядеть высшее образование в России после реформы
Информации о том, как конкретно будет выглядеть высшее образование в России к 2026 году, не так много. Скорее всего, многие детали будут зависеть от результатов пилотного проекта. При этом есть общие сведения о будущих изменениях. О них В. Фальков рассказал в ходе доклада Совету Федерации.
Вот основные предложенные изменения:
- Отказ от старых терминов. Первое и главное нововведение — отказ от терминов «бакалавриат», «специалитет» и «магистратура». Выданные дипломы по первым двум будут приравнены к дипломам базового высшего образования. Их обладатели, так же как и выпускники обновленных программ, смогут получить специализированное высшее образование (нынешняя магистратура) в том числе на бюджетной основе.
- Изменение сроков обучения. Сами образовательные программы базового высшего образования будут сильнее различаться по срокам. Так, по некоторым специальностям срок будет достигать пяти с половиной лет вместо установленных четырех. Это может произойти в том числе за счет увеличения часов практики и добавления части магистерских дисциплин на последних курсах обучения. По задумке Минобрнауки, усиление базовых программ позволит сделать поступление в магистратуру необязательным продолжением освоения профессии. К разработке учебных планов в министерстве предлагают привлекать отраслевых лидеров — потенциальных работодателей.
Большинство программ специализированного высшего образования будут укорочены до одного года обучения. В министерстве считают, что вместе с усиленными базовыми программами освоить необходимые навыки на новой ступени получится быстрее. При этом программы специализированного образования могут сохраниться не во всех вузах. - Изменение диплома. По предложению В. Фалькова, в дипломе вместо направления подготовки и степени бакалавра или магистра вузы начнут указывать специальность выпускника, например «учитель географии». Задумано это для удобства работодателей.
Как реформа высшего образования повлияет на студентов и абитуриентов
Больше всего грядущая реформа образования волнует тех, кто сейчас учится на программах бакалавриата или планирует поступление в ближайшие несколько лет. Важно помнить, что изменения вступят в силу не сразу. Перестроить систему целиком за один год не получится, поэтому стоит ожидать постепенного перехода к новым образовательным стандартам. Пилотный проект продлится до 2026 года, а в 2025-м остальные вузы начнут переход к новой системе. Закончить реформу министерство образования и науки планирует только в 2026 году.
Для абитуриентов бакалавриата
Ключевое изменение реформы для абитуриентов базового высшего — это изменение расчета контрольных цифр приема. Как отметил министр образования и науки, этот процесс будет существенно скорректирован. Со следующего года планировать и распределять бюджетные места будут на основе единого прогноза потребности в кадрах. Каждый год его будет разрабатывать Министерство труда и социальной защиты.
Для студентов бакалавриата
Студенты, которые учатся на программах бакалавриата сейчас, закончат обучение по установленному учебному плану и получат стандартные дипломы. Как и дипломы тех, кто уже выпустился, — они будут приравнены к дипломам о базовом высшем образовании.
Для тех, кто планирует поступление в магистратуру
Сложности с поступлением на специализированное высшее могут возникнуть прежде всего у тех, кто планировал сменить специальность. Например, после филологии поступить на IT-программу. Однако и такие ограничения сейчас только обсуждаются. В официальных документах их пока нет.
Как относятся к реформе образования
Как показывают опросы, большинство жителей России занимают нейтральную позицию — таких 41%. Еще 20% будущие изменения поддерживают, и только 18% выступают против.
Скорее всего, люди мало знают о реформе. Более трети опрошенных — 37% — узнали о ней уже во время опроса. Только 20% респондентов знают об изменениях, и 40% лишь слышали о них, не углубляясь в детали.
Треть участников опроса уверены, что отказ от бакалавриата и специалитета в пользу базового высшего образования улучшит подготовку профессионалов. Среди преимуществ новой формы обучения отмечают более глубокое изучение дисциплин — 31%, лучшую подготовку к профессии — 28%, возможность сосредоточиться на одном направлении — 19% и повышение конкурентоспособности выпускников — 16%.
Среди недостатков отказа от бакалавриата и специалитета респонденты выделили увеличение учебной нагрузки — 43%, продление сроков обучения — 42% и рост стоимости образования — 39%.
Как изменится система высшего образования после реформы — главное
- Понятия «бакалавриат», «специалитет» и «магистратура» будут отменены. Им на замену придут «базовое высшее образование» и «специализированное высшее образование».
- Сроки обучения по программам бывшего бакалавриата увеличатся до 5,5 лет по отдельным специальностям.
- Срок обучения по программам бывшей магистратуры сократится до 1 года.
- Изменится система расчета контрольных цифр приема на образовательные программы. Теперь они будут ежегодно корректироваться в соответствии с кадровыми потребностями рынка труда в России.
- Право на бюджетное обучение на программах специализированного высшего появится у выпускников специалитетов.
- Вводится третий уровень высшего образования на основе программ аспирантуры — «профессиональное высшее образование».
- Из российских дипломов исчезнет приложение европейского образца.
- Вместо степени «бакалавра» или «магистра» и направления подготовки в дипломе теперь будут указывать специальность, например «учитель начальных классов».