Баннер мобильный (1) Пройти тест

Как машинный перевод экономит время переводчиков

Объясняет технический специалист из бюро переводов

Разбор

28 февраля 2024

Поделиться

Скопировано
Как машинный перевод экономит время переводчиков

Содержание

    Машинное обучение упрощает работу специалистов в самых разных областях, например, переводчикам. Хотя без живых людей по-прежнему не обойтись, их роль в процессе меняется. Технический специалист MedConsult Татьяна Апраксина рассказывала, как в бюро внедрили машинный перевод, как выглядит работа с ним на практике и каких результатов удалось достичь.

    У переводчиков есть популярный анекдот: «Голый кондуктор бежит под вагоном» — так выглядит автоматический перевод фразы «A naked conductor runs under the tram» без учета контекста. А должно быть: «Оголенный провод проходит под вагоном». Примерно так выглядел и машинный перевод еще в 2008 году. Но сейчас все сильно изменилось: перевод, выполненный благодаря алгоритмам, сложно отличить от «человеческого». Да, полностью заменить переводчиков нельзя, но новые технологии сильно повышают качество и скорость. Разберемся, как это работает, на примере компании MedConsult.

    MedConsult — бюро переводов медицинских документов. Его сотрудники помогают фармацевтическим, медицинским, страховым компаниям и частным заказчикам с переводом документов для регистрации препаратов, выписок из карт и т. д.

    «Мы решили не разрабатывать программы сами, создавать свое решение долго и дорого. На рынке есть поставщики услуг машинного перевода: мы пользуемся программой MemoQ и сервисами компании Intento. Наша задача — сделать использование этих инструментов максимально простым для наших переводчиков. Внедрение проходило непросто Это было непросто: обычно переводчики — очень консервативные люди. Но они попробовали инструмент и поняли, что он значительно облегчает работу. Два года назад мы внутри компании начали внедрять плагин с машинным переводом, и теперь большинство переводчиков сами просят подготовить текст с использованием этой технологии».

    Татьяна Апраксина, специалист по внедрению и поддержке автоматизации в MedConsult

    MemoQ — это программа для перевода текстов, в которой сотрудники используют разные плагины, помогающие в работе. В MedConsult начали использовать ее девять лет назад, отказавшись от обычных Word и Excel, и соответственно перестраивать работу переводчиков.

    Как работает программа для перевода

    Даже без машинного перевода в MemoQ есть много полезных функций. Например, функция «память переводов» — файл, в котором записаны пары «оригинал-перевод». Если программа находит в тексте сегмент, который уже переводили ранее, — его перевод появится автоматически. В работе с медицинской документацией это экономит кучу времени: многие типовые куски документов уже когда-то переводили. А если программа находит похожий переведенный сегмент, то переводчик просто исправляет различающиеся детали.

    Другая функция — глоссарий, словарь терминов. MemoQ позволяет создавать множество глоссариев, по которым программа будет подсвечивать медицинские термины, предлагая правильный перевод. В MedConsult создают глоссарии для каждой компании-заказчика, поэтому все переводчики, работающие над большим пакетом документов одного клиента, используют везде одинаковые термины.

    Качество машинного перевода растет. У того же Google с 2009 по 2019 год работал сервис Translator Toolkit — в нем переводчики получали машинный перевод в веб-интерфейсе. Благодаря этому у Translator Toolkit появился большой массив данных о переводах и ручных исправлениях переводчиков за 10 лет. Эти данные использовали для обучения алгоритмов и повысили качество перевода.

    По словам Татьяны, пока не все работает идеально. Иногда у поставщиков машинного перевода случаются сбои — может прийти текст очень плохого качества. Тогда приходится снова отправлять запросы на серверы и ждать, когда алгоритмы начнут работать правильно.

    Как машинный перевод упрощает работу переводчиков

    Пример: индийская фармацевтическая компания хочет продавать в России новое лекарство. Сначала компания оформит российское представительство и запросит в Минздраве список нужных документов. После этого она обратится в бюро медицинских переводов, чтобы перевести всю документацию с английского и подготовить ее по стандартам Минздрава.

    Компания присылает в бюро большое количество документов: сертификаты, инструкции, результаты исследований и т. д. Чаще всего их присылают в формате сканов в PDF. Поэтому сканы нужно сначала распознать и перевести в удобный для перевода формат — в текстовые документы, например в Microsoft Word.

    В бюро разбирают эти документы по темам и отдают переводчикам, которые, специализируются на конкретных направлениях. Специалист, как правило, имеет медицинское или химическое образование и узкое направление. Если с фармацевтикой могут работать многие, то документы, например, по эндокринологии будет переводить только специалист в этой теме.

    Менеджеры бюро загружают текстовые файлы в программу MemoQ, подключают глоссарии и память переводов, после чего начинает работу переводчик. Если работают с типовым документом — может быть достаточно ручных исправлений из памяти переводов. Если текст нужно перевести с нуля, то работают с плагином для машинного перевода.

    Переводчик использует машинный перевод как инструмент, но за конечный результат все равно отвечает человек. Чтобы документ был переведен правильно, проверяют падежи, стиль, формулировки, терминологию. Документ также утверждает редактор, а затем верстальщики оформляют его в нужной для Минздрава форме.

    Кто занимается машинным переводом?

    Обработкой текста занимаются специалисты по NLP (Natural Language Processing) — направлению Data Science. NLP-дата-сайентисты создают нейросети, которые анализируют исходный текст и выдают перевод. Для этого используют машинное обучение — нейросети обучают на больших наборах данных о правильном переводе слов.

    В этой профессии есть две специальности, но иногда ими занимается один специалист:

    NLP Researcher — исследователь со знаниями в лингвистике. Он подбирает данные для обучения разрабатываемых нейросетей и проводит в них эксперименты по переводу.

    NLP Research Engineer — разработчик со знаниями математики и алгоритмов машинного обучения. Он пишет код на Python, который реализует задачи исследователя.

    Дата-сайентисты могут работать и в других областях машинного обучения, например бизнес-аналитике и компьютерном зрении.

    Что дало внедрение машинного перевода?

    Компания MedConsult работает с программой MemoQ уже девять лет, а плагин для машинного перевода внедрили два года назад. Главное преимущество над простой работой в Word — упрощение редактуры большого проекта, над которым работает несколько переводчиков. Машинный перевод делает работу качественнее и быстрее. Вот каких результатов с его помощью удалось достичь:

    • Улучшилось качество совместного перевода. Все переводчики используют одни и те же глоссарии и память. Поэтому над большим пакетом могут одновременно работать несколько переводчиков: они видят работу друг друга и используют одинаковые термины. Теперь над большим проектом могут работать тридцать переводчиков.
    • Время на перевод сократилось в два раза. Время перевода зависит от разных факторов: сроков заказчика, количества документов, сложности темы. Но если вручную человек раньше переводил 2500–3000 слов в день, то с машинным переводом он делает это в два раза быстрее.

    Как обучить компьютер переводу?

    Мы спросили у Вячеслава Лялина, ведущего автора NLP-трека (интенсивного курса по Natural Language Processing — обработке естественного языка) в Акселераторе Skillfactory, как можно обучить компьютер машинному переводу. По его словам, современные системы перевода можно описать одним предложением: подаем в нейросеть текст на одном языке, а на выходе получаем текст на другом языке.

    До нейронных сетей пользовались статистическими системами. Они были сложными и состояли из большого числа компонентов, таких как модель перевода отдельных фраз, языковая модель, которая старается получить из перевода фраз связный текст, и большого числа других подсистем. А с 2016 года мир начал двигаться в сторону нейронных моделей по нескольким причинам.

    «Во-первых, нейронные модели стали работать лучше статистических, во-вторых, они были проще, но самое главное их качество лучше “склеилось” с данными», — считает Вячеслав.

    Для обучения нейронной системы перевода достаточно большого датасета так называемых параллельных предложений, то есть пар «предложение-перевод». При обучении системе подают на вход предложение, которое хотят перевести, и внутри она преобразует его в набор чисел (векторы). Эта часть нейросети называется энкодером. Дальше эти векторы изначального предложения передаются в следующую часть нейросети — декодер, — которая предсказывает вероятность следующего слова перевода на основе предыдущих слов перевода и слов оригинального предложения.

    Когда система обучена, перевод генерируется пословно. Декодер предсказывает одно слово, после чего оно добавляется в перевод. Дальше декодер на основе векторов из энкодера (информации об оригинальном предложении) и уже сгенерированной части перевода предсказывает следующее слово. Операция повторяется, пока декодер не выдает специальное слово, обозначающее конец перевода.

    Разбор

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии