Обычно мы рассказываем об успешном опыте наших выпускников, но эта история будет от лица работодателя. Что нужно, чтобы попасть на стажировку? Почему сотрудники компании готовы вкладываться в новичков? Что значит «нетоксичная» атмосфера в коллективе? Рассказывает Владимир Толстихин, генеральный директор компании MiOps, а студенты SkillFactory делятся впечатлениями о сотрудничестве.
Как возникла идея стажировок?
MiOps — компания, которая занимается аутсорсингом функции DevOps. Мы выстраиваем процессы CI/CD, управляем конфигурациями, занимаемся контейнеризацией сервисов, резервным копированием, осуществляем мониторинг инфраструктуры и бизнес-метрик. Среди наших клиентов — М.Видео, Faberlic, ПИК и другие российские и зарубежные компании.
DevOps-инженер — это специалист, который тесно взаимодействует с командой разработки, поэтому есть мнение, что он обязательно должен состоять в штате компании. На своих проектах мы опровергаем это. Мы настолько глубоко погружаемся в специфику компании и интегрируемся со всеми инструментами управления, что через некоторое время ни у кого не возникает вопроса, кто где оформлен. То есть мы работаем единой командой с заказчиком. У нас невозможно услышать фразу «Проблема на вашей стороне».
Что делает DevOps-инженер?
Он синхронизирует все этапы создания программного продукта: от написания кода до тестирования и релиза.
Его задачи:
1. на этапе планирования работы помогает решить, какая архитектура будет у приложения, как оно будет масштабироваться;
2. мониторит работоспособность всех сред и инструментов разработки;
3. автоматизирует (где это возможно) определенные стадии создания продукта. Например, организацию автоматического тестирования создаваемого ПО;
4. налаживает коммуникацию между участниками команды;
5. решает задачи, которые помогают организовать работу разработчиков, тестировщиков, системных администраторов и менеджеров.
Читайте также: Кто такой DevOps-инженер?
Спрос на DevOps-инженеров сейчас существенно превышает количество кандидатов на рынке, поэтому мы подумали, что лучший выход — это выращивать своих специалистов. Мы обратились в онлайн-школы с предложением сотрудничества: исходили из того, что школы заинтересованы, чтобы их специалисты устраивались на работу после прохождения курсов. А мы заинтересованы в стажерах, которые пошли на курсы DevOps. Нам кажется, это значит, что человек определился с вектором своего развития и выбрал, в какой сфере он хочет развиваться. Надо сказать, что мы не прогадали.
Именно в Карьерном центре SkillFactory проявили самый большой интерес и получился успешный кейс. Мы уже сделали оффер двум специалистам и будем предлагать работу еще двоим стажерам.
Как проходит стажировка?
Стажировки длятся три месяца, после этого, если все прошло хорошо, мы делаем оффер. У каждого стажера есть наставник, который корректирует его работу, проверяет результат, отвечает на вопросы и помогает раскрыть его потенциал. Сначала задачи простые и работа идет только в среде разработки и тестовой среде. Далее задачи усложняются.
Примеры задач, которые выполняют стажеры:
- написание ролей Ansible (система управления конфигурациями) по нескольким проектам;
- развертывание серверов в кластере Kubernetes по заданным шаблонам;
- написание документации;
- сборка образов приложений;
- конфигурирование балансировщика;
- взаимодействие с поставщиками облачных услуг.
Стажировка оплачивается. Наши стажеры — это специалисты, которые, как правило где-то работают, но при этом хотят развиваться в сфере DevOps. Поэтому они не могут позволить себе уйти с работы и стажироваться бесплатно.
Мы работаем удаленно, занятость стажеров от четырех часов в день. Это минимальное время, чтобы погрузиться в новую сферу, при этом можно совмещать с основной работой.
Каких людей мы ищем?
Наш стажер должен знать и уметь основные вещи: базовое администрирование Linux, работа с одной из популярных СУБД (PostgreSQL, MySQL), сетевой стек. Всегда плюс, если он понимает Docker, основы виртуализации и контейнеризации.
Мы стараемся создать нетоксичную среду и быть компанией, в которой комфортно работать, узнавать новое и решать интересные задачи. Для нас важен психологический климат в команде. Если мы видим, что у кандидата хорошие компетенции, но он позволяет себе, например, некорректные высказывания в адрес коллег или считает, что не нужно обосновывать свою точку зрения, мы не будем предлагать ему работу.
Такой же подход применим и к партнерам. Недавно мы отказались от одного клиента. Это крупная IТ-компания, в которой тимлид высокого профессионального уровня настолько токсично общался с нашими специалистами, что мы решили прекратить с ним работу.
В идеале у стажера должен быть опыт системного администрирования — считается, что это самый короткий путь в профессию. Но если кандидат, к примеру, программист или дата-сайентист и ему близка философия DevOps, нравится заниматься серверами и облаками, то его мы тоже возьмем.
Первые результаты и планы
Когда мы запускали программу стажировок, мы хотели привлечь заинтересованных людей и обучить их определенному технологическому стеку и нашим подходам. Сейчас можно сказать, что у нас все получилось: мы уже наняли двух сотрудников и отработали процессы стажерской программы (подготовили тестовые задания, определили круг задач, к которым можем допускать стажеров, подготовили обучающие материалы, выработали критерии отбора кандидатов). В ближайшее время планируем взять на стажировку еще трех специалистов.
Главное, что нужно делать, чтобы получить оффер — ответственно подходить к выполнению задач. Мы понимаем, что стажер многого не знает, поэтому никогда не назовем его вопрос глупым. Наоборот, мы стараемся культивировать подход «Не знаешь — спроси». Если мы видим, что стажеру нравится профессия, он хочет развиваться в ней и работать у нас в компании, то приглашаем его к нам.
Чтобы стать уверенным специалистом, ему потребуется около года. Сначала сотрудник будет заниматься небольшим блоком работ, а когда получит нужный опыт, сможет отвечать за проект целиком. Надеемся, что все наши новые коллеги успешно пройдут этот путь.