Роман Селезнев руководил тендерным отделом в компании, которую открыл вместе с приятелем после окончания вуза. Он решил учиться продуктовому менеджменту, пошел на курс и через некоторое время начал искать работу. Найти ее долго не получалось — и Роман нашел выход. Он рассказал, как один вопрос может решить крупную проблему и что делают продакт-менеджеры.
Что я делал раньше
До того как стать продуктовым менеджером, я выучился на менеджера в авиации в МАИ: специальность «Управление персоналом на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности». Профессию не выбирал по душе, пошел туда, потому что считалось, что надо получить высшее образование.
Не сказал бы, что мне было увлекательно учиться. Когда тебе в 16 лет рассказывают про антикризисный менеджмент, ты мало что понимаешь. Диплом мной до сих пор не востребован, лежит на полке. После выпуска из вуза мой приятель предложил открыть интернет-магазин по продаже расходных материалов для оргтехники, и я начал работать с ним.
Мы всё делали с нуля и на свои деньги. За 4,5 года работы там я занимался совершенно разной деятельностью: доставлял заказы, обзванивал клиентов, управлял закупками и нанимал персонал. На конечном этапе выстроил тендерный отдел, работал с закупками, заключением контрактов и обучением новых сотрудников.
Работа шла больше бессистемно. Мне не нравилось этим заниматься, чувствовал, что это не мое. Конечной точкой для меня стала задача редизайна сайта: все проходило долго и эмоционально тяжело, не было никакого проектного подхода, все руководствовались только посылом «А давайте сделаем», не опираясь даже на цифры.
Никто не знал, что и как нужно делать, и я начал искать информацию о том, как можно декомпозировать задачи, выстраивать коммуникацию с разработчиками, управлять процессом. Пошел на короткий курс по проектному управлению, а после него решил, что мне это нравится, и начал искать что-то более серьезное.
Как я учился и что меня мотивировало
Я поставил перед собой цель: стать менеджером проектов. Сложно на курсе не было, я тратил на учебу максимум два-три часа в неделю, иногда даже ускорялся и хотел быстрее проходить программу. При этом параллельно продолжал работать.
Понравился один из проектов с партнером образовательной платформы, компанией Clovery. Нужно было анализировать данные и прогнозировать аварии на буровых установках для Министерства энергетики: мы получали информацию с буровых скважин и должны были предсказать вероятность возникновения «прихвата» — так называется момент, когда на установке происходит поломка.
Как я искал работу
Смотреть вакансии и откликаться я начал еще во время учебы. Специалисты Центра карьеры помогли переработать резюме, я менял его несколько раз. Поначалу я искал базовые позиции для джунов, людей с небольшим опытом или без него. Откликов долго не было, но я упорно продолжал отправлять резюме и делать тестовые задания.
Так как ответов я не получал, решил сменить стратегию: искать не работу, а стажировку. Вот тогда дело сдвинулось с мертвой точки, меня начали приглашать на собеседования. Подходящего для себя места я все еще не находил, поэтому решил написать своему наставнику Павлу Максимову. Он всегда поддерживал нас в процессе учебы, поэтому я решил прийти к нему за советом.
Я рассказывал ему про отклики и свой поиск работы, и вдруг он сбросил мне ссылку на стажировку в компании Agima. Я уже видел эту вакансию раньше, но тогда не придал ей значения. По совету Павла решил откликнуться, и меня взяли, причем довольно быстро. Уже после этого мне пришло предложение на позицию джуна с зарплатой от продуктовой компании, в которой узнали о моем оффере, но я решил ничего не менять, потому что на новом месте будет явно больше опыта.
Что я делаю сейчас
Я стажер продуктового отдела компании Agima. Это крупнейший в России интегратор диджитал-решений, она занимается созданием веб-сервисов и мобильных приложений для бизнеса. Мне нравится все: крутой офис, крутые ребята, крутые задачи.
Сначала мне давали в работу вопросы, связанные с внутренним делопроизводством, чтобы я быстрее освоился, понял систему и привык к новому месту. Безумно понравилось по-настоящему человеческое, бережное отношение начальства к людям. Спустя пару недель мне назначили KPI и дали два проекта: по техподдержке сайта крупного продуктового ритейлера и работе с корпоративным сайтом банка.
Безусловно, поначалу было тяжело: все новое, в процессе узнаешь огромное количество новой информации. На курсе на тот момент у меня были больше теоретические знания о методологии и документации, но немного и технической части, связанной с разработкой. В итоге я уже сейчас разбираюсь в том, что такое базы данных, фреймворки, как устроена работа сайта от ввода запроса до загрузки страницы. Мне все нравится, и я понимаю, что все освою на практике.
Совет: главное, что могу посоветовать, — задавайте миллион вопросов, даже если вам неудобно. Никогда не знаешь, где найдешь. Я задал вопрос — и сразу получил возможность попасть в классную компанию. Так что нужно общаться, быть открытым для всего и пробовать новое без страха. Помощь обязательно придет.