Если на старте учебных проектов недостаточно, резюме можно усилить стажировками — реальными рабочими проектами, которые прокачивают навыки разработки и командной работы. Поэтому SkillFactory и компания «Кловери» запустили уникальный проект — совместные программы стажировок, в основе которых лежат запросы от настоящих компаний из государственных департаментов. Вместе с Максимом Бабичем, руководителем сервиса по оценке компетенций IT-специалистов «Кловери», и Юлией Пушкиной, руководителем Центра карьеры SkillFactory, разбираемся, как устроены стажировки и чем еще они полезны.
Как возникла идея организовывать стажировки
«Кловери» — это сервис, который помогает специалистам и командам развиваться. Сервис оценивает профессиональные компетенции, помогая определить уровень знаний, советует, какие навыки нужно подтянуть. «Кловери» также сотрудничает с государственными организациями и помогает им реализовывать свои идеи и проекты. Для этого они в том числе начали организовывать совместные стажировки с онлайн-школами и привлекать перспективных начинающих специалистов к реальной практической разработке.
К концу 2020 года мы столкнулись с тем, что зачастую студенты не понимают, что такое коммерческая разработка, как организована работа внутри проектных команд и как полученные знания можно эффективно использовать в рабочих процессах. Мир учебы другой, он отличается от реальности, в которую мы погружаемся после трудоустройства. На курсе студент изучает теорию и выполняет учебные проекты, но они не всегда связаны с настоящим бизнесом.
Тогда мы решили искать партнеров, которые смогут организовать совместные стажировки и предоставить нашим студентам реальные проекты для тренировки полученных на курсе знаний.
Изначально ко мне обратился заказчик и попросил сделать прототип проекта по анализу аварий на буровых установках, с которым я и пришел в SkillFactory. По уровню сложности он как раз подходил выпускникам школы.
Идея сразу стала интересна и заказчикам, и потенциальным участникам. Первым важно получить проект как можно быстрее, избежав длительного процесса согласования, который есть в больших организациях. У нас им достаточно рассказать про проект, и через несколько месяцев они уже могут получить прототип. Вторые получают опыт работы в кроссфункциональной команде и добавляют в резюме первый проект из новой для себя сферы. Сейчас это особенно важно, потому что начинающим специалистам все еще сложно войти в сферу без опыта работы.
Эксперимент удался. Заявок от студентов изначально было так много, что вместо одной команды пришлось составлять сразу две. Они показали примерно одинаковые результаты, хотя шли к цели разными путями.
Недавно закончился уже третий набор стажировок. Мы сделали 6 проектов, которые выполняли 12 команд. В итоге 5 из 6 проектов закончились успешно: были созданы либо ПО, либо веб-сервис.
Как устроена стажировка
Максим Бабич: Чтобы понять, способны ли студенты дойти до результата, мы проверяем их знания и мотивацию прямо через сервис «Кловери». Студенты могут сами оценить себя по профилям компетенций нужного специалиста, а потом мы присматриваемся к профилю потенциального кандидата и проверяем, подходит ли он проекту, на который откликается.
Даже с начальным уровнем знаний в разработке студенты могут создать хороший продукт, оказавшись в хорошей команде. Ребята дополняют друг друга, в совокупности их компетенции дадут результат уровня мидл-специалиста. Главное — то, как быстро человек учится, а не то, что он знает на старте. Если за стажировку студенты обучатся достаточно, чтобы сдать проект, значит, они приобретут любой другой навык разработки примерно за то же время.
Где-то корреляция с тестами нашей системы оценки «Кловери» очень хорошая, где-то — похуже, поэтому некоторым участникам мы даем тестовое задание. Этот барьер нужен еще и потому, что конкурс на участие в стажировке достаточно высокий. Изначально мы даже не надеялись на такое. После этого мы подбираем профили команд так, чтобы студенты с большей вероятностью дошли до конца проекта.
Первые недели проекта обычно вводные. Так как ребята еще не обладают нужным опытом в командной разработке, мы проводим образовательные мероприятия: рассказываем, как работать в команде, как упрощать сложные проекты, как устроен сервисно-ориентированный подход. Ребята знакомятся друг с другом, а дальше начинается забег длиною в несколько месяцев. Обычно ребята работают короткими итерациями в 2–3 недели и сами себе берут задачу.
Самый долгий проект стартовал в декабре 2021 года и запустился только к лету 2022 года. Для нас было неожиданностью, что проекты живут так долго. Обычно мы рассчитываем на 3–4 месяца, этого достаточно, чтобы сделать базовую версию.
В чем преимущество стажировок
Максим Бабич: От студентов на стажировке хотят того же, что и от любого начинающего специалиста, — больше самостоятельности. Их не хотят брать на работу из-за стереотипа, будто они только мешают компании, отвлекая на себя сильных разработчиков и специалистов. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы команды были максимально автономными и могли двигаться к цели самостоятельно и с минимальным привлечением опытных сотрудников.
Конечно, у студентов есть возможность обратиться к опытным наставникам. Но важнее, чтобы студенты не подсматривали готовые решения у ментора, а сами набивали руку и были более подготовленными к работе.
Юлия Пушкина: Даже трехмесячная стажировка — это большое преимущество студента перед остальными кандидатами, особенно в новых условиях. Требования к джуниорам постоянно ужесточаются. Всё больше компаний хотят, чтобы даже у новичка в профессии был реальный опыт коммерческой разработки.
Сейчас многие компании поставили найм джуниоров на паузу. Это связано с тем, что джуны — всегда работа на перспективу, которая требует участия наставников. В новых условиях не все готовы выделять ресурс опытных разработчиков на обучение новичков. Поэтому начинающий специалист с реальным опытом, пусть и краткосрочным, вызывает больше доверия у работодателя.
Недавно среди откликов на вакансии я видела студентов, у которых в резюме есть пункт со стажировками, и это выглядит весомо. Они не просто сделали учебный проект, а получили реальный рабочий опыт.
Максим Бабич: Заказчики вряд ли пошли бы к начинающим специалистам, если за ними не стоял бы «Кловери». Мы гарантируем, что не бросим их и поможем довести проект до результата. Таким образом мы снимаем для заказчиков некоторые риски и помогаем избавиться от стереотипов о джуниорах.
Также заказчики могут брать на работу не просто конкретного человека, а целую команду. Да, ее, скорее всего, придется усилить, но это работоспособная единица.
Как после стажировки устроиться на работу?
Юлия Пушкина: Мы рекомендуем студентам указать стажировку в разделе «Опыт» в резюме и, если заказчик не против, добавить все возможные артефакты в портфолио. Работодатель больше доверяет кандидату, у которого в портфолио не только учебные, но и коммерческие проекты. Они демонстрируют его заинтересованность в профессиональном развитии и дают преимущество на собеседовании. С кандидатом можно обсудить, в какой команде он работал, какие задачи выполнял, что получилось, а что сейчас он бы сделал по-другому.
Максим Бабич: Можно устроиться в нашу группу компаний. У нас работают 2 выпускника SkillFactory, которые проходили стажировку, и они занимаются действительно крупными проектами. Девушка, практиковавшаяся в самом первом потоке стажировок, сейчас один из руководителей проекта «Пушкинская карта», она курирует одну из команд разработки. Вторая сейчас работает дизайнером и делает проекты не только для «Кловери», но и в целом для группы компаний.
Другой вариант — устроиться к нашим партнерам. Они активно ищут перспективных кандидатов.
После третьего набора мы поняли, что выпускников становится много, поэтому начали задумываться о том, чтобы трудоустраивать их не только в партнерские компании, но и в целом на рынке. Уже обсуждаем эту идею с кадровыми агентствами, корпорациями, чтобы они понимали, что есть такая возможность — брать начинающих, но проверенных ребят.
Еще один, хоть и не совсем очевидный, но вариант для успешных команд — развиваться как стартап. Если у команды получился интересный продукт, мы, как группа компаний, готовы поддерживать его дальше: становиться менторами, давать капитал, помогать с организацией компании, первыми продажами. Студенты становятся сотрудниками компаний, но наша задача еще и в том, чтобы они стали владельцами компании, полноценными предпринимателями, которые создают свой продукт. Из третьего набора как минимум 2 команды пошли по этому пути.
Первый проект — «Лектоник». Он связывает тех, кому нужны консультанты или лекторы, с самими лекторами. Сейчас ребята доделывают сервис по первым отзывам от клиентов, а с сентября мы начинаем привлекать на проект первых желающих. Заказчики уже готовы пользоваться подобным сервисом для поиска экспертов.
Второй — «Финансовый советник» — помогает начинающим предпринимателям понять, как запускать бизнес и оценивать его жизнеспособность. Студенты разработали рабочую математическую модель, чтобы оценить вероятность выживания, и сейчас проверяют финансовые гипотезы. Уже есть первые клиенты.
Что о стажировках рассказывают сами студенты
Стажировка в «Кловери» была моей третьей стажировкой от SkillFactory.
Сначала я прошла первичный скрининг резюме в «Кловери», потом выполнила тестовое задание. Тема стажировки хоть и не была мне близка — анализ аварий на буровых установках, — но тем не менее базовых знаний для его выполнения мне хватило. Тестовым они, скорее, оценивают общую адекватность, отсеивают незаинтересованных кандидатов или тех, кому еще нужно подтянуть теорию.
Когда я делала тестовое на самую первую стажировку, я очень нервничала. Но чем больше ты делаешь, тем спокойнее себя чувствуешь. Стажировки дают возможность получить опыт, чтобы потом искать работу. Я долго ходила по собеседованиям, набирала стажировками «критическую массу», чтобы не дожидаться окончания курса. И количество перешло в качество.
На собеседованиях дата-сайентистам задают разные вопросы, иногда совсем не относящиеся к теме. А некоторые смотрят, как ты рассуждаешь. Чем больше ты расскажешь практических, а не учебных задач, тем больше тебе будут доверять. Ты покажешь, что не велосипед изобрел, а помог настоящему бизнесу.
«Кловери» попытались имитировать полноценную команду и собрали и руководителя проекта, и дата-сайентистов. Это правильно, потому что без руководителя мы бы долго спорили об итоговом решении.
Сначала была установочная встреча по задаче. Функционально тема была сложная, поэтому мы постоянно задавали вопросы, созванивались с инженером, который работает на установках.
Со стажировки я ушла, потому что мне предложили оффер в крупной ритейл-компании. Я поняла, что со всем не справлюсь. Я засиживалась до 11 вечера и поняла, что подведу ребят.
Один из плюсов стажировок — командная работа. Хочешь не хочешь, но делать задачу вы будете вместе. Другой — организация своего времени. Несмотря на то что у всех были свои работа, учеба, мы часто созванивались и понимали, что без этого работа остановится.
Еще один плюс: ты становишься увереннее, перестаешь вариться в своем незнании. Даже когда изучали тестовые друг друга, мы смотрели прежде всего на альтернативную точку зрения, а не на правильность решения. В изоляции труднее подтянуть свои знания.
Нам советовали участвовать в отборе на стажировки, если пройдена хотя бы половина курса. К тому времени я прошла намного меньше, но все равно решила попробовать. Почти везде в тестах отвечала, что не сталкивалась с тем или иным инструментом. Но в итоге мне выслали тестовое задание с одного из проектов «Кловери», и я прошла.
Стажировка началась в ноябре. У нас собралась целая команда: проджект-менеджер, разработчики и я, дизайнер. Мы все были стажерами и очень переживали, поэтому поддерживали друг друга на каждом этапе.
Мы делали сервис всесторонней оценки кадров. Начинали с отрисовки организационной структуры личного кабинета эйчара. Сначала Максим рассказывал, в чем суть проекта, что от нас требуется, как организована работа. Затем мы созванивались с командой и искали наилучшее решение для задачи: вместе собирали референсы, обсуждали идеи.
Больше всего мне нравилось то, что мы были настоящей командой. У нас всегда были созвоны, где мы вместе решали проблемы, с которыми столкнулся кто-то из нас, обсуждали задачи и дедлайны, новые инструменты и работу с ними. Если разработчик зашел в тупик, мы все дружно пытались найти решение. Это классно, что каждый был не просто сам за себя, а понимал, что мы должны работать одной командой.
Мне очень понравился проект. Поэтому, не дождавшись окончания стажировки, я написала Максиму, что хочу работать дальше UX/UI-дизайнером. Мне не терпелось применять знания в реальных проектах. После небольшого тестового периода мы подписали договор, и я осталась работать дизайнером в проектах «Кловери».
В июле 2021 года я начал учиться в SkillFactory на программе «Fullstack-разработчик на Python». Сначала изучал Python и Django, потом фронтенд — HTML, CSS, JavaScript, — сейчас хочу углубиться в React, поэтому решил податься на стажировку и прошел отбор. Я пришел на проект «Лектоник». Мне поставили задачу сделать мобильную версию приложения, с этим я уже разобрался. Сейчас мы продолжаем всё оттачивать, вводить новый функционал.
До меня проект уже существовал полгода, и там уже многое сделано: backend, дизайн проработан. Команда большая и разношерстная: backend-разработчики, 2 frontend-разработчика, дизайнер, 2 тестировщика, проджект- и продакт-менеджеры, DevOps-инженер, который помогает развертывать продукт.
Они уже опытные специалисты и внедряют в проект эффективные инструменты, вроде Jira, Miro. Также мы работаем в Figma, потому что все время контактируем с дизайнером. В команду я влился безболезненно, потому что среда здесь дружелюбная, коллеги отвечают на любые вопросы, помогают, объясняют.
Я многому научился, в первую очередь — работать в команде. У меня не было такого опыта взаимодействия, созвонов, обсуждений, генерации идей. Раз в неделю мы созваниваемся и обсуждаем проблемы, их причины, назначаем исполнителя, сроки выполнения в часах и приоритет. Любой может найти баг, создать задачу и начать ее исправлять, если она срочная.
Мне уже поступают предложения о работе. Я прохожу собеседования, но буду выбирать более тщательно, смотреть по своим силам. Мне пока хочется доучиться и хорошо разбираться во всех тонкостях профессии.
Максим Бабич: Чем больше тебя поддерживают на старте, тем увереннее ты себя чувствуешь. Мы надеемся, что стажировки помогут ребятам оставаться в профессии. Да, им будет сложно в первое время. Но если человек усидчивый и может работать в команде, то он сможет делать очень крутые вещи.
Стажировки — это не только выгодная строчка в резюме начинающего специалиста. Для нас это дополнительные потенциально интересные команды и проекты, а для государства — возможность менять жизнь в лучшую сторону через IT-сервисы.
Юлия Пушкина: За 2 года сотрудничества с Максимом и его компанией «Кловери» мы далеко продвинулись в нашей задаче — совместными усилиями готовить качественных IT-специалистов для рынка. Мы научились запускать одновременно много проектов, стараемся быстро закрывать потребности команд в разработчиках. С каждой новой стажировкой в командах становится больше ролей: помимо разработчиков появляются дата-сайентисты, дизайнеры, специалисты инфраструктуры, тестировщики.
Ни один из наших проектов не повторяется: каждая новая команда работает с новыми запросами и новыми массивами данных. Уверена, что подобные совместные стажерские проекты со временем продемонстрируют рынку, что выпускники онлайн-курсов являются полноценными игроками рынка труда, которые обладают культурой разработки, глубоким пониманием бизнеса и готовностью справляться с вызовами и неопределенностью.