Почему продуктологу надо использовать ИИ в работе?

Продакт-менеджер — это не просто специалист или тим-лид, а человек со своим уникальным набором навыков и опыта. Часто это эксперт со сложившейся карьерой в какой-либо сфере, а теперь выступающий в качестве управленца. Хорошего продакт-менеджера подобрать непросто, отчасти потому что каждая область отличается своими особенностями и требует узкоспециальных знаний, отчасти из-за сложной комбинации навыков, особенностей склада ума и эмоционального интеллекта. На эту тему у Harvard Business Review есть отличная статья от лектора по менеджменту Джулии Остин. Автор описывает три составляющие, необходимые для продакт-менеджмента и раскрывает тему эмоционального интеллекта. А опытом проведения собеседований в своей статье «Как нанять продакт-менеджера» поделился Кен Нортон, экс-продакт-менеджер Google. Вы узнаете на какие ключевые навыки PM делают упор крупные компании и какие вопросы интервьюеры задают на собеседованиях. 

Сфера деятельности 

Круг обязанностей PM может варьироваться в зависимости от направленности компании, отдела и этапа разработки того или иного продукта. Но он никогда не сужается, а становится шире и разнообразнее. Вот вы решаете проблему взаимодействия коллег, работающих над одним проектом, через пару часов разбираетесь в вопросах маркетинга, а после обеда все это отходит на второй план, потому что ваша команда не укладывается в сроки текущего релиза, и нужно быстро найти оптимальный выход. 

В условиях массового распространения идей и технологий ИИ, когда благодаря облачным сервисам ИИ становится доступным не только крупным компаниям, но и малому бизнесу, в условиях резкой когнификации бизнеса, стремительно надвигающейся четвертой технологической революции, что нужно знать продакт-менеджеру? Как оставаться на плаву и справляться со всеми вызовами и задачами конкретного продукта?

К чему готовиться?

Об этом говорит в своем выступлении Эднэн Боз, сооснователь консалтинговой компании Move to AI, бывший PM Yahoo! и нынешний Lead PM в eBay. Исходя из опыта, он выделяет 5 компонентов бизнеса, которые нуждаются в интеграции с ИИ. Боз обозначает их и описывает стратегию их когнификации.

Курс «Data-driven management»
Идет набор в группу 6 300₽ в месяц

Люди 

По мнению Эднэна Боза, когнификация относится не только к исследователям данных, но и к маркетингу, финансовому отделу, IT, развитию бизнеса, HR — ко всем. Первоочередная задача — продакт-менеджер. Ему просто необходимо разбираться в идеях, принципах и технологиях ИИ. Также нужно понимать жизненный цикл продукта с интегрированным ИИ и его особенности. Боз подчеркивает важность компонента ИИ в составе позиции AI PM (Artificial Intelligence Product Manager), указывая на быстро развивающиеся технологии и иные, в связи с этим, подходы к бизнес-процессам, эффективности команды и продукта, в целом. Как мы уже сказали, с приходом ИИ трансформируются все позиции и процессы. Например, PM становится AI PM, а CTO — CAIO и Product Owner превращается в AI Product Owner. 

Бизнес-методы

Привычные методы, конечно, также претерпевают изменения. Их можно сгруппировать в 4 класса возможностей, открывающихся с внедрение ИИ. 

  • Автоматизация
  • Оптимизация
  • Расширение
  • Инновации

Все четыре компонента нуждаются в новых технологиях и подходах. И зачастую вовсе не обязательно применять ПО для решения задач, можно использовать МО и ИИ. Эти инициативы могут исходить не только от PM, и не столько от PM, как от CEO или других топ-менеджеров, но вот проблемы, возникающие в ходе претворения этих идей в жизнь, будет всегда решать продакт-менеджер, и никто иной. Поэтому разбираться в том, как расширить географию продукта и выйти на международный рынок или как оптимизировать процессы клиентского сервиса с помощью ИИ придется не только отдельным специалистам, но и PM. Вам нужно идти в ногу с коллегами, которых вы мотивируете, направляете и с помощью которых достигаете результата.

Инструменты 

Общая схема Agile, которую предлагает Боз при работе в новом формате — формате продукта ИИ.

Итак, выделим отдельные инструменты для всех четырёх бизнес-возможностей:

  •  Agile и Design Sprints особенно хороши для реализации возможностей по автоматизации.
  • Lean Startup и Design Sprints лучше применять при когнификации оптимизации. 
  • Design Thinking и Agile подойдут для задач по расширению.
  • Чтобы внедрить ИИ в инновации, пользуйтесь Design Thinking и Lean Startup.

На практике инструменты можно варьировать, все зависит от вашей смекалки, креативности и опыта использования этих методик.

Решения

Все решения, которые строятся в компании, определяются временем, они поэтапны. На каждом этапе нужно использовать определенные технологии и методы. 

Скажем, если вам необходимо построить рекомендательную систему, вооружайтесь алгоритмами МО без участия человека. И наоборот, если вы работаете с анализом изображений, выявлением мошенничества, предсказательными моделями, используйте алгоритмы МО с участием человека.

Среда

Одна из самых сложных опасностей, которую таит в себе ИИ — так называемый «чёрный ящик». Это когда человек не может заглянуть под капот алгоритма МО. Предвзято ли он действует или справедливо — остается неясным, по ряду причин. Иногда это вопрос запатентованного алгоритма, а иногда он настолько сложный, что даже те, кто его создал не до конца понимают как он работает. Чтобы преодолеть эту проблему, Боз предлагает использовать инструмент LIME (Local Interpretable Model-Agnostic Explanations). Он поможет установить почему система приняла то или иное решение и какими входными и выходными данными она при этом оперировала. В дополнении ко всему, необходимы:

  • Стратегия по управлению рисками
  • Установка PM на безопасность, в том числе, от действий хакеров.

Взаимоотношения

Говоря про взаимоотношения, Боз имеет в виду тех партнеров, которых вы можете обрести, идя по пути ИИ.

Если вы, скажем, компания среднего размера, то вы, наверняка, будете использовать IP и документацию других компаний. И в этом есть свой плюс — вы можете обзавестись сразу несколькими партнерами и использовать их опыт для своего развития. Или, например, вам необходимо получить лицензию или расширить свое присутствие на рынке, запустив проект в другой стране — пользуйтесь услугами интересных и удобных в сотрудничестве партнеров, это всегда экономит кучу времени. Здесь, конечно, направленности на ИИ у одних PM не хватит, убедите в этом своих руководителей, без них вряд ли удастся договорится о сотрудничестве даже с самыми нужными и гибкими партнерами.
Итак, если слегка углубиться в ИИ, то становится ясным одно — это необъятная и очень познавательная область современных инноваций, которую обязательно нужно постигать, и как можно скорее, пока время не опередило вас. Цифровизация экономики качественно меняет наш мир и диктует свои правила. В Сингапуре, например, власти уже создали отдельный комитет по этике в ИИ и запустили проект AI Singapore, его цель —  массовое обучение основам ИИ жителей Сингапура, в том числе, и детей. Такой подход, по мнению властей, страны-экономического чуда, поможет взрастить свои таланты и создать собственную экосистему ИИ. Ну а мы предлагаем вам не ждать подобных инициатив, а начать двигаться вперёд в индивидуальном порядке и инвестировать в самого себя. Поможет вам в этом курс по Data-driven management. Мы научим вас извлекать максимальную пользу из данных, чтобы принимать более точные решения. Вместе с ментором вы решите и проанализируете 43 бизнес-кейса. Курс стартует 12 августа, и если записаться пораньше, в июле, то можно сэкономить 30%.

Текст: Любицкая Дарья

Поделиться:
Опубликовано в рубрике Machine LearningTagged ,

SkillFactory.Рассылка