Баннер мобильный (1) Пройти тест

Профессиональное выгорание в IT: правда или миф?

Из-за чего выгорают IT-специалисты и как с этим бороться. Личный опыт и советы экспертов

Совет эксперта

1 марта 2024

Поделиться

Скопировано
Профессиональное выгорание в IT: правда или миф?

Содержание

    Это рубрика, в которой эксперты отвечают на актуальные и волнующие вопросы об IT-профессиях, будущем сферы и ее перспективах.

    Максим Кравец,
    CEO Holyweb

    Конечно, разработчики могут выгорать профессионально. Программирование — это тяжелая умственная работа. Достаточно сложно писать код и сохранять концентрацию в течение нескольких часов подряд.

    Кроме того, часто программисты, особенно backend-разработчики, не видят визуальный результат своего труда. Это сложная, но при этом рутинная работа изо дня в день. Разработчики могут выгорать, потому что они банально устают от работы.

    Опасность выгорания отдельного сотрудника для бизнеса зависит от уровня специалиста и объема его ответственности. Если выгорает техлид, для проекта это может стать огромной проблемой, так как он является носителем уникальной информации по архитектуре проекта или его текущему состоянию. Выгорание токсично: если лид устает, то может выгореть вся команда.

    Причины зависят от уровня специалиста, и на каждом свои предохранители.

    • Джун выгорает, потому переоценивает свои силы и много на себя берет. Новичку важно научиться вовремя давать отдых мозгу.
    • Миддл может выгореть, потому что делает однообразные задачи каждый день в течение нескольких лет. Поэтому специалисту важно уметь медитировать и отвлекаться от разработки, например ходить в бассейн или шахматный клуб. Также поможет смена проекта.
    • Сеньоры выгорают, потому что им надоедает писать код. Они вспоминают, что в юности хотели играть в драмтеатре или сочинять музыку. В этом случае полезно сменить язык программирования, из backend- перейти во frontend-разработку, или наоборот.

    Как защититься от выгорания и что делать, если оно наступило?

    Универсального рецепта не существует. Можно обратиться к психологу — мы, например, компенсируем эти расходы на уровне компании. Часто рекомендуют взять отпуск, но, по моему опыту, просто перестать работать какое-то время недостаточно. Отпуск должен быть активным и заранее спланированным. Нужно радикально изменить образ жизни, сделать что-то новое — например, пойти в поход в горы, заняться физической активностью.

    Моменты выгорания мы стараемся отслеживать заранее, оно не происходит по щелчку. Если замечаем, что продуктивность сотрудника падает, он выглядит недовольным, у него подавленный голос, то стараемся работать на опережение. Если руководители находятся в тесной связи со своими сотрудниками, то этот момент можно предсказать и принять меры.

    Алина Пенчук,
    HR-директор Extyl

    Многие IT-сотрудники знакомы с профессиональным выгоранием — в среднем оно случается раз в год. Причин для этого несколько:

    1. Специалисты устают от большой нагрузки. Они находятся в постоянном стрессе и не выделяют достаточно времени на отдых.

    2. Сотрудники работают над несколькими проектами одновременно, поэтому им становится сложно концентрироваться и эффективно выполнять задачи. Или, наоборот, многие айтишники тонут в рутине и теряют интерес, когда долго занимаются только одним продуктом.

    3. Часто профессиональное выгорание следует за эмоциональным. Если у человека много личных проблем и переживаний, это сказывается на работе. Сотрудник чувствует себя подавленным, теряет силы и желание профессионально развиваться.

    За последние полгода причин для выгорания стало больше: повысилась напряженность в обществе, у многих изменились карьерные планы. Поднялся уровень информационного шума, поэтому люди перегружены новостями, которые сложно фильтровать. Они заходят в интернет, чтобы расслабиться, а в итоге сталкиваются с думскроллингом — бесконтрольным просмотром плохих новостей. По личному опыту знаю, что это только повышает тревожность и мешает повседневной жизни.

    Как защититься от выгорания и что делать, если оно наступило?

    Чтобы защититься от профессионального выгорания, соблюдайте work-life balance: не работайте сверхурочно, регулярно берите отпуск, отключайте уведомления в мессенджерах на выходные. Это поможет не отвлекаться на задачи, которые могут подождать до рабочего времени, сохранять продуктивность и наслаждаться жизнью. Будьте внимательными к себе и старайтесь заранее замечать сигналы к выгоранию: апатию, прокрастинацию и хроническую усталость. Если вы вовремя их обнаружите, сможете переключиться: взять отдых, провести время с друзьями, сменить локацию.

    Если чувствуете, что профессионально выгорели, проанализируйте, что к этому привело: однообразие, переработки или эмоциональные переживания. Честно объясните ситуацию руководителю, чтобы вместе с ним придумать варианты решения: взять отпуск или поменять задачи. Если самостоятельно справиться не получается, обратитесь к специалисту. Например, у нас в компании есть корпоративный психолог, к которому можно обратиться за личной консультацией, чтобы найти выход из сложной ситуации. Это помогает поддерживать ментальное здоровье и оставаться работоспособным.

    Алтынбек Усенбеков,
    соучередитель компании Altos POS & Inventory

    Я работаю программистом больше десяти лет и хочу поделиться моим личным опытом выгорания и борьбы с ним.

    Я думаю, к выгоранию меня привело много факторов. Первый — пандемия COVID-19. Я, как и все, работал только из дома, почти никуда не выходил.

    В конце 2020 года я начал развивать собственный стартап Alto’s POS & Inventory. С утра до вечера я работал без выходных, мало выходил из дома. А осенью 2021 года я начал работать на трех работах:

    1. Устроился в американскую компанию, где нужно было работать допоздна из-за разницы во времени;

    2. Начал преподавать онлайн в местном университете;

    3. По выходным продолжал работать над собственным стартапом.

    Уже зимой я почувствовал, что со мной что-то не так. Все случилось очень быстро, как будто по щелчку отключили свет в голове. Меня ничего не интересовало, не вдохновляло, продуктивность резко упала. Только из-за чувства ответственности я заставлял себя работать, но мог часами сидеть перед монитором и ничего не делать, как будто кто-то физически держал мои руки.

    Первые дни я был уверен, что это временно. Но состояние не улучшалось, даже становилось хуже с каждым днем. Через некоторое время я понял, что я, возможно, выгорел, и нужно принимать меры.

    Как защититься от выгорания и что делать, если оно наступило?

    Каждый день я ходил пешком до офиса, работал несколько часов, потом обратно шел пешком домой и дорабатывал. Я делал примерно десять тысяч шагов и скоро начал замечать, как после этого на пару часов повышалась моя продуктивность. В это время я старался выполнять самые важные задачи.

    Потом мы съездили с семьей на Иссык-Куль (бессточное озеро в Киргизии). Это не было отпуском, я и там продолжал работать, но все-таки немного подзарядился.

    Затем я стал постепенно сокращать объем работы. После первого семестра я перестал преподавать, и это немного уменьшило нагрузку. Также пришлось уделять меньше времени собственному стартапу. Через некоторое время я ушел и из американской компании, и, наконец-то, позволил себе пару недель отпуска.

    Я проведу аналогию с батарейкой. Когда мы работаем, зарядки у батарейки становится меньше. Когда отдыхаем или занимаемся чем-то другим, батарейка заряжается. Если работать очень долго без перерыва, батарейка не успевает зарядиться и сильно разряжается. Так и происходит выгорание. Если батарейка полностью разрядилась, короткий отдых может ее подзарядить, но ненадолго. Чтобы работать без выгорания, нужно всегда иметь полный запас зарядки.

    Евгений Сафронов,
    основатель IT-аутсорсинговой компании «С-Консалтинг»

    Специалисты IT склонны к выгоранию, основная причина которого — большое количество рутинной работы. В основном от этого страдают специалисты низких линейных ролей.

    Так, тестировщики выгорают очень быстро на регресс-тестах, не достигая своих карьерных высот. Они нередко пытаются искать себя в других профессиональных областях, например в роли аналитика или разработчика.

    Выгорание встречается и у аналитиков, которые работают на проекте в большой команде и в основном занимаются подготовкой требований. Зачастую их вклад в общей структуре бизнеса невелик, а влияние на общий результат не так заметен. Это видно в компаниях с высоким уровнем бюрократизма, например в госсекторе или в финтехе. Там специалисты часто не могут реализовать свои профессиональные ожидания, показать творческие возможности и проявить инициативу.

    Выгорание IT-специалистов высокого уровня происходит реже, потому что горизонты способностей, навыков и компетенций шире, а вовлеченность в бизнес компании — больше. Они сами мотивируют себя, меняя различные виды работы. Например, fullstack-разработчики могут заниматься разработкой backend- и frontend-приложений. Многие тестировщики умеют совмещать свои задачи с задачами бизнес-аналитиков. Такой подход называется парттайм или слэш-карьера.

    Но при небольшой вовлеченности в процесс с профессиональным выгоранием может столкнуться любой специалист, независимо от уровня и роли. Причиной, помимо рутинной работы, может стать медленная реализация проекта, отсутствие или задержка финансирования проекта. У многих сеньоров и миддлов «опускаются руки» в компаниях, где качество менеджмента оставляет желать лучшего. На вовлеченность и жизненный цикл сотрудника влияет невозможность развиваться и учиться у старших – если нет преемственности, наставничества, индивидуальных программ обучения и развития специалистов.

    Текущая ситуация в отрасли в основном влияет не на профессиональное выгорание, а на сокращение количества IT-специалистов и рынка IT в целом в России. В большей степени это можно назвать кризисными стресс-факторами. Специалисты понимают, что не смогут реализовать свои профессиональные ожидания и возможности.

    Это может сказаться на психологическом состоянии тех, кто не успел реализовать свои планы развития до начавшегося кризиса: не выучил английский язык, не был готовы перейти на импортозамещающие технологии, не смог уехать из страны или найти заказчиков для своих фриланс-проектов.

    Как защититься от выгорания и что делать, если оно наступило?

    Справиться может помочь только активная жизненная позиция: нужно находить позитивные и конструктивные точки для профессионального развития, получать квалификацию в областях, которые наиболее востребованы на российском рынке, повышать свой уровень профессиональных навыков и компетенций в дополнительных профессиях. Используя преимущества удаленки и парттайм, можно работать на нескольких заказчиков.

    Бороться с кризисом и наступившим выгоранием бесполезно. Надо научиться предвидеть возможные ситуации и быть готовыми к изменениям. Например, с помощью психологов, профессиональных коучей, карьерных консультантов, которые смогут найти новые зоны развития и выработать план выхода из ситуации. Перед этим желательно и очень полезно хорошо отдохнуть, чтобы поразмышлять о своих целях, задачах, достижениях и потерях, оценить свои энергетические ресурсы: материальные, психологические, эмоциональные, физические и духовные. Главное – помните, что сейчас очень динамичное историческое время для кардинальных изменений для мира в целом и для каждого по отдельности.

    Антон Малыгин,
    Senior iOS Developer Cogni, ex-Senior iOS Developer SberDevices

    Профессиональное выгорание напрямую зависит от двух факторов — самого человека и проекта, над которым он работает. Думаю, лучше разобрать второй фактор.

    Самая плохая комбинация — проект с legacy (устаревшим кодом, на котором многое завязано), без использования новых технологий, с плохими процессами в команде (нужно сделать фичу еще вчера и т.д.). Первый пункт не дает развиваться в быстро меняющемся мире IT, а второй — сильно давит психологически. Разработчики начинают быстро выгорать, сроки сдвигаются, получается снежный ком.

    Как защититься от выгорания и что делать, если оно наступило?

    В случае, когда процессы на проекте выстроены плохо, есть два пути:

    1. Попытаться взять инициативу на себя и улучшить процессы;

    2. Найти другой проект/компанию.

    А когда у проекта отличная команда, хорошие процессы, но есть legacy, который в силу бизнес-причин не меняется и нужна поддержка, а не новые фичи, разработчик может помочь себе сам. Мне очень сильно помогли в мои side-проекты, в которых я сам решал, какие библиотеки и технологии использовать. Например, так я начал писать на Swift раньше, чем мне это удалось сделать на работе. Попробовал backend-разработку, совсем другие подходы и языки. Так я стал комфортно чувствовать себя как профессионал, что позитивно сказалось на основной работе.

    Конечно, есть другой вариант — просто сменить проект. Но тут кроются свои минусы: проект может оказаться не таким, как представлялось на этапе интервью. Плюс узнать процессы и команду можно, только поработав.

    Очень здорово, когда компания сама позволяет выделить немного рабочего времени на самообучение или side-проекты. Но это редкость на рынке.

    Совет эксперта

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии