На первый взгляд кажется, что в IT-компаниях все очень слаженно, ведь в них работают математики и программисты. Но часто оказывается, что на деле дедлайны горят, сроки срываются, а вся команда допиливает релизы по ночам. Узнали у экспертов: IT — это серьезная и слаженная сфера или наоборот?
В IT компаниях, как и в любых других, работают люди. А люди — это основной источник хаоса и неопределенности. Но хаос — не всегда плохо. В нем рождается большое количество идей и гениальных решений.
Я проработала в банковской сфере пять лет. Сейчас это огромные IT-организации со сложнейшим внутренним устройством, массой пересекающихся процессов, осложненных внутренними и внешними (государственными) регламентами. А еще это большое количество людей, которые работают в таких условиях. Конечно, требуются инструменты для структурирования работы. Их цель — помочь навести порядок, но при этом не связать бюрократией руки сотрудников. Банки решают внутренние задачи и разрабатывают программы, чтобы бороться с хаосом и создавать удобный алгоритм работы. Но периодически на него влияют внешние обстоятельства, с которыми нужно уметь работать и не паниковать.
Важно вырабатывать тот самый гибкий подход к работе по Agile, чтобы успешно работать и получать удовольствие в условиях неполной определенности.
Часто что-то идет не по плану. Например, вы сталкиваетесь с ошибками в коде и начинаете срочно решать проблему всей командой, чтобы завершить доработки в срок и выпустить релиз. Если команда на одной волне, то вы героически и с наслаждением преодолеваете трудности и выпускаете долгожданный релиз.
У нас было несколько подобных ситуаций. Мы планировали выпустить финальный релиз под конец года перед фризом. Фризы — периоды в работе IT-компаний, когда делать релиз с доработками на пром нельзя. Это связано с ожиданием высокой нагрузки на системы или запланированными масштабными работами в эти периоды. С нашим релизом в самый последний момент что-то пошло не так. Надо было срочно вносить большое количество доработок. Посовещались с командой, разобрали задачи, приняли решение, что потратим больше времени на работу и постараемся решить проблемы, чтобы успеть. Мы потратили несколько вечеров, но справились и довели работу до релиза. Все члены нашей команды и смежных отделов работали, как слаженный механизм. Потраченных вечеров не жаль.
На работу IT-гигантов часто влияют новости, конкуренты и политика. Это затрагивает команды и конкретных людей. Например, в 2022 году на фоне санкций и ограничений люди стали активно посещать банки, обрывать телефонные линии, чтобы получить информацию. На банковскую сферу обрушился большой объем работ. Было нужно помогать людям, отвечать на запросы и не бросать клиентов в условиях неопределенности. На тот момент я работала над навыками для виртуального ассистента. Нам пришлось пересмотреть бэклог, подвинуть некоторые задачи и работать над изменениями, которые нужны клиентам. Удалось помочь многим людям. Внезапный хаос мы преодолели хорошо, прокачали свои навыки. Это очень полезные тренировки. Они держат в тонусе и помогают отсеивать лишнее, оставлять только важное и эффективное в работе.
Нужно уметь ловить волну и переключаться с учетом новых обстоятельств, решать задачи и проблемы, а не паниковать. Хаос — это не плохо. Это нормально и даже полезно.
В основном работаем слаженно и спокойно, но время от времени возникают проблемы с дедлайнами. Например, после выпуска нового обновления мобильного приложения мы начали получать от некоторых пользователей сообщения о критической ошибке. Неважно, кто в этом виноват. Нужно срочно исправлять. В таком случае вся команда устраняет ошибку.
Другой пример. В этом году мы работали над государственным проектом. Ежегодно в определенную дату система открывается для сбора информации. Однако в этом году она не сработала. Меня попросили все исправить. Выяснилось, что проблема была связана с API другого государственного сервиса. Потребовалось переделать очень многое. Исправить все за день было невозможно. Я выбрал самый быстрый способ, и в последний момент успели все запустить. Мы смогли решить проблему, и клиент остался доволен, но потратили много нервов и сил. Время от времени возникают подобные ситуации. Я думаю, что их невозможно избежать.
Хаос в процессах есть во многих компаниях, в том числе и в IT-отрасли. Откуда может возникнуть неразбериха?
В подавляющей массе IT-компании создает группа разработчиков. Такие люди любят стабильность и понятные правила игры. Для них своя компания — это определенная мечта для самых смелых. Для айтишника это не бизнес как таковой, а просто выход на новый уровень. Весь процесс — нанять несколько таких, как он сам, и закрывать больше задач. А если задач становится еще больше, то нужно еще десять таких, как он.
Так компания незаметно растет. Кроме понятных процессов производства, возникают вопросы роста и развития, сервисные процессы вроде HR-менеджмента или экономического планирования. Они возникают и развиваются сами собой, их никто не создает и не настраивает. Потому что навыки лидера, в основном, ограничиваются процессами производства и управления.
Приведу несколько примеров из опыта. В одной компании в кулерах закончилась вся вода. У сотрудников ушло полдня, чтобы выяснить, что случилось. Оказалось, что воду заказывала девушка, которой об остатках докладывал парень, не нашедший других способов поговорить с ней.
Еще ситуация: одна команда очень быстро разрослась до достаточно крупной компании на единственном клиенте. Когда он ушел, впервые пришлось задуматься, что делать дальше: без маркетинга, продаж и менеджмента. Это были очень хорошие разработчики, но если бы они не объединились с более крупной компанией, то, наверное, ушли бы с рынка.
Никто не может быть прекрасен во всем. Есть сильные разработчики и математики, а есть талантливые предприниматели, для которых отрасль не имеет значения.
Сможет ли в одном человеке сочетаться бизнесмен и программист? Конечно, может. Но это редкость на рынке. Есть много хороших студий, но без плана развития на ближайшие три года. Или компаний без понятной внутренней структуры, где к руководителю можно прийти с любым вопросом, но на общение он потратит 1–2 часа времени. А есть достаточно успешные крупные игроки с четким разделением на управление, развитие, производство. В них отлично выстроенные процессы и понятная структура. Такие компании тоже создали программисты и математики.