Андрей Тетка — из тех, кто любил программирование с детства. Кажется, что такие люди уверенно развиваются в профессии и им все дается легко. Но на самом деле и у них есть свои сложности. Наш герой столкнулся с не самой интересной работой, удачной и неудачной попытками релокации, несколькими увольнениями и отказами в найме. В итоге сейчас он живет в Израиле и работает старшим разработчиком в компании Reblaze, которая обеспечивает кибербезопасность для eBay и других крупных клиентов. Делимся его историей.
Я написал первую программу в 14 лет
Я познакомился с программированием лет в 10. Тогда я уже много сидел за компьютером и захотел сделать программу, которая напоминала бы мне делать зарядку для глаз. Обратился к моему отцу, он инженер и немного знает программирование. В итоге он написал всю программу, а я смотрел и кивал, но на самом деле ничего не понимал. Помню, что мне было очень интересно. Потом, в восьмом классе, нам поставили дополнительный урок информатики. Я был очень замотивирован, за пять дней прочитал от корки до корки книгу по Pascal и написал первую программу. Это была не «Hello,World», а игрушка на 300 строк кода под операционную систему DOS, где можно бегать человечком. Сейчас я понимаю, что это немного, но тогда для меня это было значительно.
После школы я уже понимал, что стану программистом, что мне это очень нравится. Я решил идти учиться не по специальности, потому что понимал, что кодить научусь и сам. К тому моменту уже писал приложения и простые игры.
Я пошел на инженера-связиста в Санкт-Петербургский университет телекоммуникаций Бонч-Бруевича. На первом же курсе я поучаствовал в лаборатории программирования. После через университет нам начали давать коммерческие проекты от крупных компаний. Мы разрабатывали программы для самого университета, авиакомпании «Россия» и других проектов.
Первая работа в IT
Я начал искать первую работу в 21 год, на тот момент у меня уже было пять лет опыта программирования. Это был фриланс, не самые крутые проекты. Однако работу я искал довольно долго, около четырех месяцев.
В итоге я устроился в небольшую компанию Stardex, которая занимается двигателями внутреннего сгорания и ПО для их мониторинга. Я разрабатывал для них софт на Java. Главное достижение на этом месте работы — я увеличил производительность и скорость запуска продукта. Если раньше программа подгружалась две минуты, то я сократил время ее загрузки до 20 секунд.
Эта работа была для меня не самой интересной, поэтому я продолжал поиски. Когда мне пришел оффер от Сбербанка, я закончил все задачи в Stardex и ушел.
Работа в «Сбербанк-Технологии»
В «Сбербанк-Технологии» я пришел на позицию старшего инженера. Наша команда разрабатывала скоринг-систему для анализа заемщиков в малом и среднем бизнесе. Продукт должен был анализировать кредитную историю и помогать принимать решение о выдаче займа. Стек на новом месте работы немного изменился. Я начал программировать на Groovy, освоил базы данных Oracle.
В процессе работы в Сбере в 2014 году я принял решение, что хочу уехать из России. Я уволился из Сбербанка, как только закончил университет, и поехал путешествовать; параллельно думал, куда двигаться дальше.
Мы разработали программу для FIFA, и она упала
В 2018 году ко мне пришел друг с просьбой сделать проект для FIFA. Я путешествовал, поэтому у меня на тот момент не было времени делать что-то руками. Тогда он предложил нанять небольшую команду джунов, которые будут кодить, а я буду ими управлять. В таком формате я согласился на проект. Я немного менеджерил команду, немного проверял код.
Мы разрабатывали систему для аккредитации журналистов. Это был сервис, который предлагал пользователям анкету, они ее заполняли, данные сохранялись в базе, система формировала бейджи и отправляла их на печать.
В последнюю неделю работы над проектом я был очень занят, участвовал в съемках YouTube-ролика. У меня не было возможности проконтролировать джунов, и я им просто доверился. Заказчики посмотрели: все работает, все прекрасно, оплатили работу. Проходит пара дней — и у меня начинает разрываться телефон.
В какой-то момент в системе зарегистрировались 300 человек, и она начала глючить. Проблема была в том, что мы выводили всех пользователей на одну страницу, она просто не выдержала нагрузки. Также сложностей добавляло то, что разработчики хранили данные в base64. При каждой загрузке все картинки подгружались на страницу, а она весила порядка 100 Мб. Работать было невозможно.
Мы быстро сделали пагинацию: разделили структуру сайта на отдельные страницы, распределили большой объем данных. Все заработало. Но над этим фейлом я смеюсь до сих пор. Сейчас я встречаюсь с девушкой, которая работала в компании — заказчике этого проекта. Она мне рассказала, как в тот день все были в панике, кричали: «Эти программисты нас кинули!»
Я переехал в Израиль изучать стартапы
Пока я путешествовал, вспомнил, что у меня есть еврейские корни, и решил попробовать релоцироваться в Израиль. Про эту страну тогда говорили много хорошего, что IT в ней развиты. Это действительно так.
Для евреев есть много разных программ, которые предлагают приехать в Израиль, пожить здесь от 10 дней до нескольких месяцев, поучиться. Я выбрал программу МАСА, направление про стартапы. Несколько месяцев мы изучали все понемногу: программирование, инвестиции, управление стартапами. После этого я поступил в магистратуру в Израиле и решил получать гражданство.
Мне не хватило месяца, чтобы релоцироваться в США
В Израиле было очень сложно найти работу. После двух месяцев поисков я получил предложение о работе, но параллельно мне пришел оффер от белорусского EPAM. Зарплаты были одинаковые, но EPAM предлагали релокацию в США через год и три месяца работы.
Так я переехал в Минск. Я работал и жил в Беларуси год и два месяца, мне оставалось совсем немного для релокации, но тут началась пандемия. США перестали выдавать визы, мне не хватило буквально одного месяца. Я решил вернуться в Израиль. Первое время я работал здесь в подразделении EPAM, но через три месяца меня уволили, потому что работы было мало и для меня просто не нашлось проекта.
В Израиле можно сходить на 100 собеседований и не получить оффера
В Израиле я очень много ходил по собеседованиям, здесь процессы найма отличаются. В России можно сходить на пять собеседований и получить оффер, в Израиле можно сходить на 100 собеседований и не добиться результата.
Здесь сами предложения о работе появляются намного реже. В России норма менять работу каждые два года; здесь за свое держатся. Страна маленькая, и рабочий коллектив воспринимают как вторую семью. Поэтому HR смотрят на софт-скиллы, проверяют, как вы впишетесь в команду, как будете общаться. Также здесь довольно нескоординированные процессы. Была ситуация, когда я сходил на пять собеседований в компанию и ждал оффера несколько недель. Все это время мне звонили и переносили подписание документов. В итоге оказалось, что у компании нет бюджета на эту позицию, они просто потратили кучу своего и моего времени.
Я написал бота, и он нашел мне работу
Какое-то время я работал в компании, которая распределяла меня на аутсорс в другие компании. В определенный момент для меня не нашлось проектов, меня уволили, но еще месяц я получал зарплату.
Тогда вышел Spring Boot 3, мне захотелось с ним поэкспериментировать. Также я хотел попробовать поработать с Playwright — это аналог Selenium, программа для веб-тестирования и администрирования, которая позволяет прописывать скрипты для браузера. Я сделал pet-проект: бота для LinkedIn, который искал мне работу. Он был запрограммирован добавляться в друзья к HR с сообщением о том, что я ищу работу. Также он откликался на посты с вакансиями, которые подходили мне по условиям.
За тот месяц, что я не работал и получал зарплату, я нашел свою текущую работу. На следующий день после официального увольнения я вышел в новую компанию.
Кибербезопасность для eBay
Сейчас я работаю в компании Reblaze. Это небольшой стартап, компания на 50 человек. Мы обеспечиваем кибербезопасность, защищаем наших клиентов от различных атак. Все запросы к сайтам и системам клиентов идут через наши системы, они проверяют запрос на безопасность и затем отправляют его на бэкенд заказчика. Среди наших клиентов — известные компании, например eBay, Payoneer, Forbes.
Опыт работы в Reblaze — один из лучших в моей карьере, я ставлю его на второе место. Но в Израиле же был и худший мой опыт: когда я был аутсорсером, мне постоянно напоминали, что компания платит мне по часам. Все штатные сотрудники приходили позже и уходили раньше, чем я. На меня скидывали задачи, которые никто не знает, как сделать. Это было неприятно.
Рабочая атмосфера и комфорт сильно зависят от компании. В этом плане нет идеальной страны, всегда есть минусы. С Израилем у меня есть свои компромиссы и, скорее всего, я буду переезжать, но это хорошая точка для старта.