Сфера технологий буквально открывает людям мир. Наш герой начинал любителем информатики на Дальнем Востоке, перебрался в Москву, развивался в стартапах и крупных компаниях и в итоге добрался до Америки, где сейчас работает в нескольких штатах. Горизонты открыты тем, кто верит в себя и готов трудиться, расти и непрерывно учиться.
Знакомство с IT
Интерес к технологиям достался мне по наследству: мой папа — преподаватель технических дисциплин. В Америке его назвали бы специалистом по Electrical Engineering. Папа — большой энтузиаст, особенно в работе, поэтому компьютер у меня появился еще в детстве. На нем стоял простенький Windows — один из первых, которые появились в России.
С таким семейным бэкграундом неудивительно, что я пошел в Хабаровский лицей информационных технологий. Программировать мне нравилось всегда, сколько я себя помню. Впечатляло это ощущение: пишешь код — и мгновенно видишь результат.
Тогда никаких IT еще не было: были просто программирование и информатика. В этих дисциплинах я и развивался: ездил на олимпиады и конференции для школьников. Вопрос «Кем я хочу стать, когда вырасту?» никогда не был для меня трудным.
Первое образование
А вот над вопросом «Как стать тем, кем я хочу?» работал активно. После лицея переехал в Москву и поступил в НИУ ВШЭ — выбрал «Программную инженерию». Сейчас это факультет компьютерных наук, сформированный при поддержке Яндекса.
Первое место работы
Еще студентом, на первом курсе, устроился во Всемирный банк в Москве. Участвовал в проекте цифровизации школ — у банка в то время было целое ответвление под социальные кейсы. По факту занимался аналитикой данных и парсингом. Обрабатывал, систематизировал большие объемы информации и делал на их основе отчеты. Задержался ненадолго — заинтересовался стартапами.
Первая команда и руководитель
Работа с цифровизацией школ — непрофильное направление Всемирного банка. Поэтому как таковой команды у меня не было. Четкого, структурированного разделения обязанностей тоже. Плавающий список задач и такой же лист тех, перед кем нужно было отчитываться и с кем работать. Чуть позже в Microsoft я попал в классическую IT-команду, где в отделе разработки каждый занимался своим делом. Тимлид, фронтенд, бэкенд, девопс-инженер — все были на своих местах.
Первые задачи
Как я уже говорил, первые задачи в качестве айтишника сводились к работе с данными. Они очень далеки от настоящей разработки, но это нормально. В карьере разработчика, как и в любой другой специальности, есть понятный путь профессионального роста. Сначала проходишь теоретическую базу, потом привыкаешь к рутинным процессам и осваиваешь лучшие практики. В Америке это называется learning by doing — процесс куда более важный, чем стандартная учеба в вузе.
Первая ошибка
Вообще, ошибки случаются постоянно: дедлайны горят, баги вылезают, продакшн падает, код ломается. Какую-то одну особенную мне вспомнить трудно. Я не придаю рабочим фейлам большого значения — куда важнее, чему я научился на каждой ошибке.
Первое смелое решение
Я не боюсь принимать решения — они не требовали от меня особой смелости. Но, наверное, одним из самых масштабных и непростых событий на моем карьерном пути можно назвать переезд в США. Это случилось больше 10 лет назад: поступил в магистратуру Университета Южной Калифорнии. Выбрал специальность Computer Science. И в итоге устроился в PayPal — расскажу эту историю чуть позже.
Второе место работы
После Всемирного банка и череды стартапов работал в московском офисе Microsoft. Устроился на четвертом курсе ВШЭ, совмещал с учебой. По сути, это был мой первый опыт в настоящей IT-команде. Занимался разработкой CRM-систем и локализировал продукты Microsoft под отечественный рынок.
Третье место работы
Сейчас я в штате Amazon. Хронологически это не третье место в списке компаний, где я работал, но оно принципиально отличается от предыдущих в плане обязанностей. Здесь у меня менеджерская должность — руковожу подразделением Amazon Private Brands в Лос-Анджелесе. Занимаюсь планированием проектов, курирую работу команды. Например, активно внедряю гибридный режим: хочу, чтобы у нас была возможность работать частично из дома, частично — в офисе.
Во всей организации у нас порядка 50 человек. Команда довольно распределенная: все работают в разных локациях. Большинство инженеров моей команды — в Лос-Анджелесе. Часть бизнес-команды — в Европе. Продакт-менеджеры и руководство — в основном в Сиэтле, куда я довольно часто приезжаю в командировки.
Читайте также историю фронтенд-разработчицы, которая устроилась на работу в Австрию и перевезла туда всю семью.
Первое повышение
Моя история — наглядный пример структурированного подхода к карьере. На зарубежном рынке процесс профессионального развития обычно четко расписан, сюрпризов не случается. У разработчика схема карьерного роста начинается с точки, в которой вы просто исполняете задачу по гайду, спущенному сверху. Анализируете данные и пополняете их базы, пишете SQL-запросы под заданные требования, создаете простые контроллеры и фильтры — в зависимости от компании требования могут быть разные. Но на этой ступеньке вы точно научитесь работать со SCRUM и привыкнете к спринтам, познакомитесь с Agile, освоитесь с код-ревью — соберете стандартный пул навыков начинающего разработчика. Я прошел эту «школу» в Microsoft и в своих первых стартапах.
Следующий пойнт вашего развития — увеличение автономности работы. Я достиг этой ступени, когда перешел в PayPal. Никто уже не отслеживает каждый ваш шаг, появляется прямая ответственность за ошибки. И вы уже можете вносить вклад в решение задач бизнеса.
Третий большой пойнт — позиция менеджера. На этой ступени вы уже тот самый человек «сверху», который организует работу команды и работает с бизнес-требованиями со стороны различных стейкхолдеров. У меня сейчас как раз такая позиция.
Важно понимать, что в целом во всей этой схеме нет обходных путей и каких-то тайных троп для избранных, особенно в крупных международных и американских IT-компаниях. Например, в Amazon для всех сотрудников есть четко прописанный устав повышения. То есть каждый понимает, какие конкретно действия нужно предпринять и к каким достижениям стремиться, чтобы случился апгрейд. И это здорово: рост в таком случае не зависит от личных отношений с начальством, вам не приходится выпрашивать повышения и ждать годами, не понимая, какие глобально строить планы на карьеру.
Первые карьерные трудности
В построении карьеры очень важна точка входа: главное — начать и выбрать правильные проекты для развития. Мои первые проекты не были напрямую связаны с созданием конечного продукта, например тот же анализ данных в Всемирном банке. Но постепенно, шаг за шагом, я увеличивал свое портфолио, накапливал опыт, что в итоге привело меня к текущей точке. Я думаю, что важно не бояться браться за любую работу и качественно ее выполнять, не забывая о конечной цели.
Первый собственный проект
Меня долгое время интересовали стартапы — в них получаешь много свободы и пространства для развития. На старте карьеры подобные кейсы очень мотивируют и вдохновляют: молодым разработчикам — молодые проекты. Учишься искать неочевидные решения, а не просто выполнять чье-то ТЗ по пунктам.
Первый стоящий стартап в моем портфолио — PayByWay. Началось с того, что мой товарищ загорелся создать аналог Square — это такой терминал по приему платежей. Идея была в том, чтобы с помощью специального девайса легко превращать свой смартфон в платежный терминал. Наш PayByWay неплохо прижился в России и Финляндии — мой первый выход за рубеж в карьерном плане. В итоге финским партнерам мы его и продали.
PayByWay — это финтех-проект. Первый в моей биографии, но не главный. Кейс, которым я действительно горжусь, — Honey и его продажа PayPal за 4 миллиарда долларов. Это самое крупное техническое слияние в истории Калифорнии.
Honey — это скидочный сервис. Он анализировал товары, которые просматривали пользователи в будничном интернет-серфинге, и автоматически собирал всевозможные скидки и купоны на покупку отфильтрованной продукции. Я занимался созданием мобильного приложения, которое в итоге сыграло весомую роль в сделке с PayPal. Кстати, так я и оказался в штате этого гиганта — обещал же рассказать.
Советы тем, кто только начинает свой путь в IT
Мой карьерный совет для инженера-разработчика — выбирайте правильные проекты. Не гонитесь только за громким названием и статусом компании или команды — смотрите, есть ли там возможности для профессиональной реализации. Безусловно, громкое название проекта имеет вес в резюме, но гораздо важнее, какими конкретно навыками человек обладает и какую пользу может принести бизнесу.