Есть баги, которые ускользают от специалистов уровней middle и senior. Но при этом их быстро находят начинающие тестировщики со свежим взглядом. Именно так было на стажировке в Shopiland. Рассказываем, как наши студенты тестировали шопинг-ассистент.
Что такое Shopiland
Представим, что вам нужны новые перчатки. Консервативные любители шопинга отправятся в торговые центры, а остальные уйдут на просторы маркетплейсов. Это удобно и недорого. Но на поиск подходящих перчаток в приложениях нескольких маркетплейсов может уйти несколько часов. Нужно сравнить цены, проверить рейтинги продавцов, чекнуть сроки и условия доставки. Или доверить всю эту аналитику Shopiland — сервису от компании PRO.MOTION.
Это поисковик, который ищет товары по всем крупным маркетплейсам и экономит время пользователей на переключениях между приложениями.
Сейчас проект находится на стадии бета-тестирования. Это значит, что шопинг-ассистент почти готов к выходу на рынок и проходит испытания на функциональность и удобство в руках внешних пользователей. Фокус-группой для проверки сервиса и стали студенты курса по тестированию.
Как проходит отбор стажеров
Попасть на стажировку могли студенты трех курсов:
- Инженер по ручному тестированию с 10 модуля обучения,
- Тестировщик на Python с 25 модуля,
- Тестировщик на Java с 34 модуля.
В каждом потоке участвовало от 20 до 30 студентов. География не важна — стажировка проходила онлайн в течение недели.
Вот еще несколько формальных требований к участникам:
- навыки написания тест-кейсов и чек-листов;
- умение выбирать и применять различные техники тест-дизайна, оформлять баги и дефекты;
- навыки тестирования веб-приложений;
- знания в области тестирования API веб-приложений.
Как организована стажировка
Всего пять этапов.
Первый — отсев студентов через онлайн-форму. Те, кто прошел фильтр, получили приглашение в Slack. Это корпоративный мессенджер.
Адаптация в нем — второй этап стажировки. С помощью координатора студенты выполняют аутентификацию, настраивают рассылки и учатся взаимодействовать с командой.
Третий этап — онбординг. Shopiland проводит его в формате вебинара: заказчик рассказывает про продукт, озвучивает цели стажировки и объясняет начинающим тестировщикам, в чем ценность их участия в проекте.
Начинается четвертый этап — собственно, стажировка. Студенты решают кейс от Shopiland. Если трудно, страшно и непонятно — в первое время можно обратиться за подсказкой к ментору SkillFactory. А ближе к середине стажировки — к действующему тестировщику из Shopiland. Работа с ментором от компании-заказчика — важный опыт: так студенты интегрируются в реальный бизнес и чувствуют свою пользу и важность для конечного продукта. А еще менторы могут отметить для себя перспективных джунов — неплохой зачин для потенциального оффера.
Завершающий пятый этап — получение обратной связи. Наставники из Shopiland выставляют стажерам баллы и озвучивают свои рабочие заметки по каждому ученику.
Какие задачи решаются на стажировке
Цель стажировки со стороны бизнеса — проверить сервис к выходу на рынок. Цель стажеров — получить опыт работы с реальным кейсом и отточить свои навыки на практике. И речь не только о хард скилах тестировщиков: на стажировке студенты работают в команде, адаптируются к виртуальному офису, учатся слышать настоящие потребности бизнеса.
А теперь менее абстрактно — а что конкретно делают стажеры?
- Тестируют корректную работу всех разделов и элементов сайта. Например, релевантна ли выдача поисковому запросу, корректно ли отображаются товары для выбранного города. Адекватно ли работают фильтрация и сортировка цен, рейтинга, популярности товаров.
- Проверяют, сохраняется ли история просмотров и покупок: добавляются ли новые запросы в архив, учитывает ли поисковик уникальные поиски из истории при индексации.
- Разбираются, как функционирует SEO: что такое canonical link, как SEO влияет на скорость открытия страницы, как выглядят оптимизированные заголовки.
- Предлагают улучшения интерфейса сайта и мобильного приложения. Нужно внимательно проверить верстку, убедиться, что нет наплывающих друг на друга элементов, некликабельных кнопок и баннеров. Протестировать слайдер, предложить идеи визуального и функционального редизайна элементов.
Список задач во многом стандартный, но менторы Shopiland подчеркивают: не нужно слепо следовать ТЗ. Это лишь ориентир и база. От стажеров ждут смекалки и креативности: пока профессиональный багаж не забит тысячами однотипных проверок, легче найти новые подходы к тестированию и спрогнозировать непредвиденное поведение пользователей. И в результате обнаружить баги, которые ускользают от мидлов и senior-специалистов.
Стажировка помогает бизнесу и студентам выявить точки роста и проблемные зоны. А вот что конкретно получат стажеры по итогам:
- отзыв заказчика и кейс в портфолио;
- сертификат о стажировке;
- рекомендательное письмо.
Зачем это нужно
Татьяна Калинина, студентка SkillFactory
Стажировка однозначно понравилась: реальная практика с обратной связью и возможность попробовать свои силы в деле. Такой опыт помогает преобразовать теоретические знания в реальные скилы, повысить скорость работы, а главное — ее качество. Ну и, конечно, стажировка — это задел на будущее трудоустройство, прокачка ваших шансов на получение оффера.
Единственный минус для меня — катастрофически сжатые сроки. При отсутствии основной full-time работы недели для такой практики, полагаю, вполне достаточно. А вот с работой, семьей/детьми и параллельной учебой очень ограничена возможность подумать и лишний раз саму себя спросить: что ты делаешь и как ты это делаешь?
Тимофей Симоненко, студент SkillFactory
В силу занятости на работе я отставал по учебе на пару модулей, но все равно оставил заявку на стажировку. И, к моему удивлению, прошел отбор. Дальше пришло приглашение в Slack. Там сразу началось активное общение: все задавали вопросы, ответы на которые в итоге мы получили на первом рабочем созвоне в зуме.
Этот созвон полностью разнес мою веру в себя как в молодого специалиста. Остальные участники задавали правильные и умные вопросы, а я со своими даже лезть постеснялся. Но, к счастью, нам прислали ТЗ стажировки. И оно расставило все точки над i. Работа оказалась несложной, я щелкал задачи, как семечки. Вера в себя вернулась.
Когда нам выставляли итоговые баллы, я, как любопытная Варвара, полез смотреть не только свою оценку, но и остальные. У всех был снят балл за ведение «дневника тестировщика», а у меня — вообще за его отсутствие. Я думал, что расписанные чек-листы с комментариями снимают необходимость вести дневник, но оказалось, это все еще важный инструмент обучения и стажировки. Не забывайте о нем!
Александр Горчаков, тимлид отдела тестирования в PRO.MOTION
Нам было интересно проверить, как будут пользоваться продуктом конечные пользователи. Ими и стали студенты SkillFactory. За четыре потока стажировки мы собрали приличную обратную связь от участников — им удалось даже обнаружить несколько багов, которые я пропустил.
Что еще важнее — молодые специалисты предлагали идеи, которые мы брали в разработку. В итоге эти решения действительно меняли что-то в продукте. Да, таких кейсов было немного, но они были — и это уже отличный результат.
И, конечно, плюсы от таких мероприятий падают не только бизнесу и продукту. Студенты еще до дипломной работы получают опыт работы с реальным заказчиком и окунаются в будни тестировщиков. У нас были очень конкретные задачи и критерии для оценки учеников, так что по итогам стажерам точно будет чем пополнить резюме и портфолио.