Сфера IT связана с большими возможностями и всеобщим одобрением: кажется, выбирая этот путь, делаешь беспроигрышную ставку. Но IT нравится не всем. Как принять ошибочный выбор профессионального вектора, не винить себя за годы, потраченные впустую, и найти счастье в сфере, от которой хотелось сбежать? Рассказывает Альбина Бабурчина, магистр прикладной информатики, преподаватель математики.
Как я познакомилась с IT
Я родилась в Перми. Семью долго «мотало» по Башкирии, и в итоге мы осели в поселке Куеда. Там я и прожила до окончания школы.
Учиться я любила всегда. К тому же дочке классного руководителя сложно увильнуть от школьных обязанностей: внутренняя тяга к знаниям усиленно подкреплялась внешним статусом. Предметов, по которым бы отставала, в моей биографии нет. Зато был фаворит — математика. С ней у нас особые отношения еще со школы. Еще мне нравилась информатика. Сейчас дети в 5 лет ходят на робототехнику и программирование, но в середине 2000-х все это было в новинку. Пишешь текст, а программа превращает его в красивую картинку — похоже на чудо.
Когда прозвенел мой последний звонок, сомнений, в каком направлении идти дальше, особо не было. Хотя педагоги из музыкальной школы ужаснулись моему выбору: почему математика? Музыка была для меня больше, чем увлечением: проявить себя творчески ребенку в маленьком поселке особо негде. Так что в музыкалку я всегда бежала с радостью — это была отдушина. С таким настроем я делала неплохие творческие успехи. Но царица наук в моем сердце занимала большее место.
Это был 2007 год, и я еще не понимала, что IT — это прибыльно, престижно и перспективно. Зато понимали родственники: «С такими знаниями и баллами по математике тебе на матмех». Мне подсказали, я поверила — поступила в Уральский федеральный университет в Екатеринбурге. Кроме математики на факультете в почете были технологические дисциплины — там я и познакомилась с IT поближе.
Я чувствовала: что-то не то. И все же дала IT еще один шанс
На третьем курсе была возможность перейти на специальность «Компьютерные науки». Но я осталась верна математике. Главная причина: сдавая программирование и фундаментальную информатику, я чувствовала — что-то не то. Оценки были хорошие, но IT-дисциплины давались непросто и приносили меньше удовольствия, чем хотелось бы. При этом времени понять, чего я хочу, что нравится не было, учеба была очень плотная.
Мелькали мысли бросить университет. Но всерьез об этом никогда не думала. Окружение, которое я приобрела на своем факультете, дорогого стоит. Халтурить, хитрить, лениться там не привыкли. Да и не вышло бы. Так что училась я в обществе умных, амбициозных людей, они умели и стремились трудиться, изучать, исследовать. В итоге решила: дойду до диплома любой ценой, а дальше поищу курсы. Чтобы добрать то, чего не хватило в вузе.
Но сложилось иначе. Я думала, что вдруг я просто не поняла что-то про IT, и дала технологиям еще один шанс. Поступила в магистратуру на «Прикладную информатику в экономике». Защитилась с красным дипломом, перекрестилась и счастливо ушла.
Дело в том, что незадолго до выпуска с бакалавриата в мою жизнь вошло преподавание. Мама и сестра — учителя: я с детства слышала, что путь педагога — сплошное мучение. Верный способ запрограммировать ребенка на поступок — попросить никогда его не совершать. Репетиторство начиналось как источник карманных денег, но с первых же уроков я втянулась и почувствовала — я на своем месте.
Не горит, не идет, не хочу
В молодости мы чаще выбираем не свое, а то, где больше зарабатывают и развиваются. Поэтому я сошлась с IT в третий раз.
Мне всегда хотелось поучиться за границей. Долгое время рассматривала Германию — с «корочкой» матмеха шансы были неплохие. Но в итоге остановилась на США. Сдала экзамен на международный английский, подготовилась и поступила на онлайн-курсы тестировщиков от американского IT-блогера.
История повторилась точь-в-точь. Мне нравилось учиться, но как только дошло до практики, снова почувствовала: работаю без души. Не откликается. Тогда вывела для себя важную мысль: я как будто долгие годы пытаюсь кому-то что-то доказать. На курсах мне хотелось быть лучшей. Чтобы все, и я сама в том числе, видели: я понимаю материал, могу справиться.
Когда задачи ограничивались поиском ошибок на сайтах, мне было легко и прекрасно — потому что я учитель, люблю искать и исправлять ошибки. Но мысли о коде вызывали у меня отторжение, развиваться в тестировании дальше значило бы обречь себя на нелюбимую, не свою работу. Не горит, не идет, не хочу. С таким настроем вырасти в серьезного и востребованного специалиста невозможно. Осознала, приняла и, наконец, оставила IT в покое — полностью ушла в преподавание.
Выбор всегда за вами
Любой опыт — это важно и ценно. Я не жалею ни об одной минуте, потраченной на освоение IT, хотя точно знаю, что это не мое.
На матмехе УрФУ я убедилась, что хочу связать жизнь с математикой, провела свой первый урок и познакомилась с замечательными людьми. Курсы тестирования помогли услышать себя, принять, что мое призвание — учить. Я поверила в себя. Запустила авторские видеокурсы, научилась находить общий язык с воспитанниками разных ментальностей и теперь объясняю математику детям из разных уголков мира.
Одну из моих учениц родители заставляют пойти в престижную школу. Готовы оплатить учебу, репетиторов, форму — все, что угодно. Но девочка идти туда не хочет. Не потому что боится провалиться или ленится — нет. Просто ей это не нужно, душа лежит к своим учителям, одноклассникам, школе. Если бы я сама не прошла долгую и неоправданную гонку за престижем и перспективами, как бы сейчас честно говорила ей прислушиваться к себе? Я повторяю своим ученикам: «Выбор всегда за вами», и этой мудрости я обязана своим ошибкам, своему пути.
Пробуйте, ищите, давайте шансы самым разным направлениям. Не хочется идти в вуз после школы — не идите. Потратьте год-два на подработки, творчество, путешествия. Найдите онлайн-курсы: тестирование, разработку, да хоть кройку и шитье — что угодно. Вы не узнаете, что вам нужно, пока не «прощупаете» варианты. И не услышите, как отзывается на них что-то внутри.