Это рубрика, в которой эксперты коротко отвечают на актуальные и волнующие вопросы об IT-профессиях, будущем сферы и ее перспективах.
Возможно ли полностью перейти на российский софт?
Это зависит от типа программного обеспечения и сферы применения. Полностью перейти на российский софт сейчас невозможно. Например, на большинстве производственных предприятий используют автоматизированную систему управления технологическим процессом (АСУ ТП). Она разработана под конкретные задачи и жестко привязана к Windows. Для замены нужно писать новое ПО. А, например, в сфере видеонаблюдения уже сегодня можно полностью перейти на отечественный софт. Мы адаптировали под российские операционные системы все свое программное обеспечение: для видеосерверов, серверов видеоаналитики, видеоклиента.
Какова роль свободного ПО в процессе импортозамещения?
Пользователи часто отмечают функциональные недостатки продукта, проблемы с обновлением, баги. Поэтому для полноценного импортозамещения нужно повышать качество свободного ПО. Для коммерческого использования свободно распространяемое ПО уже становится платным, причем в некоторых случаях его стоимость выше, чем иностранных аналогов.
С какими проблемами приходится сталкиваться и как их решать?
Основные проблемы связаны с поддержкой драйверов устройств. На некоторые устройства до сих пор нет подходящих драйверов.
Также сложно найти опытных разработчиков для системы Linux. Таких специалистов гораздо меньше, чем тех, кто разрабатывает приложения на Windows.
Кроме того, иностранные операционные системы используют самые актуальные технологии, а, работая с отечественными ОС, приходится откатываться на более старые технологии, которые и работают хуже, и менее функциональны.
Возможно ли полностью перейти на российский софт?
Полностью перейти на российский софт возможно, но есть две основные проблемы: время и ресурсы. На создание полноценных офисных продуктов, аналогичных Microsoft, разработчик тратит годы, если не десятки лет. Например, проект «Мой Офис» – адекватная замена зарубежного ПО. Но на его создание у разработчика ушли годы. Инструментов нужно много в различных отраслях, поэтому предстоит большая работа. С ресурсами дела получше. У компаний найдутся деньги, поскольку иного выхода нет. Но, конечно, кадров очень мало.
Российский бизнес использовал около 30% отечественного программного обеспечения еще до 2022 года. Но все это было довольно фрагментарно и хаотично. Теперь же ведется работа по разным направлениям, цели всем понятны. И постепенно эти усилия приведут к тому, что большинство ПО будет российским. По оптимистичному сценарию это случится не ранее чем через 2–3 года, по пессимистичному — через 5 лет.
Какова роль свободного ПО в процессе импортозамещения?
Сейчас свободное ПО — костыль, на который можно опереться, если совсем нет другого выхода. Важно, чтобы программы были не только функциональны, но и их было можно развивать, поддерживать. Должны выпускаться регулярные обновления. Иначе в ПО нет смысла. Оно поможет решать только срочные задачи, так как других вариантов нет.
Свободно распространяемое ПО очень уязвимо. И не менее 30%, по оценкам аналитиков, имеет критический уровень, то есть позволяет злоумышленникам получить доступ в систему. Когда нас активно атакуют зарубежные хакерские группировки, это очень рискованно.
Какие типы ПО легко заместить российскими решениями, какие — нет?
Проще всего заменить ПО, у которого есть аналоги. В России есть достойные продукты в области информационной безопасности, включая WAF, статические анализаторы, мониторинг инфраструктуры, SoC. Однако в области безопасной разработки ПО много пробелов. Офисное ПО иностранных вендоров можно заместить на «Мой Офис». Многие участники рынка уже это сделали. Но очень непростая ситуация с нишевыми решениями. Тяжело крупным промышленным компаниям, которые долго использовали только зарубежный софт. Аналогов продуктов нет. Никогда не было потребности замещать их, разве что «на всякий случай». Так что здесь масштабная разработка может занять годы.
Удалось ли уже что-то импортозаместить? Над какими проектами ведется работа?
Например, в банковском секторе уже используется около половины российских решений. В финансовой сфере, особенно в том, что касается информационной безопасности, проблем с переходом нет.
Хорошо показали себя операционные системы на Linux. Уже используются ОС ROSA Linux (компания «НТЦ ИТ РОСА»), ОС ALT Linux (компания «Базальт-СПО») и ОС Astra Linux (компания «РусБИТех-Астра»).
В государственном секторе тоже работают над импортозамещением. На это влияет политика России. Например, государственным заказчикам, которые имеют значимые объекты КИИ, с 1 апреля запретили приобретать иностранное ПО, в том числе и в области информационной безопасности. Поэтому вариантов нет.
С какими проблемами приходится сталкиваться и как их решать?
Сегодня есть две основных проблемы: это люди и безопасность продуктов.
Дефицит кадров в IT был всегда, а сегодня он чувствуется особенно сильно. Частично нехватку специалистов (в том числе уехавших) решил удаленный формат работы. Так, многие программисты, к примеру, не покинули компании, а просто переехали в другие страны. Также на рынок вышли специалисты, работавшие в иностранных компаниях. Это ценные сотрудники, и рынку такое перераспределение на пользу.
Нужно думать, как системно решать проблему с кадрами. Хороши инициативы по льготам для IT-рынка, предложенные властями (особенно ипотека), но нужно продолжать развивать их. Это должно привлечь специалистов, побудить их не уезжать из страны или вернуться обратно. Необходимо постоянно развивать программы обучения, повышать квалификацию IT-специалистов и делать обучение доступным для всех.
Важно помнить и о безопасности. Сегодня требуются сотни российских программных продуктов. Мы считаем, что третья часть тех, что уже используются, очень уязвима. И ситуация будет только ухудшаться, если ничего не делать.
Мы работаем с рядом системообразующих банков РФ, включая СБЕР, Альфа-Банк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, и внедряем практики кибербезопасности в каждый этап цикла разработки ПО. Очень важно применять процессы DevSecOps — разрабатывать защищенное программное обеспечение. Только так можно снизить риски, уменьшить количество уязвимостей при проектировании и разработке, защититься от киберпреступников.
Возможно ли полностью перейти на российский софт?
Нет, к сожалению, полностью перейти на российский софт невозможно, потому что есть множество специализированного программного обеспечения, которое в России не разрабатывают. Либо аналоги не дотягивают по функционалу и качеству до ПО от зарубежных лидеров.
Например, программное обеспечение для виртуализации вроде VMware, специализированное ПО для рабочих станций (CAD и аналогичное) можно заменить лишь частично. Есть ПО, которое работает только с определенным оборудованием, поэтому полностью заменить его на российское нельзя.
Какова роль свободного ПО в процессе импортозамещения?
Практически все российское ПО сделано на основе свободного, но наши программисты дорабатывают функционал. Например, есть свободный офисный пакет Onlyoffice. На его основе наши разработчики сделали свой: доработали, изменили логотип. Визуально он напоминает привычный всем Microsoft Office, чтобы пользователям было удобно его использовать.
Все российское ПО (и пользовательское, и серверное) основано на свободном программном обеспечении с дописанными модулями либо интерфейсом. Никто не изобретает велосипед.
Но есть и качественное российское программное обеспечение, написанное с нуля. Например, это большинство продуктов по информационной безопасности.
Какие типы ПО легко заместить российскими решениями? Какие — нет?
Относительно легко можно заменить систему автоматизированного проектирования САПР. Например, наши государственные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро давно работают на «Компасе», который заменяет, а иногда и превосходит AutoCAD.
Также российское ПО давно используется в оборонной промышленности, информационной безопасности — это лидирующая отрасль, наши продукты успешно продаются за рубеж.
По каким проектам ведется работа?
Не могу сказать, что есть крупные проекты по миграции. Очень много запросов, но пока люди боятся переходить на другое ПО. Также многие не хотят менять ПО, пока многое из него работает.
Вероятно, переход будет активнее, если санкции станут жестче, а государство начнет регулировать этот вопрос. Рано или поздно обновляться придется. Но сейчас пока что сохраняются зарубежные решения. Также некоторые используют «трофейные лицензии» — грубо говоря, ставят пиратские версии.
С какими проблемами приходится сталкиваться и как их решать?
Аналоги ПО практически не совместимы с зарубежными версиями. Очень много багов, тяжело переучить администраторов.
Разработчики говорят, что в России можно заместить все, но при внедрении видно, что есть ошибки, проблемы и нюансы, которые не были учтены в рекламных буклетах. К сожалению, российское ПО для обычных пользователей будет с ошибками и недостаточным функционалом. То, которое написано для станков, сделано замечательно.
Есть еще обратная совместимость. Например, хитрая формула, созданная в MS Excel, иногда некорректно работает в российских аналогичных программах, не максимально импортирует данные. И, пока это не изменится, люди будут против перехода. Также против переезда на незнакомый софт выступают администраторы, которые все настроили, а теперь только поддерживают инфраструктуру.
Есть ли у нашего российского ПО перспективы дотянуть до уровня зарубежного?
Перспективы будут, если работа над собственным ПО не остановится. Когда на рынок выводился зарубежный софт, была живая конкуренция. Разработчики боролись, исправляли, боялись потерять имидж и получить плохие отзывы от пользователей. У них была мотивация делать качественный продукт. К сожалению, наши производители сейчас предлагают то, что есть, а потом планируют дорабатывать решения. На рынке без конкуренции продукт развиваться не сможет.
Возможно ли полностью перейти на российский софт?
Полностью перейти на отечественный софт невозможно. ПО, которое нужно заменить, слишком много, оно очень разное. Также любой программный продукт — это не только разработка, но и поддержка, развитие, обновление и пр. Известные мировые поставщики создавали решения годами, развивали их, затачивая под потребности бизнеса.
Какова роль свободного ПО в процессе импортозамещения?
Свободное ПО могут использовать физические лица и небольшой бизнес, но потенциал очень ограничен. Офисные пакеты, простые приложения можно найти и использовать без проблем. Но в корпоративном секторе — масса специализированных инструментов, которые должны поддерживаться и развиваться. Для крупного бизнеса свободное ПО не подойдет. Более того, это может быть даже опасно из-за уязвимостей.
Какие типы ПО легко заместить российскими решениями, какие — нет?
Можно заместить, например, решения по безопасности, операционные системы (на Linux), офисные пакеты. Но корпоративный сектор потребляет массу нишевых решений, которых в России нет. Если будут инвестиции в отрасль, часть ПО можно разработать самостоятельно. Но если ПО пользуется мало людей, такие продукты невыгодно замещать.
Удалось ли уже что-то импортозаместить? Над какими проектами ведется работа?
Ведется работа по замещению ПО для АСУ ТП и системного софта корпоративного сегмента, в области информационной безопасности. В первую очередь альтернативу ищут продуктам, которые перестали поддерживать зарубежные разработчики. И нередко она находится. Иногда функционал очень разный, но частично удается решить проблему.
С какими проблемами приходится сталкиваться и как их решать?
Основная проблема — кадры. Их мало, а спрос огромен. Поэтому важна поддержка государства, которая должна включать не только обучение, но и эффективное трудоустройство, мотивацию.