Baldur’s Gate 3, Fortnight, 7 Days to Die — эти и многие другие популярные игры объединяет одно: все они были в раннем доступе. Почему разработчики не боятся выпускать «сырые» игры и сколько времени нужно на полноценный релиз, разбираемся в этой статье вместе с руководителем отдела разработки Dobro Games Сергеем Снегиревым.
Что такое ранний доступ в играх
Релиз игры — это выпуск полностью готового продукта. Early access — этап разработки, когда игра еще не завершена, но уже доступна пользователям. Чтобы она могла выйти в ранний доступ, в ней должны быть основные работающие механики, а у игроков — возможности для исследования.
Чаще всего ранний доступ открыт для всех желающих, но иногда разработчики проводят закрытое альфа-тестирование с ограниченным числом игроков.
С помощью раннего доступа можно:
- Протестировать продукт. Например, проверить механики и гипотезы, доработать геймплей. Первые игроки, как правило, предлагают идеи для улучшения игрового процесса, говорят, что им нравится, а что нет, находят баги и уязвимости. Для разработчиков это шанс исправить ошибки и выпустить игру, которая соответствует ожиданиям пользователей.
- Привлечь дополнительные средства в проект. Это позволит расширить команду для ускорения процессов, добавить новые элементы и функции, дополнить игровой контент и покрыть расходы, связанные с финальными этапами создания игры.
- Заранее сформировать игровое комьюнити и подогреть интерес пользователей. Удачный ранний доступ помогает привлечь внимание к проекту еще до основного релиза. Это создает базу лояльных игроков. Те, кто добавит игру в список желаний в Steam, получат оповещение на почту о выпуске. Это увеличивает продажи на старте.
Какие игры выпускают в раннем доступе
Часто в early access выходят инди-игры. Для небольших разработчиков это возможность привлечь внимание и найти дополнительное финансирование. Кроме того, выпустить игру в интернет-магазине гораздо дешевле и легче, чем сделать релиз на физическом носителе.
Например, Subnautica появилась в раннем доступе в 2014 году, а официальный релиз состоялся только спустя четыре года. Но разработчик Unknown Worlds Entertainment до сих пор принимает отчеты об ошибках от игроков.
Еще ранний доступ используют крупные ААА-проекты, например Fortnite. Ранняя игра появилась в 2017 году, а полная версия — только в 2020-м. Это помогло подогреть интерес пользователей, и в 2023 году Fortnite вошел в рейтинг самых популярных РС-игр в EGS.
Другой пример — тактический шутер Squad от канадской студии Offworld Industries. Это одна из самых известных игр по тактическому взаимодействию с командой. Ранний доступ был открыт в 2015 году, а основной релиз состоялся в сентябре 2020 года. За семь лет было продано более трех миллионов цифровых копий.
Early access часто используют для масштабных проектов, где несколько актов и множество механик, которые нужно долго тестировать и дорабатывать.
Например, Baldur’s Gate III ранний релиз пошел на пользу, потому что разработчики активно откликались на пожелания игроков. The Forest была выпущена в Steam в 2014 году, но официальный релиз состоялся только через четыре года. За это время игра обросла кучей новых механик и кооперативом. Моя любимая Hades также проходила через ранний релиз, в ходе которого разработчики балансировали геймплей, отталкиваясь от отзывов, и добавили новые сюжетные линии и персонажей. То же самое они сейчас делают с продолжением — Hades II.
При этом в крупных проектах разработчики продолжают обновлять игру и добавлять новый контент даже после релиза. Так что работа на этом не заканчивается.
Сколько времени проходит между ранним доступом и релизом
Для того чтобы исправить ошибки и доработать игру, обычно нужно еще два-три года. Но все зависит от сложности проекта и величины команды — иногда игры могут «зависать» в раннем доступе десятилетиями.
Например, инди-головоломка Besiege вышла в раннем доступе Steam в 2015 году. А релиз произошел только в 2020-м. Сегодня у игры 95% положительных отзывов.
Другой пример — Exanima. В early access игра находится уже пять лет — и, когда будет официальный выпуск, пока не ясно. При этом проект совсем небольшой, там немного локаций и простая механика.
Еще недавно одной из «старейших» в раннем доступе была игра 7 Days to Die. Она появилась в Steam в 2013 году, а в июле 2024 года состоялся официальный релиз. Тираж за 11 лет существования составил 18 миллионов копий.
Минусы раннего доступа к играм
Главная проблема early access — выпуск на рынок слишком «сырых» игр. Чаще всего так делают небольшие разработчики с целью заработать.
Однако стоит понимать, что ранний доступ — не аналог краудфандинга. Для этого существуют специальные сервисы, например Patreon или Kickstarter. Например, именно там игра Wasteland 2 собрала половину финансирования.
Ролевая игра Wasteland 2 в жанре постапокалипсиса. Источник
Главное о раннем доступе к играм
- Early access — этап разработки, когда «сырая» игра становится доступна пользователям.
- Для небольших инди-игр это шанс привлечь дополнительное финансирование, для крупных ААА-проектов — возможность расширить аудиторию.
- Чтобы игра могла выйти в ранний доступ, важно, чтобы в ней были работающие механики, а пользователи могли проходить миссии.
- После раннего доступа студиям нужно еще несколько лет, чтобы обработать обратную связь от пользователей и доработать игру перед релизом.