Компьютерные игры — не только для детей, киберспортсменов и отдыха. Игровой подход (геймификацию) используют во многих сферах, даже, на первый взгляд, серьезных и консервативных.
Рассказываем о геймификации в банковской системе, управлении городами и медицинской реабилитации.
Что такое геймификация
Геймификация — это погружение игровых форм в продукты неигрового характера. Например, игровые сценарии внедряют в учебу, работу, медицину.
Почему геймификация работает?
Методы, которые используют в гейминге, основаны на принципах работы нашей психики. Например, работа с мотивацией для удовлетворения материальных и нематериальных нужд.
Как игра мотивирует человека:
- Игра дает бонус. За определенное действие, например авторизацию или изучение местности, игрок получает вознаграждение. Затем этот бонус можно обменять на нужные предметы, улучшив игровой опыт.
- В игре есть элемент соперничества, состязания. Это мотивирует пользователя доказать другим, что он быстрее, лучше, сильнее.
- В игре можно найти «своих людей». Многопользовательские игры — отличный способ завести друзей для прохождения заданий, а может, и в реальном мире.
Информация лучше и быстрее усваивается через действие. В игровом процессе человек из пассивного наблюдателя превращается в активного и внимательного пользователя. Здесь он сам изучает мир, осваивает нужные навыки. Хорошо прописанный геймплей может совмещать в себе элементы развлечения и образования.
Игры как способ подачи и закрепления информации начали применять в бизнесе в начале 2000-х, а затем — в сферах, еще более далеких от игровой индустрии.
Геймификацию можно условно разделить на три типа:
- Для внутреннего использования, для сотрудников. Цель таких игр, например, объединить коллектив, повысить качество продукта или увеличить продажи.
- Для клиентов и пользователей. Ее создают, чтобы повысить знание о продукте, увеличить лояльность, доход.
- Меняющая поведение пользователя при прохождении игры.
Геймификация для мотивации сотрудников
Банк «Хоум Кредит» и их MMORPG-игра «Game of Homes»
Игра отсылает к легендарному сериалу, но адаптирована под структуру и задачи компании. Было две версии: для мобильных устройств и ПК.
Королевство «Банк Хоум кредит» делится на дома (дирекции), а дома — на роды (региональные центры, офисы). Герои сражаются против противника — Зимы и ее ходоков, находящихся за стеной. Чтобы давать отпор, жители королевства (сотрудники банка) участвуют в сражении на арене (проходят опросы по учебным материалам).
Игроки, которые проваливают опросы, превращается в «одичалых» и переходят за стену. По подсчетам компании, у игроков Game of Homes производительность продаж выросла на 30% по сравнению с теми, кто не играл.
Геймификация в образовании
Приложение для изучения иностранных языков Duolingo
Даже если не использовали это приложение, зеленую сову точно видели.
Создатели Duolingo сделали не изучение языка с элементами игры, а игру для изучения языка. Игровые механики есть буквально на каждом этапе обучения: рейтинги, накопление алмазиков — внутренней валюты, шкала прогресса.
Так команда Duolingo получает желаемый результат: пользователь больше времени проводит в приложении, быстрее осваивает языковой курс.
Геймификация, изменяющая поведение
При создании продуктов для обучения игрока геймдизайнеры держат в голове: цель игры — и развлечение, и разработка, закрепление навыков.
Hemocraft от фармкомпании Pfizer
Продукт отсылает к популярной игре-песочнице Minecraft. С помощью созданной игры дети с гемофилией от 8 до 16 лет узнают о своей болезни, учатся жить с ней. Например, в увлекательной манере пиксельные доктора объясняют, зачем нужен план лечения, как он работает. Также молодых пациентов обучают, как отслеживать нужные показатели, вводить инфузии, контролировать кровотечение.
«Морские легенды» от студентов Skillfactory
Студенты курса по разработке игр Skillfactory в рамках кросс-функционального хакатона разработали для medtech-компании «Кибер Моторика» мобильную игру для пациентов.
«Кибер Моторика» изготавливает два вида протезов для предплечий и кистей рук:
- Односхватный — одномоторное устройство с односложным смыканием-размыканием пальцев.
- Многосхватный — прибор с более сложными видами схвата с двигателем для каждого пальца.
Задачей студентов было создать продукт для многосхватного биопротеза. Геймификация в этом случае помогает детям и подросткам 12–18 лет научиться пользоваться протезом.
Как это работает? После медицинского осмотра к целевым здоровым мышцам крепят эластичную повязку с датчиками для снятия ЭМГ-сигнала. Электроды определяют электрическую активность, связанную с мышцами руки пациента. Затем интерпретируют данные сигналы и преобразуют их в сокращение нужной части руки.
Чтобы управлять биопротезом более точно, нужно много тренировать мышцы.
В начале проекта геймдизайнер создал концепт-документ, где прописал тип игры, сюжет, задания, механики, характеристики персонажей (внешний вид, реплики).
Создатели предложили пользователям стать капитаном корабля. Игрок плавает по морю, открывает острова, преодолевает препятствия, ловит рыбу, прокачивает свой кораблик и удочку. В конце нужно сразиться с боссом — Акулой, чтобы освободить Риф. При написании игры ее создатели сравнили открытие нового острова с открытием новых возможностей биопротеза.
Будущая игра должна была содержать несколько форматов управления: наличие кнопок с разной длиной зажатия и удержания.
Геймификация пользовательского опыта
Градостроительный симулятор «Плюс Сити» от Яндекс Плюс
Экосистема придумала мобильную игру, где игроки создают свой виртуальный город: строят здания, объекты и вводят персонажей. В процессе пользователи выполняют квесты, участвуют в мини-играх.
Награды для развития своего города можно получить за пользование продуктами экосистемы Яндекса: прослушивание треков в Музыке, просмотр фильмов на «Кинопоиске», за заказы в Еде и Лавке.
Геймификация в градоуправлении
Активный гражданин
Приложение есть в Москве, Оренбурге, Екатеринбурге. В нем пользователям предлагают голосовать за выбор объектов, локаций для благоустройства, создания маршрутов. За участие в голосовании дают баллы, которые можно обменять на бонусы у компаний-партнеров.