Баннер мобильный (3) Пройти тест

Что такое игра-платформер и как ее разработать

Разбираем процесс поэтапно на примере игры, которую разработали студенты Skillfactory для компании Motorica

Инструкция

13 ноября 2024

Поделиться

Скопировано
Что такое игра-платформер и как ее разработать

Содержание

    Игры-платформеры — популярный и доступный жанр для начинающих гейм-девелоперов. Они отличаются простотой в игровой механике, 2D-геймплеем и доступностью графических решений. Поэтому их часто используют в качестве выпускных и практических работ студенты. 

    Поэтапно рассмотрим процесс разработки игры на примере платформера CHRONOCRASH, который разработали студенты Skillfactory для компании Motorica. 

    Платформеры: поджанры и особенности

    Платформеры — это жанр игр, где игрок перемещается в пространстве, преодолевает препятствия, прыгает между платформами и побеждает врагов. Среди известных платформеров — легендарные Super Mario, Sonic the Hedgehog, Rayman.

    Скрин из игры Super Mario
    Интерфейс платформера Super Mario. Источник

    Есть несколько игровых поджанров в этом направлении:

    • Классические платформеры. Задача персонажа в таких играх строится вокруг преодоления препятствий и перемещения между платформами. Ситуативно встречаются сражения с врагами. Наиболее яркий пример этого поджанра — серия Super Mario.
    • В экшн-платформерах фокус смещается с перемещения игрока по уровню на боевые элементы. Арсенал оружия и комбоудары становятся разнообразнее и важнее для игровой механики. Пример — Ratchet & Clank, где главный герой Рэтчет и его верный соратник Кланк сражаются против врагов: императора Тахиона, Императора Нефариуса и Близнецов Прог. 
    • Пазл-платформеры предлагают игрокам решать головоломки и проходить испытания, используя логику и вдумчивый геймплей. Лидеры жанра Limbo и Inside покорили аудиторию не только загадками, но и неповторимой атмосферой. 
    • Roguelike-платформеры или «рогалики» отличаются высокой реиграбельностью. Как правило, в таких проектах используется процедурная генерация уровней и случайных событий. Из популярных примеров назовем The Binding of Isaac и Dead Cells.

    Жанр игры, без сомнения, будет определять некоторые особенности разработки продукта. CHRONOCRASH, на примере которой мы будем рассматривать этапы создания игры, относится к roguelike-платформерам. Такой жанр определен ее назначением. Особенности проекта также определили его внешний вид.

    Описание сеттинга
    Скриншот с описанием сеттинга проекта от Виктории Горных, геймдизайнера в команде CHRONOCRASH

    Мне понравилась концепция заказчика компании Motorica — «помогаем обрести новые возможности». Нет утраты, есть приобретение. Так нарисовался главный герой с киберрукой. Игрок отождествляет себя с протагонистом, что положительно влияет на восприятие игры. У нас было множество ограничений из-за финального «веса» игры, скупости механик и опыта команды. Поэтому я приняла решения создать мир, который будет отличаться от распространенных на рынке: вместо футуризма заглянуть в прошлое. Я взяла две безумно популярные тематики: Средиземье Толкина и стимпанк.

    Виктория Горных,
    геймдизайнер в команде CHRONOCRASH

    Как сделать 2D-платформер на Unity

    Цикл разработки игры

    Глобально разработка игры любого жанра состоит из нескольких этапов. Создание проекта начинается с питча — краткой презентации идеи для оценки ее потенциала. Питч проводит CEO компании или стартапа. Зрителями могут быть команда или потенциальные инвесторы. 

    После питчинга начинается анализ рынка и целевой аудитории. По его итогам команда собирает исчерпывающее описание концепции, включающее основные механики и дизайн.

    Когда концепция утверждена, начинается разработка: программисты, дизайнеры и художники воплощают идею в игру. Далее следует тестирование, которое помогает выявить и исправить баги. 

    Для проверки реакции аудитории часто проводится soft launch — ограниченный запуск игры. После доработки игра выходит в релиз. Но и тут работа над проектом не заканчивается. 

    После релиза команда занимается поддержкой игры и выпуском обновлений. После завершения проект могут пересмотреть, вернуть разработку к этапу питча для дальнейшего улучшения. 

    Подробнее об этих этапах можно прочитать в статье «Инди-игры: как создать свой первый проект». 

    Дальше рассмотрим процессы, относящиеся непосредственно к созданию 2D-платформера на Unity.

    Этап 1: формируем идею и концепт

    На старте стоит сформулировать ключевые аспекты игры: сюжет, сеттинг, механики и целевую аудиторию. Для этого ответьте на вопросы:

    • В каком мире будет происходить игра?
    • Кто главный герой и какова его цель?
    • Какие уникальные игровые механики будем использовать?
    • Какой поджанр подойдет проекту?
    • Какие потребности целевой аудитории закрывает игра?

    Удобнее всего оформить концепцию в формате презентации. Здорово, если получится представить в документе отдельные элементы геймплея. Качественная работа на этом этапе поможет команде подготовиться к питчу и избежать ошибок в продвижении игры.

    Интерфейс платформера CHRONOCRASH
    Интерфейс игры CHRONOCRASH

    Самым важным было уложиться в необходимую логику и при этом сделать игру интересной. За увлекательность отвечают лор, сеттинг и игровые механики, они же отвечают и за пользу. Вариативность уровней и простота масштабирования позволяют сделать игру полезной для большинства ситуаций использования.

    Вячеслав Працюк,
    тимлид в команде CHRONOCRASH

    В CHRONOCRASH логика мира и механика игры фокусируют пользователя на задачах, позволяющих тренироваться в управлении протезом. Прыжки, уклонение от препятствий и атаки выполняются при помощи нескольких положений киберруки. Эти упражнения постепенно помогают адаптироваться к протезу, делая тренировочный процесс интересным и мотивирующим.

    Этап 2: выбираем инструменты

    Когда сформировали концепцию и определили особенности проекта, время выбирать инструменты для реализации. Главный из них — среда разработки игры. 

    Одна из наиболее популярных опций для начинающих разработчиков — Unity. Это удобный и мощный движок, подходящий для создания как 2D-, так и 3D-игр. Он позволяет гибко настраивать графику, физику игры, создавать эффекты и разрабатывать уникальные механики. 

    Движок Unity
    Скриншот с сайта Unity. Источник

    Сравним ключевые характеристики популярных сред для игровой разработки Unreal Engine и Unity.

    Критерий
    Unreal Engine
    Unity
    Графика
    Обеспечивает высокую графическую реалистичность, идеален для AAA-проектов благодаря мощным средствам рендеринга.
    Поддерживает высокое качество графики, особенно с HDRP, но чаще используется для проектов, где ультрареалистичность не приоритет.
    Языки программирования
    Использует C++, предоставляя высокую производительность и точный контроль над игровыми механиками, но требует опыта.
    Использует C#, который легче в освоении и подходит для новичков и проектов с управляемым кодом.
    Простота освоения
    Интерфейс мощный, но сложный для новичков; лучше подходит для опытных разработчиков и проектов высокого уровня.
    Интерфейс интуитивно понятен и доступен для пользователей разного уровня, документация и поддержка облегчают обучение.
    Лицензирование и стоимость
    Бесплатный до $1 млн дохода c игры, после взимается роялти в 5%.
    Имеет несколько планов, включая бесплатный (Personal), а также платные (Plus, Pro) с фиксированной подпиской.
    Платформы
    Поддерживает широкий спектр платформ, включая ПК, консоли, мобильные устройства и VR, особенно силен в разработке консольных игр.
    Поддерживает множество платформ, популярен для мобильных игр и 2D-проектов.
    Применение в индустрии
    Широко используется для AAA-игр, фильмов и архитектуры, особенно там, где требуется фотореализм.
    Востребован в инди-разработке, образовании и мобильных приложениях благодаря простоте использования и гибким условиям лицензии.

    Кроме Unreal Engine и Unity, есть и другие, более простые платформы, например Construct. Это визуальный движок, который не требует навыков программирования и подходит для новичков. Construct позволяет создать прототипы платформеров всего за несколько часов, но обладает меньшей гибкостью по сравнению с другими средами.

    Этап 3: создание базовой механики платформера

    Выбрав среду разработки, можно приступать к разработке основного геймплея. Для создания образов персонажей понадобится загрузить на платформу их спрайты. Найти бесплатные можно на специальных сервисах.

    Интерфейс Unity
    Интерфейс Unity. Источник

    При разработке на Unity разработчику достаточно добавить картинку с жесткого диска во вкладку Assets, а затем «на сцену». Тогда у спрайта появятся два компонента:

    • Transform — отвечает за позицию объекта на сцене, его размер и угол поворота относительно осей. 
    • Sprite Renderer — отвечает за отображение изображения спрайта на экране, так что герой корректно виден как в процессе редактирования, так и во время игры.

    Дальше платформа позволит настроить физику игрового пространства, например гравитацию, и движения героя.

    Основные действия персонажа в платформере обычно включают:

    • Прыжок. Ключевая способность персонажей платформеров, позволяющая им преодолевать препятствия.
    • Подкат. Используется для уклонения от врагов и перемещения под низкими препятствиями.
    • Атаки и парирование. Элементы атаки для сражений с врагами. В зависимости от жанра и специфики игры у персонажа могут быть разнообразные атаки и арсенал.
    Механики игры CHROMOCRASH
    Скриншот из презентации игры CHRONOCRASH

    Самой важной и сложной была логика парирования. Эта механика используется на сложных противниках: игроку, подошедшему вплотную к злодею, необходимо успеть сжать руку в таймер. Если игрок не успевает этого сделать, то противник наносит ему урон и отталкивает, иначе главный герой наносит урон противнику, и, если урон больше запаса здоровья, игрок побеждает и бежит дальше.

    Никита Песков,
    игровой разработчик
    в команде CHRONOCRASH
    Персонаж гном-бур
    Скриншот из презентации игры CHRONOCRASH

    Сложности возникали с внедрением в игру персонажа Гном-бур. По своей игровой механике, если игрок его перепрыгивает, он ныряет под землю и потом опять появляется перед игроком. Сложность была в большом количестве необходимых проверок его работы.

    Дмитрий Янин,
    гейм-девелопер
    в команде CHRONOCRASH

    Этап 4: дизайн уровней и система прогресса

    Дизайн уровней зависит от выбранного поджанра и целей игры. Например, в пазл-платформерах внешний вид системы уровней и их содержание будут иметь гораздо более весомое значение для восприятия продукта, чем в roguelike-играх. Тем не менее уровни должны быть спроектированы так, чтобы поддерживать интерес пользователя к игровому процессу, учитывать сложность, разнообразие препятствий и создавать динамику. 

    У CHRONOCRASH нестандартное ТЗ, которое требовало учесть ограниченное управление: только три положения киберруки. Также нам необходимо было учесть ограничение по весу итогового проекта. Поэтому мы реализовали раннер с автобегом, бесконечной генерацией уровня и нарастающей сложностью. Таким образом наша стартовая сцена состояла только из главного героя и камеры.

    Никита Песков,
    игровой разработчик
    в команде CHRONOCRASH

    Основные принципы построения уровней:

    • Сначала создайте простой уровень, который обучит игрока основным механикам.
    • Постепенно увеличивайте сложность: добавляйте новые препятствия, врагов, создавайте более сложные маршруты.
    • Добавляйте мотивирующие элементы, которые стимулируют игрока двигаться дальше. Например, награды за выполнение заданий, скрытые объекты или бонусы, которые игрок может собрать.
    Левел дизайн в игре CHRONOCRASH
    Скриншот из презентации игры CHRONOCRASH

    Этап 5: детали

    Для успеха игры, особенно если это инди-проект, ключевое значение имеют детали. Визуальный стиль, сюжет и музыка создают атмосферу, которая выделяет игру на рынке, привлекает и удерживает игроков. Уникальный визуал, стильные эффекты и запоминающиеся мелодии помогают игре стать приятным приключением для пользователей и почувствовать связь с игровым миром.

    Алексей Карпов, геймдизайнер команды CHRONOCRASH, лично написал основную музыкальную тему к игре, что помогло усилить уникальный стиль и восприятие. Музыка в игре не только дополняет стимпанковский сеттинг, но и поддерживает нужное настроение, делая погружение в мир еще более захватывающим.

    Сначала Слава [Вячеслав Працюк, тимлид команды CHRONOCRASH. — Ред.] и ребята обсуждали возможность создания музыки при помощи нейросетей, чему я как композитор быстренько воспротивился и сказал, что сделаю сам. Слава предложил некий стилизованный средневековый референс для меню, появилась идея добавить к этому менее живого электронного звучания, что сочеталось бы с нашей главной нарративной линией о техногенной катастрофе. Так появилась тема для меню, которая была радушно принята сразу всеми!

    Алексей Карпов,
    геймдизайнер
    в команде CHRONOCRASH

    Геймификация и социальная значимость

    Геймификация стала важной частью не только развлекательных игр, но и образовательных и реабилитационных проектов. CHRONOCRASH, разработанная специально для компании Motorica, делает реабилитацию увлекательной и доступной, помогая пользователям почувствовать контроль над движениями через интересные игровые задачи.

    О том, как и какие особенности важно учитывать при создании игры для пользователей с протезами, рассказал Роман Сергеев, Android & iOS разработчик компании Motorica.

    Вне физического контекста, игра для людей с протезами ничем не должна отличаться. Она должна так же затягивать, так же быть красочной, интересной, с хорошим музыкальным сопровождением, должна занимать минимум места, быть полностью оптимизированной. Все метрики хороших игр здесь применимы. Единственная особенность, которая отличает эту игру, — это метод управления. Когда мы с ребятами проводили стажировку, я им сразу рассказал, как нужно расположить кнопки на экране, чтобы человеку с протезом было удобно управлять этой игрой. Две кнопки заменяются сигналами с датчиков, остальные кнопки располагаются на экране. Должна быть возможность смены положения этих кнопок лево-право для людей, у которых есть здоровая правая рука или здоровая левая рука.

    Роман Сергеев,
    Android & iOS разработчик компании Motorica.

    Инструкция

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии