Баннер мобильный (3) Пройти тест

Что значат буквы А, AA и AAA в играх и как они влияют на графику, геймплей и успех проекта

И почему инди-проекты иногда превосходят крупные студии

Разбор

12 сентября 2024

Поделиться

Скопировано
Что значат буквы А, AA и AAA в играх и как они влияют на графику, геймплей и успех проекта

Содержание

    Буква А в обозначениях игр — это показатель технического уровня, бюджета и масштаба разработки. Чем больше А в названии, тем больше вложено в проект ресурсов, как человеческих, так и финансовых.

    Термин пришел из финансовой сферы, где рейтинг AAA означает надежные инвестиции. В 1990-х его начали использовать в игровой индустрии, чтобы выделить крупные проекты с высокими шансами на успех.

    В статье разберем, как категории игр влияют на их качество, технологии и коммерческие ожидания и почему в игровой индустрии не все так однозначно.

    Чем отличаются A- и AA-игры

    A- и AA-игры — это начальные категории игровых проектов. Разберем подробнее, как они устроены и чем различаются.

    Бюджет

    A-игры — это проекты с ограниченным бюджетом и небольшой командой. Их создают независимые разработчики или инди-студии, которые обычно не могут позволить себе дорогие технологии. Например, геймдизайнер Тоби Фокс создал игру Undertale практически в одиночку, потратив около 50 000 долларов. Изначально он запрашивал всего 5000 долларов на Kickstarter, но получил в 10 раз больше благодаря поддержке аудитории.

    AA-игры создаются крупными командами с большими вложениями. Например, разработка A Plague Tale: Innocence, по информации в игровых сообществах, стоила Asobo Studio около 10 миллионов долларов.

    АА игра A Plague Tale: Innocence
    Кадр из игры A Plague Tale: Innocence. Источник 

    Графика и технологии

    В A-проектах часто применяют простую графику и минималистичный дизайн уровней. К примеру, в Undertale используется пиксельная графика — это снижает затраты и системные требования к игре. Часто такие проекты разрабатываются на доступных движках, вроде Unity.

    16-битная графика АА игры Undertale
    16-битная графика игры Undertale. Источник

    В АА-проектах могут использовать фотореалистичную графику, детализированные модели и технологию захвата движений. Это помогает создавать сложные уровни и развивать глубокие сюжеты. 

    Геймплей

    A-игры часто поддерживают базовые системы управления и ограниченный геймплей. Например, симулятор фермы Stardew Valley предлагает простые игровые механики, такие как посадка и сбор урожая, разведение животных и взаимодействие с NPC, чтобы игроки могли сосредоточиться на основной идее проекта.

    AA включают сложные механики и разные игровые компоненты. В Hades игроки сталкиваются с головоломками, динамичными боями и большим количеством персонажей. Игра предлагает уровни с уникальными врагами и препятствиями, а также большой выбор оружия и способностей. Сюжет развивается через диалоги и квесты — это добавляет глубины игровому процессу.

    АА Симулятор фермы Stardew Valley
    Симулятор фермы Stardew Valley. Источник

    Маркетинг и поддержка

    A-игры часто продвигаются через сарафанное радио и социальные сети. Например, Celeste привлекла внимание благодаря обзорам и обсуждениям в интернете.

    AA-игры получают больше поддержки в рекламе. Разработчики тратят средства на рекламные материалы, трейлеры и участие в крупных выставках. К примеру, создатели Control продвигали игру через онлайн-рекламу и телевидение, а также участвовали в выставках E3 и Gamescom. 

    игра Control
    Кадр из трейлера игры Control для выставки E3. Источник 

    Что такое AAA- и AAA+-игры

    AAA- и AAA+-игры — это проекты с большим бюджетом, высоким уровнем проработки деталей и продвинутой графикой. Над такими играми работают сотни людей: дизайнеры, сценаристы, программисты и маркетологи. Каждая деталь — от механик до анимаций — продумывается так, чтобы удерживать игроков.

    Первая игра, которая получила статус AAA, — Final Fantasy VII. Ее бюджет составил примерно 40–45 миллионов долларов. На тот момент это была рекордная сумма для индустрии.

    ААА игра Final Fantasy VII
    Final Fantasy VII. Источник

    Один из примеров ААА — The Witcher 3: Wild Hunt. На создание и продвижение издатель CD Projekt потратил 81 миллион долларов. Карта игрового мира — около 136 квадратных километров. Она включает три крупных региона с уникальными экосистемами и городами. 

    Сюжет переплетается из множества квестов — основного и побочных. Руководитель отдела квестов Матеуш Томашкеви в книге «Кровь, пот и пиксели» рассказывал, что «…каждый квест, даже самый маленький, должен был чем-то запоминаться, содержать какую-то фишечку, неожиданный поворот».

    Среди технологий проекта можно отметить: системы захвата движений, обработки текстур, а также алгоритм динамической смены времени суток и погоды, который влияет на геймплей и взаимодействие с миром.

    Смена погоды и времени суток в игре The Witcher 3: Wild Hunt

    Известный пример ААА+-проекта — Cyberpunk 2077. Бюджет игры составил более 300 миллионов долларов. Карта мира охватывает город Найт-Сити, разделенный на шесть крупных районов, каждый из которых имеет свою архитектуру, атмосферу и социальные слои. 

    Среди технологий проекта:

    • Рендеринг окружающей среды: например, система трассировки лучей, которая создает естественное освещение и точные отражения.
    • Захват движений и голосовой актинг: актер Киану Ривз озвучивает персонажа Джонни Сильверхэнда, а его движения и мимика переданы с помощью технологии захвата. Для этого использовались камеры и датчики, которые улавливают мельчайшие детали, чтобы создать реалистичную анимацию персонажей. 
    • Система ИИ: алгоритмы NPC реагируют на действия игрока. Например, если пользователь будет часто взаимодействовать с конкретными персонажами, они могут предлагать новые квесты, изменять условия уже доступных миссий или даже становиться врагами.
    • Настройка персонажа: игроки могут модифицировать внешний вид и способности своего персонажа — выбирать кибернетические улучшения и имплантаты, чтобы изменить его навыки и взаимодействие с миром.
    Киану Ривза в Cyberpunk 2077
    Персонаж Киану Ривза в Cyberpunk 2077. Источник

    Почему важно разделять игровые проекты

    Разделение видеоигр на категории полезно для того, чтобы создать определенные ожидания у разработчиков и игроков. Категории помогают понять, с какими ресурсами и целями работают команды и что можно ждать от финального продукта.

    Для разработчиков такое разделение — ориентир. Оно определяет масштабы проекта: сколько времени, денег и специалистов потребуется. Категория задает рамки для разработки, влияет на выбор технологий и маркетинговую стратегию. Поскольку AAA- и AAA+-проекты требуют огромных вложений, каждая деталь имеет значение, а сроков придерживаются жестко. Для А- и АА-проектов планка ниже — можно позволить себе больше свободы в экспериментах, но без ущерба для качества.

    Для игроков категории — это показатель ожиданий. Они помогают понять, на каком уровне будет графика, сюжет и глубина геймплея. AAA+ обещают максимальный уровень проработки и внимание к мелочам. А проекты уровнем ниже могут привлечь оригинальными идеями или необычным подходом. 

    Иными словами, разделение игр — это способ для индустрии структурировать проекты, распределять ресурсы и выстраивать взаимодействие с аудиторией.

    Как меняется игровая индустрия

    Границы между категориями А, АА, ААА и ААА+ все больше размываются. Игры с вложениями уровня АА способны удивлять качеством проектов, которые принято относить к ААА. Инди-игры привлекают крупных издателей, а некоторые даже становятся хитами, занимая лидирующие позиции в продажах. Это подтверждает простой факт: игрокам важны сам продукт, его идея и исполнение, а не класс проекта или бюджет, который в него вложен.

    Пример — игра Hellblade: Senua’s Sacrifice от студии Ninja Theory. Разработчики позиционировали проект как «инди-ААА», подчеркнув, что создали его небольшой командой с ограниченным бюджетом. В итоге игра поразила аудиторию проработкой атмосферы, графикой, звуковым сопровождением и психологическим сюжетом. Несмотря на скромные ресурсы (менее 10 миллионов долларов), Hellblade получила множество наград, например The Game Awards 2017 в категориях Best Audio Design, Best Performance и Games for Impact (то есть наибольшее социальное влияние).

    Кадр из игры Hellblade: Senua’s Sacrifice
    Кадр из игры Hellblade: Senua’s Sacrifice. Источник

    С другой стороны, некоторые крупные ААА-проекты не оправдывают ожиданий игроков. Пример — Anthem от BioWare. Бюджет в 100 миллионов долларов, масштабная рекламная кампания и бренд разработчика не спасли игру от провала. На старте она столкнулась с техническими проблемами, однообразным геймплеем и слабым сюжетом. Сюда же относится Cyberpunk 2077, которую мы разбирали выше.

    Anthem
    Издатель Anthem заявил, что не будет продолжать работу над проектом и делать перезапуск игры

    Инди-сцена тоже вносит коррективы в индустрию. Hades от Supergiant Games, несмотря на статус инди, стала одной из лучших игр 2020 года. Сообщество оценило продуманный геймплей, глубокую историю и новый подход к жанру roguelike, в котором уровни игры генерируются случайным образом, а при гибели героя игру нужно проходить сначала. 

    Игра Hades
    Игра Hades. Источник

    Таким образом, игровая индустрия движется в сторону креатива, а не бюджетов. Сейчас ценятся оригинальность и смелость идей — именно это определяет успех проекта.

    Сергей Снегирев
    Руководитель отдела разработки
    Dobro Games

    Разработка игр стала гораздо понятнее, чем это было 15 лет назад. No-code технологии, доступность движков, возможность интегрировать чужие ассеты и огромное количество бесплатной информации на любом языке — все это существенно упростило методы разработки. 

    Мы находимся в той точке, когда новаторские идеи больше не исходят из ААА-проектов. Высокие цены на создание игр сделали большие компании неповоротливыми. Поэтому они придерживаются избитых путей: переиздают старые хиты, используют одни и те же устаревшие механики, копируют популярные решения у своих коллег. Инди-команды же, благодаря доступности технологий, проявляют свою фантазию: создают уникальные сеттинги, которые будут выделять их проекты из тысяч других, объединяют разные механики в самых необычных комбинациях и не боятся быть оригинальными. 

    Крупные студии подвергаются постоянной критике за свое непонимание игроков. Вертикальный менеджмент, сосредоточенный на уменьшении рисков и сокращении расходов, убивает ААА-индустрию, оставляя в ней единицы монополистов. Компании набирают студии из сотен человек и увольняют всех одним днем после завершения разработки, через полгода повторяют цикл заново, а спустя несколько таких циклов закрывают все свои подразделения из-за неумелого управления. 

    Благодаря этому мидкор АА-студии стали пристанищем для геймеров, которым нравятся оригинальные и интересные игры, и для специалистов, которым приятно работать в более горизонтальной иерархии и дружеской обстановке.

    Разбор

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии