Электронная коммерция — это вид бизнеса, связанный с продажей товаров и услуг с помощью интернета. В нее входят все финансовые операции, сделки, бизнес-процессы. Формально под электронную коммерцию попадают даже переводы денег с карты на карту между двумя людьми.
Впервые термин «электронная коммерция» появился в 1994 году, когда покупатель приобрел с помощью кредитной карты новый диск Стинга через интернет. За почти 30 лет сфера многократно выросла. Например, в России в 2021 году рынок онлайн-торговли вырос до 4,2 трлн рублей (данные M.A. Research).
Принципы электронной коммерции
Еще одной отличительной чертой e-commerce, наряду с возможностью оплаты онлайн, является отсутствие границ. Человек может заказать практически любой товар в магазине на другом континенте. Крупные магазины — AliExpress, Amazon, eBay — продают товары по всему миру. Подавляющее большинство торговых сетей может сделать доставку в рамках одной страны (например, локальные российские бренды). Это удобно как для покупателей, так и для продавцов. Компании необязательно открывать свое представительство в каждой стране — достаточно заключить соглашение со службами доставки и организовать работу склада на своей стороне. Логично, что высвобождается значительный бюджет, который можно перераспределить на развитие бизнеса, рекламу и т.д.
Классификация рынка электронной коммерции
Если разделить глобальную digital commerce по направлениям, то выглядеть это будет так:
- международные маркетплейсы. К ним относятся уже упомянутые Amazon и AliExpress, а также, например, крупные российские маркетплейсы Ozon и Wildberries;
- онлайн-магазины. Компании, занимающиеся продажей товаров в рамках одной или нескольких ниш. Например, магазины одежды, стройматериалов, электроники;
- магазины программного обеспечения. Компании, продающие софт для ПК и смартфонов. Это и магазины приложений (AppStore и Google Play), и глобальные корпорации вроде Microsoft;
- сервисы для продажи бизнес-услуг и ПО для бизнеса. Компании, специализирующиеся на продаже услуг, необходимых для обеспечения бизнес-процессов. Из наиболее крупных можно выделить 1С. Сюда относятся и разработчики CMS для разработки сайтов, и брокерские программы;
- службы доставки. Самостоятельные или дочерние компании, оказывающие курьерские услуги. Сюда входят и сервисы доставки еды, и крупные почтовые службы;
- онлайн-банкинг. Практически каждый банк сейчас обзавелся приложением для смартфона для удобной работы со своими клиентами. Кроме того, в эту категорию входят системы электронных денег;
- услуги перевозок. Сервисы вызова такси, каршеринга;
- сервисы для интернет-маркетинга. Службы, существующие внутри крупных социальных сетей, позволяющие вести бизнес через специальные категории аккаунтов;
- другие направления бизнеса.
Классификация электронной коммерции по отправителю и конечному получателю услуг
Большинству привычно разделение бизнеса на покупателей — обычных людей и продавцов — больших компаний. Но digital commerce может быть значительно шире. Определенные товары могут не понадобиться конечному получателю продукта, но могут потребоваться для создания четко выстроенной цепочки бизнес-отношений.
B2B (business-to-business)
Торговля между двумя компаниями, заключающими друг с другом взаимовыгодные сделки. Например, одна производит детали и запчасти, вторая использует их для выпуска оборудования. В рамках этой категории оборот денежных средств наиболее крупный. Исследования BigCommerce показывают, что оплата через интернет в сфере b2b растет, и уже 60% платежей совершается именно онлайн.
B2C (business-to-consumer)
Бренды через собственные интернет-магазины или маркетплейсы ведут торговлю своими товарами. Конечный получатель — непосредственный пользователь. Например, покупая одежду модного бренда, человек участвует в цепочке b2c.
C2C (consumer-to-consumer)
Физические лица продают товары друг другу. Чаще всего это товары, бывшие в употреблении. Популярной в России площадкой для такой цепочки бизнеса является «Авито». Кроме того, c2c — это оказание услуг одним человеком другому (например, помощь в перевозке, репетиторские услуги и т.д.).
B2G (business-to-government)
Компания продает свои услуги государственным учреждениям или выполняет госзаказ. Примером может быть разработка программного обеспечения для цифрового сервиса. Чаще всего компании получают заказы через конкурсы и тендеры. Заказчик выбирает исполнителя, исходя из предложенной стоимости и сроков исполнения услуг.
G2C (government-to-citizens)
Сюда входят все взаимодействия граждан с государством посредством интернета. Это не всегда коммерческая деятельность: государство обычно предоставляет услуги и справочную информацию на своих ресурсах. Денежные взаимоотношения обычно ограничиваются уплатой пошлин, налогов, штрафов.
C2B (consumer-to-business)
Обычные покупатели тоже могут предлагать бизнесу свои услуги. Например, в рамках рекламных кампаний блогеры рассказывают о преимуществах того или иного товара. Или бизнес может заказывать у фрилансера услуги по поддержке работы интернет-магазина.
B2P (business-to-partners)
В эту категорию входят коммерческие взаимодействия между партнерскими компаниями в рамках одной сферы бизнеса. Например, взаимоотношения между филиалами или поставщиками.
B2E (business-to-employee)
Эта система обычно существует в рамках одной компании и помогает ее работникам вести коммерческую деятельность, а также организовывать работу сотрудников.
G2G (government-to-government)
Здесь практически отсутствуют коммерческие отношения. Чаще всего это взаимодействия между разными государственными структурами в сфере документооборота.
B2B2C (business-to-business-to-consumer)
Цепочка взаимодействий, в которой компания продает свои услуги с помощью посредника. Самый распространенный вариант — компании заключают договоры с сервисами доставки. При этом конечный покупатель знает изначального отправителя.
E2E (exchange-to-exchange)
Система, которая функционирует в сфере, связанной с обменом валюты. Покупатели и продавцы получают доступ к бирже через один сервис. Сюда относятся брокерские приложения.
Как работает электронная коммерция
Digital commerce строит свою работу по такому принципу.
- Потребитель товара или услуги находит необходимый ему товар в интернет-магазине и оставляет заявку на получение.
- Менеджер на другом конце получает эту заявку, обрабатывает ее. Ему необходимо понять, есть ли данный товар на складе, и только после этого одобрить. В некоторых случаях система может все делать автоматически.
- Происходит оплата заказа с помощью карты (или оставляется предоплата). Транзакция проходит через банк, компания получает отчет о поступлении средств на счет.
- Заявка передается на склад для формирования заказа на доставку.
- Работники склада передают товар на доставку в пункт выдачи или по прямому адресу клиента.
- При поступлении товара в конечную точку клиент получает уведомление посредством звонка или СМС.
Это наиболее распространенная цепочка взаимодействий в рамках e-commerce. Отличия могут быть, но они несущественны. Например, при продаже электронных книг покупателю предоставляется ссылка для скачивания вместо отправки товара в пункт выдачи. При покупке услуг клиенту присылается время и место встречи со специалистом.
Преимущества и недостатки электронной коммерции
Разберем несколько важных плюсов и незначительных минусов digital commerce.
Преимущества:
- отсутствие необходимости аренды дополнительного помещения под магазин, а также найма продавцов. Достаточно стабильно функционирующего склада и консультантов, готовых работать с покупателями онлайн;
- нет необходимости искать посредников для реализации своих товаров. Весь процесс можно организовать напрямую с покупателем;
- можно настроить аналитику, дающую прямые данные о продажах. Это позволяет быстро находить проблемы в работе и оперативно их устранять. Кроме того, с помощью систем аналитики можно планировать и прорабатывать рекламные кампании, следить за их успешностью;
- возможность расширения целевой аудитории. Офлайн-магазины вынуждены работать с потенциальными покупателями, проживающими в конкретном регионе или городе. При работе с электронной коммерцией целевая аудитория продукта может проживать в любом городе в стране, а в некоторых случаях — в других странах;
- удобство для самих клиентов. Человек может зайти в магазин в любое удобное ему время и оформить заказ на понравившийся товар. Заявка будет обработана либо автоматически (при наличии соответствующих настроек), либо в начале следующего рабочего дня по часовому поясу владельца магазина.
Недостатки:
- люди из отдаленных регионов могут не получить информацию о товарах и услугах по причине неразвитой интернет-связи;
- осложняется работа по защите авторских прав при реализации художественных произведений, научной литературы и публицистики. Работы могут распространяться без ведома производителя;
- постоянно растущая конкуренция. Рынок e-commerce регулярно расширяется, что требует от его участников постоянного совершенствования навыков работы, планирования новых рекламных кампаний и привлечения новой ЦА.
С чего начать бизнес в сфере электронной коммерции
Прежде всего необходимо выбрать нишу, в которой предстоит работать. Нужно провести анализ среды, распространенность направления, количество конкурентов, потенциальную ЦА. Даже если учитывать, что целевая аудитория не обязательно будет проживать в одном городе с предпринимателем, необходимо учитывать расходы на доставку. Затем следует юридическое оформление интернет-магазина, договоры с поставщиками и службами доставки. Наконец, нужно создать стабильно работающий сайт и наполнить его контентом. Для создания и стабильной работы интернет-магазина требуется хорошая система управления контентом, подходящая под цели и задачи. Нужно отталкиваться от того, будет ли предприниматель работать с сайтом своими силами или потребуется наем дополнительного специалиста. Наконец, необходимо проработать рекламную кампанию, чтобы начать продвижение своего магазина.
Малый бизнес может начинать работу либо с торговли через соцсети — современные возможности социальных сетей позволяют это делать. Кроме того, есть возможность реализовывать свою продукцию через большие маркетплейсы. Для этого необходимо заключить с ними договор сотрудничества и разместить карточки товаров с подробными описаниями. Наконец, можно попробовать реализовывать товары и услуги через доски объявлений в интернете: «Авито», «Юла» и т.п.
Электронная коммерция — эффективный и современный способ реализации своих товаров и услуг. Это способ начать свой бизнес без значительных вложений. Для этого есть уже существующая виртуальная инфраструктура и инструменты. Помимо организационных расходов, потребуются только затраты на рекламу.
0 комментариев