Баннер мобильный (1) Пройти тест

Ранжирование

Глоссарий

31 июля 2023

Поделиться

Скопировано

Содержание

    Ранжирование — это распределение сайтов в выдаче поисковой системы в соответствии с тем, насколько их содержание соответствует поисковому запросу.

    Более релевантные, то есть соответствующие запросу сайты ранжируются на первых позициях выдачи, менее релевантные — на последних. Этот механизм используется поисковыми системами для того, чтобы сделать поиск, с одной стороны, удобнее для пользователей, с другой — более эффективным как инструмент для раскрутки сайтов.

    Что такое ранжирование сайта

    Сам термин «ранжирование» происходит от слова «ранг» — степень, звание. Фактически это присвоение поисковой системой сайтам степени соответствия их содержания поисковому запросу, который вводит пользователь.

    Ранжирование результатов выдачи может отличаться в деталях в зависимости от конкретной поисковой системы, но принцип действия остается общим:

    • Пользователь вводит запрос в поисковую строку.
    • Поисковый робот просматривает базу сайтов, выбирая из них те, которые содержат весь поисковый запрос или его часть (отдельные ключевые слова).
    • Более релевантные страницы размещаются на верхних позициях поисковой выдачи, менее релевантные — на нижних.

    Релевантность — это соответствие страницы поисковому запросу пользователя. Изначально, на раннем этапе развития поисковых систем, она рассчитывалась просто как содержание запроса в тексте страницы. Чем чаще запрос упоминался в нем, тем выше поисковая система ранжировала сайт в выдаче. Это приводило к тому, что разработчики и владельцы сайтов просто насыщали страницу большим количеством ключевых слов, не особенно беспокоясь о читабельности и содержании. Со временем алгоритмы поискового ранжирования стали более сложными, направленными на то, чтобы показывать пользователям интересный, уникальный и полезный контент, соответствующий их поисковым запросам.

    Выдача сайтов по многозначному запросу «наполеон» в Яндексе
    Так сайт отвечает на многозначный запрос пользователя

    Запросы пользователя могут содержать многозначные слова. Например, «наполеон» — это одновременно и имя французского императора Бонапарта, и название торта. Поисковая система не знает, что именно имеет в виду пользователь, когда вводит данный запрос. Поэтому она указывает в выдаче сайты, посвященные обоим значениям, а пользователь уже выбирает сам нужный ему ресурс.

    Факторы ранжирования

    Сегодня ранжирование сайтов в поисковой выдаче осуществляется с учетом множества параметров, которые можно разделить на несколько основных типов.

    Внутренние факторы ранжирования. Они относятся к самому веб-сайту и его содержанию. Владелец или разработчик ресурса могут прямо повлиять на них, тем самым скорректировав его позиции в выдаче. Внутренние факторы также можно разделить на несколько подгрупп.

    Хостинговые — касающиеся основных характеристик и функций сайта:

    • возраст, уровень и название;
    • авторитетность, то есть доверие к сайту со стороны пользователей и других веб-ресурсов;
    • наличие безопасного соединения (протокола HTTPS):
    • история домена, в частности отсутствие или наличие в ней санкций со стороны поисковиков;
    • наличие ошибок в работе сайта, удаленных или отсутствующих страниц, битых ссылок и т.д.

    Контентные — факторы ранжирования сайта, относящиеся непосредственно к содержанию страницы:

    • качество, уникальность, релевантность и информативность текстового содержания;
    • наличие уникальных изображений с прописанным атрибутом alt;
    • органичность использования ключевых слов в самом содержании, а также URL и метатегах (title и description);
    • оптимизированность заголовков и подзаголовков (размер, вхождение ключевых слов);
    • периодическая актуализация контента: размещение новых текстов, изображений, видеороликов и т.д.

    Технические — это факторы, определяющие функциональность и работоспособность сайта:

    • частота обновления и корректность работы веб-ресурса;
    • простота навигации и пользования сайтом (юзабилити);
    • скорость загрузки веб-страницы;
    • наличие внутренних ссылок на другие страницы сайта (перелинковка);
    • наличие карты сайта для поисковых роботов и пользователей;
    • оптимизация под мобильные устройства (смартфоны, планшеты);
    • наличие микроразметки, улучшающей понимание контента поисковым роботом, и т.д.

    Коммерческие — эти факторы работают в отношении страниц, предлагающих конкретные товары или услуги:

    • наличие контактных данных, юридического адреса и описания основной деятельности компании, которые повышают доверие к ней со стороны пользователей и поисковых систем;
    • наличие удобного, хорошо структурированного каталога товаров или перечня услуг, которые предлагает сайт;
    • оформление карточек товара или услуги: описание, технические характеристики, фотографии, дополнительные материалы и т.д.;
    • ссылки на похожие или дополнительные товары, стимулирующие пользователя больше исследовать сайт и совершать покупки;
    • наличие различных способов оплаты товара или услуги: наличными, банковским переводом или картой, в рассрочку или кредит и т.д.;
    • наличие онлайн-формы оформления заказа — важно, чтобы она не была слишком большой, в противном случае пользователь просто не станет ее заполнять.

    Внешние факторы ранжирования. Это факторы, относящиеся не к самому сайту, а к взаимодействию пользователя и других веб-ресурсов с ним. Иными словами, владелец или разработчик сайта может повлиять на них только опосредованно, улучшая внутренние факторы.

    Поведенческие — факторы, определяющие поведение пользователя на сайте:

    • время нахождения пользователя на сайте;
    • кликабельность — количество кликов, сделанных пользователем по ссылке сайта в выдаче;
    • количество отказов — сколько пользователей вышли из сайта после посещения первой страницы;
    • количество возвратов посетителей на сайт и т.д.

    Ссылочные. Как правило, это входящие ссылки, то есть ведущие на сайт с других ресурсов. Чем их больше, тем выше авторитетность сайта с точки зрения поисковой системы. Однако важное значение имеет то, на каких ресурсах размещены входящие ссылки. В идеале это также должны быть авторитетные веб-страницы — тогда и к тому ресурсу, на который они ссылаются, будет больше доверия со стороны поисковиков. К ссылочным факторам также относятся:

    • органический прирост ссылок — он не позволяет искусственно увеличить авторитетность сайта, разом разместив множество ссылок на других ресурсах;
    • релевантность ссылающихся сайтов — ресурсы, на которых размещены входящие ссылки, должны соответствовать тематике той страницы, на которую они ссылаются. 

    Социальные. Это факторы, характеризующие взаимодействие сайта с социальными сетями. Иными словами, то, насколько активно сайт упоминается в соцсетях, как часто на него ссылаются пользователи. Чем выше эта активность, тем больший авторитет имеет сайт и тем вероятнее, что поисковая система разместит его на первых позициях поисковой выдачи. 

    Региональные. Пользователи оставляют запросы в поисковой системе, делают это из конкретного места. Поисковик анализирует, в каком регионе находится пользователь, и показывает ему в первую очередь ресурсы, которые действуют поблизости. В основном региональные факторы важны для коммерческих сайтов, предлагающих какие-либо товары или услуги. Региональная привязка осуществляется через:

    • региональность — отдельный настраиваемый показатель в вебмастерах поисковых систем;
    • непосредственное указание конкретного региона в тексте, ссылках, контактных данных, размещенных на сайте.

    Перечисленные факторы — это лишь малая часть параметров, по которым поисковая система ранжирует сайты. Например, ранжирование в Яндексе задействует более 1200 факторов. Такое количество, с одной стороны, улучшает качество поисковой выдачи с точки зрения пользователя, с другой — усложняет продвижение сайтов. 

    Алгоритмы ранжирования

    Основная цель, которую преследует любая поисковая система, — повышение эффективности и качества выдачи по запросу пользователя. Для этого в их работу внедрены специальные алгоритмы ранжирования информации. Это специальные программы, которые автоматически анализируют пользовательские запросы и ищут для них релевантные совпадения в базе данных сайта. Кроме того, алгоритмы выполняют другие важные функции, например:

    • Удаляют из поисковой базы сайты с невидимым или нерелевантным текстом, промежуточные страницы, ведущие на сайты с совершенно иной тематикой, ресурсы с искусственно накрученными факторами ранжирования (например, раздутым ссылочным профилем или переспамом) и т.д. Это сделано для того, чтобы такие документы не засоряли поисковую выдачу.
    • Ранжируют сайты по сложности восприятия контента. Например, существуют страницы с полезным и уникальным содержанием, соответствующим текстовым факторам, но которое сложно воспринимать из-за того, что оно закрывается какими-либо дополнительными элементами оформления либо плохо сверстано и т.д. Такие сайты поисковая система сдвигает вниз поисковой выдачи, отдавая приоритет ресурсам, в которых ничто не мешает восприятию информации. 
    • Удаляют сайты с оскорбительным и/или «взрослым» контентом. Такие ресурсы часто используют агрессивные методы продвижения и потенциально могут попасть в первые позиции поисковой выдачи по обычным запросам. Алгоритмы поисковиков либо сдвигают их на последние позиции поисковой выдачи, либо полностью удаляют из поиска. Исключение составляют те случаи, когда пользователь специально вводит запрос, содержащий «взрослый» контент, — тогда поисковики демонстрируют ему соответствующий результат. 
    • Проверяют веб-страницы на наличие вирусов и спама. В большинстве случаев поисковые системы не удаляют такие ресурсы из поисковой выдачи, потому что напрямую на качество контента вирусы не влияют. Однако поисковики сопоставляют сайты с базами данных вирусов и, если обнаруживают подозрительную активность на сайте, ставят напротив него в выдаче соответствующую пометку, предупреждающую пользователей о возможной опасности. 

    Ранжирование страниц постоянно совершенствуется для улучшения качества поисковой выдачи. Разработчики поисковиков внедряют в их работу принципы машинного обучения, нейросетевые технологии, семантический анализ и т.д. С одной стороны, это повышает эффективность ранжирования, делает работу поисковых систем более корректной и, следовательно, удобной для пользователя. С другой стороны, сложность работы алгоритмов уже сейчас настолько высока, что полностью контролировать их работу становится очень затруднительно. Поэтому сегодня такие программы выполняются самообучающимися — они способны автоматически настраивать свою работу.

    Из-за непрерывного совершенствования методов ранжирования меняются и позиции сайтов в поисковой выдаче. Например, бывает так, что ресурс, раньше находившийся на первых позициях, через некоторое время падает на последние или вовсе исключается из выдачи. При этом на нем не было выполнено никаких изменений в контентной или технической части. Это связано с тем, что из-за изменений в работе алгоритмов сайт частично или полностью перестает отвечать их требованиям. Поэтому необходимо периодически обновлять контентные, социальные, поведенческие и технические факторы ранжирования веб-ресурса, чтобы поддерживать его высокие позиции в выдаче. Однако для сайтов, заработавших себе хорошую репутацию у поисковых систем, проседание или полное исключение из поисковой выдачи маловероятно. 

    Как отслеживать позиции сайта

    От того, как отображается сайт в поисковой выдаче, зависит его посещаемость и, следовательно, эффективность. Поисковые системы отображают несколько страниц поисковой выдачи по запросам, и большинство пользователей, ища нужный сайт, ограничиваются анализом первых 3–4. И чем более высокую позицию веб-ресурс занимает в поисковой выдаче, тем больше шанс того, что пользователь перейдет именно на него. В этом состоит суть SEO-продвижения — улучшить контент, техническую, поведенческую, ссылочную часть сайта так, чтобы поисковик отдавал ему приоритет при ранжировании.

    Позиция сайта в поисковой выдаче — это переменная, которая постоянно меняется из-за изменений в самой странице или работе алгоритмов ранжирования сайтов. Поэтому ее необходимо постоянно отслеживать и корректировать, чтобы веб-ресурс был популярным и привлекал больше посетителей. Сделать это можно двумя способами:

    • Вручную. Это наиболее простой и традиционный способ отслеживания позиций сайта, заключающийся в том, что разработчик или специалист по продвижению вбивает нужные запросы в поисковую строку и смотрит, какие ресурсы отображаются в выдаче, есть ли среди них продвигаемая страница. В то же время ручной метод занимает много времени и далеко не всегда показывает корректные результаты. 
    • С помощью программ. Это могут быть десктоп-приложения вроде Screaming Frog или онлайн-сервисы Topvisor, AllPositions, SeoLib. Они, по сути, имеют те же встроенные алгоритмы, что и сами поисковики, поэтому работают гораздо быстрее человека, в считаные минуты анализируя тысячи страниц и показывая точные позиции сайта по тому или иному запросу. 

    Однако, несмотря на большую трудоемкость и медленную скорость, ручной анализ позиций сайта продолжает широко использоваться специалистами по продвижению. Особенно часто он применяется для отслеживания небольших ресурсов, чтобы минимизировать затраты, так как многие аналитические сервисы предлагают платные услуги. 

    Таким образом, ранжирование в поисковых системах — ключевая технология современного интернета, направленная на улучшение и упрощение поиска нужной информации для пользователя. Также это мощный инструмент продвижения сайтов, который при умелом использовании позволяет привлечь много посетителей и, следовательно, повысить рентабельность бизнеса (для коммерческих ресурсов), ускорить распространение какой-либо информации (для новостных, информационных страниц), продвинуть определенную идею и т.д. В то же время работа современных алгоритмов настолько сложна, что адаптация сайта под их требования представляет собой сложный и непрерывный процесс, эффективно осуществлять который может только подготовленный специалист. 

    Поделиться

    Скопировано

    0 комментариев

    Комментарии