Игры — мощный инструмент для привлечения внимания к острым социальным проблемам. Они помогают повысить осведомленность людей, привлечь волонтеров в в некоммерческие организации. Мы собрали восемь уникальных проектов, которые освещают важные вопросы: от миграционных до экологических.
Papers, Please
Социальная проблема: помощь беженцам, бюрократия
Разработчик: Лукас Поуп
Жанр: симулятор, головоломка
По сюжету между вымышленными государствами Арстоцкой и Колечией идет многолетняя война, в результате которой границу между странами закрыли. По итогам конфликта к Арстоцке присоединили часть города Грештин. На этом месте открывается КПП, в котором работает протагонист.
Игровой процесс строится на сложных моральных выборах. Проверяя документы мигрантов и беженцев, герой должен решать: стоит ли пропустить человека, нарушив строгие правила, если он спасается от войны? Игра балансирует между абсурдом бюрократической рутины и тяжестью личных историй, с которыми сотрудники пограничных служб сталкиваются ежедневно. В итоге Papers, Please становится мощным социальным высказыванием о том, как легко человек может стать винтиком бездушной машины, если его лишить эмпатии.
Медведик тут рядом
Социальная проблема: осведомленность о проблемах, связанных с РАС (расстройствами аутистического спектра)
Разработчик: команда студентов Skillfactory
Жанр: аркада-раннер с кат-сценами между уровнями
Это браузерная мобильная игра. Вместе с главным персонажем игры — Медведиком — пользователь проходит разные уровни игры в пиксельном мире и собирает предметы, которые рассказывают ему о разных особенностях РАС. Медведик — это реальная игрушка, которую создал один из подопечных фонда «Антон тут рядом». Для разработки локаций и уровней команда вдохновлялась реальными мероприятиями и проектами фонда: творческая мастерская, театральная студия, благотворительный забег.
Изначально разработка планировалась на Unity, у этого варианта был работающий прототип. Также студенты пробовали Python. В результате игра была написана на JavaScript. Интерфейс и визуальные составляющие созданы в Figma, иллюстрации — в Procreate, анимация — в After Effects.
The Stillness of the Wind
Социальная проблема: одиночество пожилых людей, социальная изоляция
Разработчик: Memory of God
Жанр: инди-игра, симулятор фермерского хозяйства
The Stillness of the Wind предлагает пользователям играть за пожилую женщину Тальму. Она живет в глухой деревне и заботится о небольшом фермерском хозяйстве с козами. В отличие от других симуляторов ферм, The Stillness of the Wind акцентирует внимание на состоянии главной героини: она медленно передвигается, иногда слышит галлюцинации, вероятно, с воспоминаниями из прошлого. Неспешный темп игры и красивая графика создают уникальную атмосферу меланхолии и уединения.
Главный канал Тальмы связи с внешним миром — это письма от ее родственников, которые живут в городе. Постепенно письма оттуда становятся все мрачнее, а состояние Тальмы ухудшается. В конце игры, зимой, Тальма умирает.
Замок заботы
Социальная проблема: работа с утратой
Разработчик: команда студентов Skillfactory
Жанр: инди-игра, экономический симулятор (tycoon)
Студенты разработали игру-тайкун для Елизаветинского хосписа, в которой игроку нужно управлять детским реабилитационным центром: строить кабинеты для реабилитации, прокачивать их за валюту, которую он получает за реабилитацию приходящих в центр маленьких пациентов.
Здание реального реабилитационного центра внешне похоже на замок, поэтому, чтобы учесть пожелания заказчика, студенты сделали таким же и игровой РЦ, оставив в игре пасхалки, отсылающие к партнеру — Елизаветинскому хоспису. Например, один из врачей в игре, психолог Мила, — это реальный врач из РЦ «Мозаика».
Игру делали на Unity, куда загружали 3D-модели основных объектов: мебели, комнат здания. Модели предварительно создавали в Cinema4D и Blender, персонажей отрисовывали в Adobe Illustrator и анимировали уже непосредственно в Unity. Также была создана базы данных для игры в Django.
That Dragon, Cancer
Социальная проблема: работа с утратой
Разработчик: Numinous Games
Жанр: инди-игра, point-and-click, приключение
That Dragon, Cancer основана на сложной личной истории создателей: семьи игровых разработчиков Грин, которые потеряли сына Джоэла после долгой борьбы с раком.
Игровое повествование открывает мир через глаза родителей, переживающих горе, надежду и отчаяние. Несмотря на то что графика и механика игры минималистичны, проект получился выразительным и эмоциональным. Эпизоды в больнице погружают игрока в атмосферу ожидания и страха, а воспоминания героев о счастливых моментах наполняют теплом.
Игра для сотрудников «Ночлежки»
Социальная проблема: бездомность
Разработчик: команда студентов Skillfactory
Жанр: инди-игра, обучающие игры, мини-игры, головоломки
Команде студентов поставили цель создать игру для сотрудников и волонтеров НКО «Ночлежка». Необходимо было сделать ее ознакомительной, образовательной и развлекательной, чтобы сотрудники могли отдохнуть с пользой.
Команда разработчиков изучила документы НКО и выделила задачи, которые игра могла бы помочь закрыть «Ночлежке»:
- помочь новым сотрудникам быстрее адаптироваться, понять задачи сотрудника в каждом проекте;
- привлечь новичков к волонтерской работе в НКО;
- помочь отслеживать состояние сотрудников, чтобы не допустить выгорания на работе, через локацию Психолог, которая может администрироваться штатным психологом НКО (изменять тест и ответы, отслеживать прохождение локации сотрудником);
- знакомить людей с работой «Ночлежки», рассказывать о том, как работает НКО, кто такие бездомные и как правильно им помогать;
- в MVP 2 можно внедрить в андроид-приложение получение донатов — как разовых, так и постоянных. Это полезно для формирования бюджета НКО;
- профилактика бездомности.
При разработке backend-части использовался следующий стек технологий:
- язык программирования Python и его фреймворки Django и Django Rest Framework для создания веб-API;
- для гарантии безопасности пользователя были использованы JWT-токены (библиотека djangorestframework-simplejwt);
- для облегчения разработки и тестированиия была создана swagger-документация (библиотека drf-yasg).
Endling: Extinction is Forever
Социальная проблема: вымирание видов, разрушение среды обитания
Разработчик: Herobeat Studios
Жанр: инди-игра, выживание
Игра рассказывает историю от лица последней лисы на Земле, пытающейся выжить в мире, разрушенном человеческой деятельностью. На плечах игрока — забота о ее детенышах, которых нужно защищать.
По сюжету, в одну из ночей выживания одного из лисят ловит и забирает человек-Мусорщик. Лиса отправляется на его поиски, одновременно обеспечивая выживание других детенышей. На своем пути игроку предстоит встретить множество разных персонажей, включая охотников, Меховщика, Барсучиху и Молли — девушку, которая пытается помочь Лисе. Атмосфера разрушения и вымирания чувствуется в каждом кадре, что делает игру мощным экологическим высказыванием.
Stray
Социальная проблема: бездомные животные, одиночество, изоляция
Разработчик: BlueTwelve Studio
Жанр: приключение
Игроку предстоит управлять бездомной кошкой, заблудившейся в городе, населенном роботами. По сюжету группа из четырех бродячих кошек пробирается через заброшенный объект. Одна из них отделяется от остальных и падает в пропасть, ведущую в безлюдный подземный город. Там коту предстоит собрать союзников, чтобы найти обратный путь на поверхность.
Игра покоряет атмосферой и необычными механиками. Например, среди прочего, игрок может забираться в ведра, переворачивать банки с краской, царапать предметы и тыкать носом в неигровых персонажей.