Григорий Бакунов в IT 30 лет: он работал в крупных компаниях, а сейчас занимается собственными проектами. Собрали главные идеи Григория из подкаста SkillFactory «Ноль-один». Он рассказал, почему что-то не знать — это нормально, что делать, чтобы вернуть мотивацию в середине курса, и как ловля форели помогает расширить кругозор.
Что делать, если закончилась мотивация?
Чаще всего потеря мотивации во время обучения связана с тем, что человек не может освоить какую-то часть курса. Тогда возникает ощущение, что бьешься головой о стену. Здорово, когда получается это признать. Быть честным с собой — классный признак, он говорит о том, что с ситуацией можно справиться.
Что помогает мне, когда кажется, что зашел в тупик? Я использую две противоположные стратегии: «легкую победу» и самотестирование.
«Легкая победа»
Я делаю шаг в сторону и переключаюсь на что-то другое. Например, недавно я уткнулся в непонятную мне область математики, в которой с наскока не могу разобраться. Пытаюсь день, второй, третий, пятый и понимаю, что оказался в тупике. Тогда я сел и написал простого Telegram-бота. На его создание ушло всего несколько часов, но это время позволило сбросить напряжение. Я получил легкую победу, понял, что что-то сделал, а значит, не такой уж я и глупый.
Некоторые, чтобы переключиться, смотрят фильмы. Это тоже способ получить легкую победу. Детектив — прекрасный жанр для легкой победы. Если ты к середине фильма понимаешь, чем все закончится, то получаешь тот самый легкий дофамин.
Но есть нюанс: когда человек отвлекся на несколько дней от того, чем занимался в течение нескольких месяцев, он, скорее всего, не сможет вернуться в ту же точку. Грубо говоря, если он штудировал книгу, прочитал первые десять глав и на одиннадцатой застрял, то вернуться придется на восьмую. Это нужно, чтобы освежить знания. Но бывает, что ты вроде отдохнул, вернулся к учебе, но снова ничего не получается. Для таких случаев у меня есть вторая стратегия.
Самотестирование
Я начинаю проверять себя. В обратном порядке перечитываю главу за главой, чтобы найти место, с которого начались проблемы. Человеческое сознание лениво и скрывает от нас самих, где именно мы что-то не поняли. Если мозг какой-то кусок «зажевал», как принтер, то в голове не отложилась нужная информация. Поэтому часто потеря мотивации — это самая маленькая проблема. Гораздо серьезнее то, что человек не понимает материал.
Можно попробовать совместить две техники. Переключение на другую область даст время, чтобы отдохнуть и проверить себя. А «легкая победа» вернет мотивацию.
Главное: если чувствуете, что оказались в тупике, попробуйте сделать что-то, что даст чувство легкой победы, или постепенно в обратном порядке просмотрите пройденный материал и найдите, в какой момент возникло непонимание.
Как быть, если, возвращаясь к пройденному материалу, чувствуешь себя глупым?
Когда раз за разом возвращаешься к пройденному материалу, чувствуешь себя глупо, будто признаёшь поражение. Это тоже демотивирует. Важно научиться принимать собственное несовершенство. Люди вообще не идеальны, и это нормально. Ты не самый крутой на свете, а такой, какой есть. В этом нет ничего страшного.
Если ты не до конца понял какую-то теорию, это не проблема — всё приходит с возрастом. В 14 тебе кажется, что ты знаешь всё. В 20 начинаешь осознавать, что чего-то не понимаешь, но не можешь этого признать. В 34 ты уже можешь признать, но это бесит. А к 44 годам наступает дзен. Думаешь: «Я не понимаю, и это нормально. Немного отдохну и попробую снова».
Главное — никогда не переставать учиться. Стоит остановиться на год-два, и уже сложно начать заново. Затягивает рутина, мотивация падает. Например, у меня чудовищно плохая память: плохо запоминаю людей, факты. До 20 лет я ее развивал, а потом перестал. Примерно раз в год думаю, что надо позаниматься, но меня хватает на 15 минут. Даже детские упражнения, например выучить стишок, даются с трудом. Это хорошо показывает, что останавливаться нельзя ни на секунду. Человек, притормозивший свое развитие, очень быстро деградирует.
Главное: не понимать что-то — это нормально. Несмотря на это, никогда не переставайте учиться.
Почему что-то не понимать — это не всегда плохо?
Когда человек регулярно занимается самообразованием, он привыкает, что чего-то не понимает. Более того, я считаю, что если в течение пары недель активно изучаю определенную область и при это не еще не зашел в тупик, значит, я недостаточно интенсивно над ней работаю.
Я конвертировал ощущение «Я глупый, у меня не получается» в убеждение «Я выжимаю из себя максимум». Точно так же со спортом. Бывает, что ходишь в спортзал и понимаешь, что прогресса нет. Но это лишь означает, что ты добрался до локального максимума. Надо просто продолжать, и через какое-то время случится прорыв.
С самообразованием такая же история. Я использую ощущение тупика как метрику того, что иду правильным путем. И понимаю, что надо просто продолжать. Чувство «Я тупой» больше меня не демотивирует.
Также важно принимать себя и находить свои сильные стороны. Я знаю, что я не самый выдающийся технарь на планете. Но у меня есть сильное качество: я умею быстро собирать работающие прототипы. Это помогает двигаться и развиваться.
Главное: ощущение тупика — это признак того, что скоро случится прорыв.
Как постоянно учиться и почему это важно?
Нужно взращивать в себе желание постоянно учиться. IT — волатильная область, она постоянно требует новых знаний. Если человек перестал развиваться и получать новые навыки, то скорее всего как профессионал он через два-три года умрет. Когда я нанимаю людей, спрашиваю, какие вещи в их области сейчас актуальны.
Я руковожу двумя самостоятельными компаниями, обе они про технологии. Даже когда я нанимаю управленца, то для меня принципиально, чтобы он продолжал развиваться, писать код, пусть и понемногу. Я уверен, что сейчас так делают практически все. Большинство компаний, которые нанимают технических руководителей, ожидают, что соискатели будет хорошо понимать предметную область.
Главное: взращивайте желание постоянно учиться.
Как найти время на учебу между работой, хобби и личной жизнью?
Надо выделять под саморазвитие конкретное время. Я отвожу на него два часа в день. В это время я пишу pet-проекты, прохожу на Coursera или Udemy интересные курсы. Кстати, не все они связаны с IT. Я планирую свою учебу, потому что если выбиться из ритма, то потом сложно в него вернуться.
Читайте наш разбор о pet-проектах.
Чтобы не потерять навык учиться, надо не останавливаться. Причем саморазвитие — это не обязательно про работу. Например, мы в прошлом году повстречались с Денискиным (@deniskin, настоящее имя Денис Крючков), основателем Хабра. Я спрашиваю: а чему ты сейчас учишься? Он отвечает: «Я взял потрясающий курс о том, как ловить форель. Офигенная тема, очень медитативная».
При том что рыба ему не нужна, его интересует процесс. Я тоже так делаю: недавно взял большой курс по ресторанному делу, потому что мне интересен этот бизнес, но я никогда не буду им заниматься. Суть в том, что ты продолжаешь учиться, это расширяет горизонты, заставляет мозг работать. Переключиться на изучение чего-то другого, а потом вернуться обратно — это нормальная практика, которая помогает поддерживать интерес.
Главное: Учебу нужно планировать, потому что, если выбиться из ритма, потом в него тяжело вернуться.
Зачем нужны списки и тайм-менеджмент?
Мне помогает заниматься регулярно в определенный временной слот. Например, если у меня тренировка в одно и то же время и тренер ждет, я при всем желании не смогу прогулять. Желательно выделять конкретное время каждый день или через день. Потом привыкаешь и уже не ленишься.
Если курс объемный, можно написать себе план обучения. Я смотрю, что требуется на курсе, какие темы. Понимаю, какие знания мне надо подтянуть, что вспомнить.
У меня есть план своего обучения на следующие 4,5 месяца. В ситуации, когда у тебя большой курс, имеет смысл заранее составить план, по которому будешь двигаться. Если курсов несколько, в реальности на то, чтобы усвоить один из них, уйдет больше времени, чем длится сам курс. Это тоже надо учитывать при составлении плана.
Можно просто нарисовать его на бумаге, переставить местами блоки, посмотреть, как будет логичнее. Если плану следовать тяжело, значит, он недостаточно подробно проработан. В этом случае можно попробовать раздробить его. Если тяжело следовать месячному плану, можно сделать недельный или ежедневный. Чем мельче дробишь, тем легче. В целом следование плану тоже помогает поддерживать мотивацию и получить хороший результат.
Главное: полезно составлять подробный план обучения.