В 2016 году у JetBrains состоялся официальный релиз Kotlin — языка программирования с интуитивно понятным синтаксисом и мощными возможностями для создания Android-приложений, а также многоплатформенной и серверной разработки.
Kotlin унаследовал все самое лучшее от Java, при этом в нем меньше шаблонного кода. Kotlin полностью поддерживается JVM. Это значит, что он совместим с Java-библиотеками и фреймворками.
Kotlin также поддерживает корутины (сопрограммы) для асинхронного программирования, компиляцию (преобразование кода) в JavaScript.
Kotlin считают дружелюбным к новичкам, а для знакомых с Java и C-подобными языками он будет особенно прост и понятен.
Пример синтаксиса:
fun main() { println("Hello, Kotlin!") }
Где используют Kotlin
Сферы применения Kotlin разнообразны. Его применяют в Android-разработке, бэкенд-сервисах (вместе с фреймворками Spring и Ktor), веб-разработке (через Kotlin/JS), десктоп-приложениях (на базе JVM), несложных скриптах и мультиплатформенной разработке (Kotlin Multiplatform).
В Android-разработке
Чаще всего с помощью Kotlin создают надежные и масштабируемые мобильные приложения для Android.
Примеры:
- Библиотека Yandex MapKit на Kotlin предоставляет технологии и картографические данные для разработки мобильных приложений, использующих геолокацию.
- Социальная сеть для обмена идеями Pinterest использует Kotlin для оптимизации мобильных приложений.
- Команда разработки приложения для управления проектами Trello начала использовать Kotlin в 2016 году.
- Netflix использует Kotlin Multiplatform в своих приложений на Android и iOS.
- Kotlin также применяют Open Source проекты на соревнованиях разработчиков-энтузиастов #AndroidDevChallenge вместе с UI-фреймворком Jetpack Compose. Там были созданы такие приложения, как C-Weather, MoneyFlow, Wiggles.
В бэкенд-разработке
Серверные приложения на Kotlin создают при помощи фреймворков, таких как Spring Boot и Ktor, благодаря поддержке корутин и интеграции с Java-экосистемой.
Фреймворки — программные «каркасы», упрощающие разработку приложений. Они предоставляют готовые инструменты и структуры для работы с кодом.
Spring Boot. Java/Kotlin-фреймворк для создания серверных приложений. Упрощает конфигурацию, интеграцию с базами данных и REST API.
Ktor. Kotlin-фреймворк для асинхронных серверных и клиентских приложений. Легковесный, с поддержкой корутин.
Примеры:
- Evernote, сервис для заметок, применяет Kotlin в бэкенде для улучшения асинхронной обработки (Evernote Tech Blog).
- Платформа онлайн-обучения Coursera использует Kotlin в серверной части для обработки запросов.
- Компания «ДомКлик» перешла с Java на Kotlin. Благодаря их совместимости это получилось сделать безопасно.
- Open Source блокчейн-платформа Corda более, чем на 90% написана на Kotlin.
В кроссплатформенной разработке с Kotlin Multiplatform
Kotlin Multiplatform позволяет разрабатывать приложения для Android, iOS, веба и десктопа. То есть код с одной бизнес-логикой будет работать на разных устройствах. Это сокращает время разработки и упрощает поддержку кода.
Примеры:
- Финансовая платформа от Cash App использует Kotlin Multiplatform вместе с серверной логикой на JavaScript в разработке кроссплатформенных модулей.
- Autodesk использует Kotlin Multiplatform в своих приложениях для строительных проектов, в том числе AutoCAD.
В десктопных приложениях
Kotlin используют в создании десктопных приложений с помощью Jetpack Compose.
Примеры:
- IDE от JetBrains IntelliJ IDEA использует Kotlin для написания плагинов.
- Kotlin используют в приложении для конференций KotlinConf App, созданное с Kotlin Multiplatform, Ktor и JetPack Compose.
В других областях
Kotlin можно использовать в написании скриптов, разработке игр и фреймворков. Также он актуален в Data Science.
Примеры:
- Игровой движок KorGE для 2D-игр (аркады, пазлы) написан на Kotlin.
- Яндекс разработал опенсорс-фреймворк Yatagan на Kotlin для внедрения зависимостей при сборке проектов.
С чего начать изучение Kotlin
Минимальные знания для старта
Для начала работы с Kotlin нужны базовые навыки программирования: переменные, типы данных, условия, циклы, функции — Kotlin Basics.
Также важно понимание объектно-ориентированного программирования (классы, объекты, наследование).
Знание Java будет плюсом из-за совместимости с Kotlin, но это необязательно.
Понадобится также базовое представление о работе приложений: как функционируют мобильные или серверные программы, как взаимодействовать с базами данных (хранение и управление информацией).
- Android Development Basics — как работают мобильные приложения на Android, включая архитектуру и жизненный цикл.
- Web Application Basics — объяснение работы веб-приложений, включая клиент-серверное взаимодействие.
- An Introduction to Databases — краткий гайд по базам данных.
Среда разработки — это программное обеспечение для написания, отладки и тестирования кода. Оно предоставляет инструменты вроде автодополнения, подсветки синтаксиса и интеграции с компиляторами.
Одна из самых популярных IDE для разработки на Kotlin — IntelliJ IDEA от JetBrains, создателей Kotlin. Бесплатная Community Edition подходит для новичков, поддерживает автодополнение, подсказки и отладку.
Для Android-разработки лучше подойдет Android Studio (основана на IntelliJ, оптимизирована для Android).
Альтернатива — Visual Studio Code (с плагином Kotlin).
Полезные ресурсы
Kotlin (официальный сайт): документация, гайды и примеры кода.
Kotlin Playground: онлайн-среда для тестирования кода без установки IDE.
«Kotlin Programming: The Big Nerd Ranch Guide» — доступное пособие для новичков. Охватывает основы Kotlin и Android-разработку.
Metanit (раздел Kotlin) — бесплатные уроки по основам Kotlin с примерами кода.
Хабр по теме Kotlin — статьи и туториалы от сообщества разработчиков.
Stack Overflow: форум для вопросов и решений.
Reddit: обсуждения, новости, советы.
Kotlin Slack: чаты для общения с разработчиками.
Kotlin Blog: обновления, кейсы, лучшие практики от JetBrains.
Где попрактиковаться
- Пишите простые консольные программы и проверяйте работу кода с помощью Kotlin Koans.
- Решайте задачи на LeetCode и Codewars для тренировки написания алгоритмов и синтаксиса.
- Экспериментируйте с Kotlin Playground. Напишите программу для обработки строк (например, реверс текста).
Какие пет-проекты можно создать на Kotlin
Пет-проекты помогут закрепить навыки и создать портфолио для дальнейшего трудоустройства. Вот несколько идей и вспомогательных ресурсов для реализации:
Список дел (To-Do List). Консольная программа для добавления, удаления и просмотра задач. Реализуйте хранение в списке или файле, используйте для этого документацию Kotlin.
Конвертер валют. Консольное или Android-приложение для конвертации валют с использованием API (например, ExchangeRate-API). Практикуйте обработку HTTP-запросов с Ktor.
Квиз-игра. Консольная или Android-игра с вопросами и подсчетом очков. Храните вопросы в формате JSON или базе данных (библиотека Room).
Генератор паролей. Программа, создающая случайные пароли с настройками длины и символов. Реализуйте в консоли или с UI через Compose Multiplatform.
Как написать простое приложение на Kotlin
Создадим простое приложение-калькулятор в IntelliJ IDEA.
- Создайте новый Kotlin-проект
File → New → Project → Kotlin → Console Application.
- В главном файле приложения Main.kt напишите код
fun main() { println("Введите первое число:") val num1 = readLine()?.toDoubleOrNull() ?: return println("Ошибка: введите число") println("Введите второе число:") val num2 = readLine()?.toDoubleOrNull() ?: return println("Ошибка: введите число") println("Выберите операцию (+, -, *, /):") val operation = readLine() val result = when (operation) { "+" -> num1 + num2 "-" -> num1 - num2 "*" -> num1 * num2 "/" -> if (num2 != 0.0) num1 / num2 else return println("Ошибка: деление на ноль") else -> return println("Ошибка: неверная операция") } println("Результат: $num1 $operation $num2 = $result") }
Ход решения
- Объявление функции main
fun main() — точка входа программы, где начинается ее выполнение. Ключевое слово функции — fun (Kotlin Functions).
- Ввод первого числа
println(«Введите первое число:») — выводит пользователю «приглашение» в консоль.
readLine()?.toDoubleOrNull() — считывает строку из консоли (readLine) и пытается преобразовать ее в дробное число (toDoubleOrNull). Если ввод некорректен (не число), возвращает null.
?: return println(«Ошибка: введите число») — если при чтении строки получили null, программа завершится с сообщением об ошибке.
val num1 — сохраняет введенное число как неизменяемую переменную.
- Ввод второго числа
Аналогично первому числу. Запрашиваем и сохраняем второе число в val num2.
- Ввод операции
println(«Выберите операцию (+, -, *, /):») — запрашивает операцию.
val operation = readLine() — считывает строку (например, +, -) и сохраняет в operation. Нет проверки на null, так как строка может быть пустой.
- Обработка операции
when (operation) — конструкция для выбора операции. Аналог switch в Java (Kotlin Control Flow).
В зависимости от введенного символа будет выполнена операция:
«+» -> num1 + num2 — сложение.
«-» -> num1 — num2 — вычитание.
«*» -> num1 * num2 — умножение.
«/» -> if (num2 != 0.0) num1 / num2 else return println(«Ошибка: деление на ноль») — деление с проверкой на ноль.
else -> return println(«Ошибка: неверная операция») — поведение при неверном вводе операции (например, %).
Результат сохраняется в переменную val result.
- Вывод результата
println(«Результат: $num1 $operation $num2 = $result») — выводит выражение и результат, используя строковый шаблон (например, 10.0 + 5.0 = 15.0) (Kotlin String Templates).