Баннер мобильный (3) Пройти тест

Как начать программировать на Kotlin в 2025 году

Руководство по Kotlin для начинающих

Разбор

20 мая 2025

Поделиться

Скопировано
Как начать программировать на Kotlin в 2025 году

Содержание

    В 2016 году у JetBrains состоялся официальный релиз Kotlin — языка программирования с интуитивно понятным синтаксисом и мощными возможностями для создания Android-приложений, а также многоплатформенной и серверной разработки.

    Kotlin унаследовал все самое лучшее от Java, при этом в нем меньше шаблонного кода. Kotlin полностью поддерживается JVM. Это значит, что он совместим с Java-библиотеками и фреймворками.

    Kotlin также поддерживает корутины (сопрограммы) для асинхронного программирования, компиляцию (преобразование кода) в JavaScript.

    Kotlin считают дружелюбным к новичкам, а для знакомых с Java и C-подобными языками он будет особенно прост и понятен.

    Пример синтаксиса:

    fun main() {
     println("Hello, Kotlin!")
    }

    Где используют Kotlin

    Сферы применения Kotlin разнообразны. Его применяют в Android-разработке, бэкенд-сервисах (вместе с фреймворками Spring и Ktor), веб-разработке (через Kotlin/JS), десктоп-приложениях (на базе JVM), несложных скриптах и мультиплатформенной разработке (Kotlin Multiplatform).

    В Android-разработке

    Чаще всего с помощью Kotlin создают надежные и масштабируемые мобильные приложения для Android.

    Примеры:

    • Библиотека Yandex MapKit на Kotlin предоставляет технологии и картографические данные для разработки мобильных приложений, использующих геолокацию.
    • Социальная сеть для обмена идеями Pinterest использует Kotlin для оптимизации мобильных приложений.
    • Команда разработки приложения для управления проектами Trello начала использовать Kotlin в 2016 году.
    • Netflix использует Kotlin Multiplatform в своих приложений на Android и iOS.
    • Kotlin также применяют Open Source проекты на соревнованиях разработчиков-энтузиастов #AndroidDevChallenge вместе с UI-фреймворком Jetpack Compose. Там были созданы такие приложения, как C-Weather, MoneyFlow, Wiggles.

    В бэкенд-разработке

    Серверные приложения на Kotlin создают при помощи фреймворков, таких как Spring Boot и Ktor, благодаря поддержке корутин и интеграции с Java-экосистемой.

    Фреймворки — программные «каркасы», упрощающие разработку приложений. Они предоставляют готовые инструменты и структуры для работы с кодом.

    Spring Boot. Java/Kotlin-фреймворк для создания серверных приложений. Упрощает конфигурацию, интеграцию с базами данных и REST API

    Ktor. Kotlin-фреймворк для асинхронных серверных и клиентских приложений. Легковесный, с поддержкой корутин.

    Примеры: 

    • Evernote, сервис для заметок, применяет Kotlin в бэкенде для улучшения асинхронной обработки (Evernote Tech Blog).
    • Платформа онлайн-обучения Coursera использует Kotlin в серверной части для обработки запросов.
    • Компания «ДомКлик» перешла с Java на Kotlin. Благодаря их совместимости это получилось сделать безопасно.
    • Open Source блокчейн-платформа Corda более, чем на 90% написана на Kotlin.

    В кроссплатформенной разработке с Kotlin Multiplatform

    Kotlin Multiplatform позволяет разрабатывать приложения для Android, iOS, веба и десктопа. То есть код с одной бизнес-логикой будет работать на разных устройствах. Это сокращает время разработки и упрощает поддержку кода.

    Примеры: 

    • Финансовая платформа от Cash App использует Kotlin Multiplatform вместе с серверной логикой на JavaScript в разработке кроссплатформенных модулей.
    • Autodesk использует Kotlin Multiplatform в своих приложениях для строительных проектов, в том числе AutoCAD.

    В десктопных приложениях

    Kotlin используют в создании десктопных приложений с помощью Jetpack Compose.

    Примеры:

    • IDE от JetBrains IntelliJ IDEA использует Kotlin для написания плагинов.
    • Kotlin используют в приложении для конференций KotlinConf App, созданное с Kotlin Multiplatform, Ktor и JetPack Compose.

    В других областях

    Kotlin можно использовать в написании скриптов, разработке игр и фреймворков. Также он актуален в Data Science.

    Примеры: 

    • Игровой движок KorGE для 2D-игр (аркады, пазлы) написан на Kotlin.
    • Яндекс разработал опенсорс-фреймворк Yatagan на Kotlin для внедрения зависимостей при сборке проектов.

    С чего начать изучение Kotlin

    Минимальные знания для старта

    Для начала работы с Kotlin нужны базовые навыки программирования: переменные, типы данных, условия, циклы, функции — Kotlin Basics.

    Также важно понимание объектно-ориентированного программирования (классы, объекты, наследование). 

    Знание Java будет плюсом из-за совместимости с Kotlin, но это необязательно.

    Понадобится также базовое представление о работе приложений: как функционируют мобильные или серверные программы, как взаимодействовать с базами данных (хранение и управление информацией).

    • Android Development Basics — как работают мобильные приложения на Android, включая архитектуру и жизненный цикл.
    • Web Application Basics — объяснение работы веб-приложений, включая клиент-серверное взаимодействие.
    • An Introduction to Databases — краткий гайд по базам данных.

    Среда разработки — это программное обеспечение для написания, отладки и тестирования кода. Оно предоставляет инструменты вроде автодополнения, подсветки синтаксиса и интеграции с компиляторами.

    Одна из самых популярных IDE для разработки на Kotlin — IntelliJ IDEA от JetBrains, создателей Kotlin. Бесплатная Community Edition подходит для новичков, поддерживает автодополнение, подсказки и отладку. 

    Для Android-разработки лучше подойдет Android Studio (основана на IntelliJ, оптимизирована для Android). 

    Альтернатива — Visual Studio Code (с плагином Kotlin).

    Полезные ресурсы 

    Kotlin (официальный сайт): документация, гайды и примеры кода. 

    Kotlin Playground: онлайн-среда для тестирования кода без установки IDE.

    «Kotlin Programming: The Big Nerd Ranch Guide» — доступное пособие для новичков. Охватывает основы Kotlin и Android-разработку.

    Metanit (раздел Kotlin) — бесплатные уроки по основам Kotlin с примерами кода. 

    Хабр по теме Kotlin — статьи и туториалы от сообщества разработчиков.

    Stack Overflow: форум для вопросов и решений.

    Reddit: обсуждения, новости, советы.

    Kotlin Slack: чаты для общения с разработчиками.

    Kotlin Blog: обновления, кейсы, лучшие практики от JetBrains.

    Где попрактиковаться

    • Пишите простые консольные программы и проверяйте работу кода с помощью Kotlin Koans
    • Решайте задачи на LeetCode и Codewars для тренировки написания алгоритмов и синтаксиса. 
    • Экспериментируйте с Kotlin Playground. Напишите программу для обработки строк (например, реверс текста). 

    Какие пет-проекты можно создать на Kotlin

    Пет-проекты помогут закрепить навыки и создать портфолио для дальнейшего трудоустройства. Вот несколько идей и вспомогательных ресурсов для реализации:

    Список дел (To-Do List). Консольная программа для добавления, удаления и просмотра задач. Реализуйте хранение в списке или файле, используйте для этого документацию Kotlin

    Конвертер валют. Консольное или Android-приложение для конвертации валют с использованием API (например, ExchangeRate-API). Практикуйте обработку HTTP-запросов с Ktor. 

    Квиз-игра. Консольная или Android-игра с вопросами и подсчетом очков. Храните вопросы в формате JSON или базе данных (библиотека Room).

    Генератор паролей. Программа, создающая случайные пароли с настройками длины и символов. Реализуйте в консоли или с UI через Compose Multiplatform

    Как написать простое приложение на Kotlin

    Создадим простое приложение-калькулятор в IntelliJ IDEA.

    • Создайте новый Kotlin-проект

    File → New → Project → Kotlin → Console Application.

    • В главном файле приложения Main.kt напишите код
    fun main() {
        println("Введите первое число:")
        val num1 = readLine()?.toDoubleOrNull() ?: return println("Ошибка: введите число")
    
        println("Введите второе число:")
        val num2 = readLine()?.toDoubleOrNull() ?: return println("Ошибка: введите число")
    
        println("Выберите операцию (+, -, *, /):")
        val operation = readLine()
    
        val result = when (operation) {
            "+" -> num1 + num2
            "-" -> num1 - num2
            "*" -> num1 * num2
            "/" -> if (num2 != 0.0) num1 / num2 else return println("Ошибка: деление на ноль")
            else -> return println("Ошибка: неверная операция")
        }
    
        println("Результат: $num1 $operation $num2 = $result")
    }

    Ход решения

    1. Объявление функции main

    fun main() — точка входа программы, где начинается ее выполнение. Ключевое слово функции — fun (Kotlin Functions).

    1. Ввод первого числа

    println(«Введите первое число:») — выводит пользователю «приглашение» в консоль.

    readLine()?.toDoubleOrNull() — считывает строку из консоли (readLine) и пытается преобразовать ее в дробное число (toDoubleOrNull). Если ввод некорректен (не число), возвращает null.

    ?: return println(«Ошибка: введите число») — если при чтении строки получили null, программа завершится с сообщением об ошибке.

    val num1 — сохраняет введенное число как неизменяемую переменную.

    1. Ввод второго числа

    Аналогично первому числу. Запрашиваем и сохраняем второе число в val num2.

    1. Ввод операции

    println(«Выберите операцию (+, -, *, /):») — запрашивает операцию.

    val operation = readLine() — считывает строку (например, +, -) и сохраняет в operation. Нет проверки на null, так как строка может быть пустой.

    1. Обработка операции

    when (operation) — конструкция для выбора операции. Аналог switch в Java (Kotlin Control Flow). 

    В зависимости от введенного символа будет выполнена операция:

    «+» -> num1 + num2 — сложение.

    «-» -> num1 — num2 — вычитание.

    «*» -> num1 * num2 — умножение.

    «/» -> if (num2 != 0.0) num1 / num2 else return println(«Ошибка: деление на ноль») — деление с проверкой на ноль.

    else -> return println(«Ошибка: неверная операция») — поведение при неверном вводе операции (например, %).

    Результат сохраняется в переменную val result.

    1. Вывод результата 

    println(«Результат: $num1 $operation $num2 = $result») — выводит выражение и результат, используя строковый шаблон (например, 10.0 + 5.0 = 15.0) (Kotlin String Templates).

    Разбор

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии