Это рубрика, в которой эксперты отвечают на актуальные и волнующие вопросы об IT-профессиях, будущем сферы и ее перспективах.
Минобрнауки 24 мая заявило, что Россия займется разработкой собственной системы образования для того, чтобы отказаться от Болонского процесса. О том, как повлияет это решение на студентов и абитуриентов, рассказывает программный директор проекта «Высшее образование» Алексей Дворецкий.
Что такое Болонская система
Болонская система упрощает признание дипломов выпускников высших учебных заведений во всех странах-участниках Болонского процесса. Ее можно сравнить с универсальным интерфейсом, например микро-USB, который подходит к широкому набору устройств. И если мы выходим из Болонского процесса, то у нас будет свой «интерфейс», который, возможно, в других странах будет признаваться с бОльшими трудностями. Изначально Болонская система подразумевала сопоставимость программ 49 стран-участниц Болонского процесса, что позволяло признавать дипломы друг друга и повышать академическую и образовательную мобильность. Например, наши студенты могли поучиться год в европейском, американском, азиатском вузе. Студенты из других стран тоже могли получить образование в России. Также в реализации наших программ высшего образования активно принимали участие зарубежные преподаватели.
Как Болонская система работала в России
В России Болонская система — это, по сути, двухуровневая система образования, когда обучение делится на бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). В других странах это может быть иначе. Например, магистратура может длиться год. На самом деле не важна продолжительность программ. Важно, что есть градация. Бакалавр — начальное высшее образование, магистр — более продвинутое. В России бакалавр мог попробовать закончить магистратуру по другому направлению. Например, сначала отучиться на историка или социолога, а потом пойти в магистратуру по IT-специальности. К сожалению, в дальнейшем это может измениться.
Что придет на смену Болонской системы
Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году и присутствовала в ней 19 лет. Конечно, были те, кто критиковал такой универсальный подход к образованию. Например, существовало мнение, что за 2 года магистратуры невозможно освоить новую специальность. Но по нашему опыту — это отличный срок для того, чтобы дать новую профессию, если грамотно выстроить программу обучения. Сейчас до конца не ясно, что придет на смену этой системе. Если прислушиваться к словам чиновников, можно сделать вывод, что мы будем возвращаться к специалитету, к пятилетней программе обучения. При этом магистратура и бакалавриат не пропадут, просто их процент будет меньше. При этом Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков сообщил, что Россия будет создавать новую собственную уникальную модель высшего образования. Но никакой конкретики по тому вопросу не поступало.
Будут ли признаваться дипломы за рубежом
В ближайшей перспективе выход России из Болонской системы не скажется на системе обучения в вузах РФ. Сейчас российская система образования ориентируется на требования Болонской системы, наши федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования разработаны под обучение в бакалавриате, специалитете и магистратуре. Они разрабатывались много лет. Взять и моментально все перечеркнуть не получится. Это длительный процесс, который займет не менее двух-трех лет.
Также могут измениться правила приема на магистерские программы. Например, одним из требований для поступления в магистратуру может стать окончание профильной программы бакалавриата и специалитета. То есть историку пойти учиться на айтишника может стать сложнее.
27 июня глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на парламентских слушаниях на тему «Развитие системы высшего образования в Российской Федерации» сказал, что отказ России от Болонской системы образования не отразится на признании отечественных дипломов за рубежом. То есть он не считает, что это затруднит признание нашего образования в других странах. Я согласен с этим. В целом не важно, диплом бакалавра, магистра или специалиста имеет человек, в какой стране он получен. Важно качество образования, которое дает тот или иной вуз.
Например, выпускники МФТИ уже много лет хорошо котируются на зарубежных рынках и работают в крупных компаниях вроде Microsoft. Несмотря на то, что МФТИ под санкциями с 2014 года, с ним было приостановлено коммерческое сотрудничество, это не повлияло на востребованность выпускников университета. Все знают, что он дает очень качественное образование. Здесь нужно равняться на качество, а не на диплом. В первую необходимо смотреть, чему я учусь, какие навыки получаю, насколько потом это будет полезно в работе. Высшее образование всегда проверяет студентов на самостоятельность. Не важно, в магистратуру, аспирантуру, бакалавриат, специалитет поступает человек, он прикладывает много усилий, чтобы самостоятельно изучить предметную область. Работая над выпускной квалификационной работой, он изучает дополнительные источники, взаимодействует с компаниями, которым могут быть интересны подобные внедрения. Это всегда серьезная и сложная работа, которая дает плоды. Человек получает прикладной опыт решения конкретной задачи.
Какие изменения ждут студентов и абитуриентов
Исключение России из Болонской системы не повлияет явным образом на студентов, которые уже обучаются на программах бакалавриата и магистратуры. Они закончат обучение и получат дипломы установленного образца. На поступающих на программы бакалавриата и магистратуры в 2022 году эти изменения также не должны сказаться, потому что правила приема те же, диплом остается таким же. Но поступить в магистратуру в 2023 году может быть уже сложнее, так как могут ужесточиться требования для поступающих не по профилю. Поэтому если хочется поступить в серьезный вуз на двухгодичную программу, которая не отнимет много времени, но при этом будет хорошей, прикладной и практикоориентированной, то лучше сделать это сейчас.