Как побеждать в хакатонах?

frame-11-2
Придумать киллер-фичи и продавать, как Apple

Участие в хакатонах — отличная возможность получить реальный опыт, прокачать свои навыки и попасть в сообщество мотивированных и энергичных единомышленников. Вместе с Саяжаном Онласын, разработчиком в американской IT-компании EPAM, выясняем, чем вам может помочь хакатон и как на нем успешно выступить. 

Меня зовут Саяжан, мне 19 лет. Вот уже больше 3 лет я работаю в IT, а свой первый сайт разработал и продал в 15 лет. Я победил более чем в 8 хакатонах и основал стартап e-commerce. Сегодня я разработчик в американской IT-компании EPAM. 

Поделюсь практическими советами и опытом и расскажу, как победить на хакатоне. 

Определите, для чего вам хакатон

Я выделяю 5 причин. 

Приз или деньги

Наверное, это самое очевидное. Обычно на каждом хакатоне есть вознаграждение: абонемент, мерч или что-то подобное.

Нетворкинг

Временами это очень сложно, потому что за короткий срок вы пытаетесь решить проблему. В основном вы тратите время  на разработку, создание дизайна презентации, монтаж видео, если сдаете решение задачи в таком формате. Поэтому пообщаться с другими участниками не всегда получается. Но это лишь мой опыт, лично для меня хакатон — это история не про нетворкинг. 

Оффер от компании

Для начинающих разработчиков этот пункт наиболее интересен и актуален. Если вы человек с горящими глазами, который может разрабатывать уникальные решения, менять что-то в компании и предлагать новые идеи, то по итогам хакатона вам могут сделать оффер, независимо от опыта и хард-скиллов. Главное — проявляйте себя в течение всего мероприятия и не забудьте подготовить качественное резюме. 

Обучение 

Хакатон — отличная возможность изучить новые технологии. Часто регламент хакатона подразумевает использование какой-то конкретной технологии. Это может быть что-то общее, например мобильная разработка — вас попросят разработать мобильное приложение. Или что-то более конкретное. У нас был кейс, когда нас попросили реализовать решение на Google Cloud functions. 

Тренировка

Очевидно, разрабатывая что-то, вы тренируетесь, запоминаете как можно реализовывать решения. Если у вас на работе, в стартапе или даже просто в проекте появится такая же проблема, вы будете знать на практике как применять тот же Google Cloud functions. 

Есть и вторая сторона медали. Я, если честно, часто задаю себе этот вопрос: а зачем компаниям нужны хакатоны?

Свежий взгляд

Обычно все компании рассказывают о своей проблеме и хотят найти необычное решение. Вы можете спросить: «Почему компания, у которой много сотрудников, денег и возможностей, не может самостоятельно решить базовую проблему? И какие у нас шансы сделать это?». 

В водовороте корпоративной культуры часто бывает, что сотрудники из-за каких-то формальностей, когнитивных искажений не находят очевидного решения. Именно на хакатоне компания находит решение от внешних людей. 

Новые кадры

Хакатон — отличное место, чтобы найти новых сотрудников и сразу проверить их в деле. В таком случае можно избежать бюрократических моментов вроде тестовых заданий и испытательного срока. Компания просто приходит с конкретной задачей и призовым фондом, а на выходе получает новых замотивированных сотрудников.

HR-бренд

Бывает так, что компании организовывают хакатоны не ради решения конкретной задачи, а больше для завоевания популярности в IT-сообществе и укрепления бренда. Если компания устраивает много хакатонов и других мероприятий, куда приходят айтишники, то получают своеобразный кредит доверия в IT-сообществе.

Много денег

Немного специфичный пункт, я ни разу не был на таких хакатонах, но много о них слышал. Бывают ситуации, когда компании не осваивают бюджет и тратят средства на организацию подобных мероприятий.

Соберите команду

Команда — важная составляющая победы. Немного моих инсайтов о том, как правильно ее собрать.

В каждой команде должен быть лидер

Очень важно, чтобы в вашей команде был человек, который смог бы координировать работу и направлять участников. Как правило, это человек, который обладает максимальным набором софт-скиллов, он достаточно коммуникабельный и зачастую проводит питч проекта. Это своего рода проектный менеджер. 

Обязанности нужно распределять

Организация внутри команды значительно упростит работу. Следите за тем, чтобы у вас не было 5 мобильных разработчиков. Исключение — когда вы точно знаете, что на хакатоне решением будет только мобильное приложение. Но если хакатон общей направленности, например нужно разработать решение для компании общего назначения, придется написать клиентское и серверное приложение, проанализировать данные и, возможно, даже задействовать облачный провайдер. В этой ситуации сделайте так, чтобы все специалисты были в команде. 

Приз делится поровну

Независимо от вклада других людей в конечный результат, делите приз поровну. Это важно, потому что хакатон идет всего пару дней, в течение которых все участники выкладываются на максимум. Если вы не уверены, что конкретный человек будет полезен в команде, лучше его не брать.

А где же искать команду мечты? В 99% случаев у хакатонов есть общий чат: не стесняйтесь писать туда и предлагать объединиться. Напишите о своем опыте, навыках и мотивации участвовать в хакатоне. А если вы собираете команду, то расскажите немного о себе и о тех людях, которые уже с вами. 

Продумайте каждый этап

Хакатоны состоят из трех этапов. Давайте рассмотрим каждый из них поподробнее. 

1 этап. Подготовка

Проверьте инструменты. Убедитесь, что вы настроили все необходимые инструменты (например, IDE, окружения или стимуляторы) и они у вас работают! Это сильно сэкономит вам время во время хакатона.

Подготовьте каркас приложения. Да, заказчик объявит свою задачу только во время хакатона. До старта вы точно не узнаете, что от вас потребуется, в вашем распоряжении лишь краткая формулировка задачи. Однако, вы можете предположить, будет ли это мобильное или клиентское приложение, и реализовать функционал заранее. Например, это может быть настройка аутентификации или подключение к базе данных, если вы пишете на Python. 

Придумайте киллер-фичи для будущего решения. Если вы предполагаете, что ваше решение будет связано с решением проблемы в компании, то подумайте, что может оказаться киллер-фичей, чем-то супер уникальным, что можно будет дополнительно презентовать и на что давить во время защиты.

Сделайте каркас презентации. Вы 100% будете презентовать свое решение в конце хакатона. Очень советую хотя бы создать красивый дизайн, чтобы потом просто вставить все данные в шаблон. 

Хакатон начался! 

2 этап. Разработка

Есть термин MVP — минимальный жизнеспособный продукт. Конкретно на хакатоне я предлагаю внедрить термин MPF —  максимально презентабельная фича, которую вы сможете реализовать. Ваша задача в течение ограниченного времени, 30 или 48 часов, реализовывать именно ее. Очень важно: я хочу подчеркнуть слово «презентабельный». 

Часто бывает, что жюри на хакатонах — ребята, представляющие бизнесовую сторону заказчика, которые понимают business value (ценность бизнеса). Поэтому ваша задача — продемонстрировать business value через MPF.

Сфокусируйтесь на одной конкретной особенности и старайтесь реализовать именно ее. 

3 этап. Презентация

Презентация — это 45% вашей победы. Почему так? 

Во-первых, за такое количество времени у вас вряд ли получится сделать что-то сложное и комплексное. Это нужно принять как факт.

Во-вторых, время презентации ограниченно, объяснить абсолютно все невозможно. Поэтому очень важно максимально грамотно упаковать результат. Людям, которые будут смотреть презентацию, все должно быть понятно.

В-третьих, продавайте, как Apple. Перед вами стоит задача сделать так, чтобы аудитория, увидев даже черновое решение, захотела его использовать.

В-четвертых, составьте заранее ответы на частые вопросы. Скорее всего, разрабатывая свое решение и критически подойдя к нему, вы найдете некоторые изъяны. Необходимо обработать возможные вопросы про недостатки. Когда жюри увидят их и зададут вопросы, не теряйтесь и отвечайте уверенно, будто это прописная истина. 

Как искать хакатоны? На рынке СНГ нет универсальной базы. Однако по своему опыту могу посоветовать схему: подписывайтесь на социальные сети компаний, которые вам интересны, следите за источниками, где потенциально может появиться информация о хакатонах, или напрямую подписывайтесь на организаторов, например Psytech Genesis.

(рейтинг: 5, голосов: 1)
Добавить комментарий