Баннер мобильный (1) Пройти тест

Хакатон

Глоссарий

24 марта 2023

Поделиться

Скопировано

Содержание

    Хакатон — это соревнование, в котором команды создают на время прототип мобильного приложения, веб-сервиса или другого продукта для решения проблемы, с которой столкнулся заказчик. Понятие образовано от слов hack и marathon. В переводе с английского hackathon — это «марафон для хакеров».

    Что такое хакатон и как он проходит

    Обычно команды состоят из 3–5 человек: разработчиков, дизайнеров, аналитиков, маркетологов и других специалистов в сфере IT. Каждый ивент сфокусирован на конкретной области. Например, операционной системе, языке программирования, программном интерфейсе (API), мобильном приложении. Мероприятие может длиться как несколько часов, так и неделю. Первый хакатон прошел в Канаде 4 июня 1999 года. Его организовала компания OpenBSD. На хакатон приехали 10 разработчиков для написания программ, не подпадающих под строгие экспортные ограничения, которые установили в  США на криптографическое ПО. На первые соревнования в Кремниевой долине участники брали спальные мешки и не покидали место проведения. Непрерывная работа в команде в таком формате помогала найти оригинальные решения для стандартных задач. Успешно проводятся виртуальные хакатоны.

    Что получают участники

    На хакатонах разработчики могут продвинуть собственный стартап, узнать специалистов компаний-спонсоров, прокачать навыки и начать тест проекта с компанией, предложившей задачу. Кто-то приходит, чтобы забрать призовой фонд. Призами могут быть сертификаты или денежные вознаграждения, преимущества в конкурсных отборах в компании, возможность стать участником программы развития стартапа, фирменный мерч и многое другое. Такие ивенты позволяют найти потенциальных инвесторов или работодателей. Общение с представителями компаний помогает узнать о предстоящих задачах и условиях найма.

    Как найти хакатон

    Выбрать подходящий хакатон помогут такие ресурсы.

    Хакатоны.рф

    Портал, на котором публикуются наиболее полный список проходящих в России хакатонов и их обзоры. На сайте представлена полная информация о сроках и формате проведения, организаторах, технологическом фокусе, требованиях к участию и призовом фонде.

    Devpost

    Агрегатор хакатонов. На странице можно выбрать мероприятие по времени проведения, теме, условиям участия или другим критериям.

    IT-Events 

    Календарь событий в сфере IT. Можно найти хакатоны, вебинары, конференции и другие мероприятия.

    «Типичный программист» 

    Медиаресурс для программистов. В разделе IT мероприятия можно найти информацию о курсах, хакатонах, вебинарах, конкурсах.

    Хакатоны || Hackathon list

    Сообщество «ВКонтакте», в котором публикуются анонсы локальных и сетевых хакатонов. В комментарии к выбранному хакатону можно добавить объявления о поиске людей в команду.

    Russian Hackers

    Сообщество участников хакатонов, разработчиков, предпринимателей, хакеров и специалистов по информационной безопасности. Рассказывает о ближайших хакатонах, организует их и делится экспертизой.

    Также крупные компании часто размещают информацию на официальных ресурсах. Если цель — трудоустройство в конкретную организацию, стоит посещать ее сайт и следить за новостями в сообществах в социальных сетях. Например, хакатоны проводят РЖД, МТС, ВТБ и другие компании.

    Крупнейшие хакатоны России и мира

    Hack.Moscow

    Известный международный хакатон, который проводится в России, в Москве. Организатор мероприятия — Russian Hackers, сообщество разработчиков, предпринимателей и участников хакатонов. На сайте организатора можно узнать новости об актуальных и наиболее интересных хакатонах стран СНГ.

    «Цифровой прорыв»

    Проект президентской платформы «Россия — страна возможностей». Победителя определяют во всероссийском финале.

    Digital Super Hero

    Марафон проводится при поддержке Республики Татарстан.

    AngelHack

    Один из наиболее крупных международных хакатонов. В нем принимают участие представители 50 стран мира.

    Major League Hacking (MLH)

    Международная лига студенческих хакатонов. В Северной Америке и Европе она объединяет больше 75 тыс. студентов со всего мира.

    Как принять участие в хакатоне

    Чтобы принять участие в хакатоне, нужна команда. При регистрации можно указать, есть ли она уже или нужно искать на месте. От состава группы и ее сплоченности зависит большая часть успеха. Первый и наиболее популярный вариант — собрать команду среди знакомых, которые уже побеждали на хакатонах, фрилансят или работают в сфере, связанной с темой задания. Еще один способ — поиск в социальных сетях. Объявление должно быть лаконичным и максимально простым.

    «Всем привет! В поиске сокомандников на хакатон N. Ищем двух заряженных на победу людей аналитика и фронтендера. Нас уже двое:

    Максим — UX/UI-дизайнер, делает mobile+web-решения для клиентов, победитель хакатона Х.

    Антон — fullstack-разработчик, работает на аутсорсе.

    Пишите в ЛС, ждем двух героев в нашу Dream Team».

    Подобное объявление можно опубликовать в своих социальных сетях, чатах старых хакатонов, где уже принимали участие. Также можно писать в группах участников хакатона или событиях мероприятий, чатах в Telegram. Ссылки указываются на сайтах мероприятия.

    Кто и зачем проводит хакатоны

    Соревнования регулярно проводят Google, Microsoft, Facebook. В России от тренда не отстают «Яндекс», Сбербанк, Газпромбанк, «Лаборатория Касперского», Альфа-Банк, «Тинькофф» и другие. Они организуют и внутренние, и внешние марафоны. Обычно венчурные фонды, корпорации и другие крупные игроки на рынке только финансируют хакатоны — становятся их спонсорами или партнерами, преследуя свои бизнес-цели.

    Иногда хакатоны проводятся в социальной сфере, в сфере образования в университетах. Например, НИТУ МИСиС и Zavtra.Online (подразделение SkillFactory по работе с университетами) организовали учебный «Межгалактический хакатон — 2021». Он был посвящен компьютерному зрению и искусственному интеллекту.

    Скриншот лендинга «Межгалактический хакатон — 2021»

    Цель проведения хакатона — дать набор навыков, которые сложно или почти невозможно получить в стандартном обучении: опыт командной работы над реальным проектом в сжатые сроки, навыки в project- и product-менеджменте в IT-проекте и готовность показать результаты заказчику. Студентам из 15 команд предоставили на выбор 5 кейсов: «Анализ данных для формирования составов» (АО НИИАС), «Формирование мультизаказов», «Анализ схем севооборота» (DVHB), «Предсказание победителя-бойца UFC» (Николай Толстов, DS Team Lead & Merlin AI) и «Кластеризация изображений транспортных средств» (Intellivision).

    Пример решения кейса «Кластеризация изображений транспортных средств»

    Команды справились с поставленными задачами и научились применять полученные знания на практике.

    Известные кейсы

    На хакатонах создали много продуктов, которые превратились в крупные стартапы.

    Zaarly

    На LA Startup Weekend 2011 Бо Фишбэк, Эрик Кестер и Ян Хантер создали приложение для найма и планирования местных услуг. Создатели получили около 15,1 млн долларов от инвесторов, среди которых был Эштон Катчер, Пол Бучхейт, Билл Ли и другие.

    GroupME

    Популярное приложение для групповых сообщений разработали Джаред Хехт и Стив Марточчи на хакатоне TechCrunch в 2010 году. После участия команда привлекла более 10 млн долларов, а через год стартап-чат купил Skype за колоссальные 80 млн долларов.

    EasyTaxi

    EasyTaxi — приложение для вызова такси — придумали Таллис Гомес и Деннис Ван в 2011 году на Startup Weekend Rio. После победы они запустили бета-версию приложения E-hailing и сумели привлечь от инвесторов около 75 млн долларов. Сейчас приложением пользуются в 30 странах.

    Appetas

    Конструктор сайтов для ресторанов разработали Келлер Смит и Кертис Фонгер на AngelHack в 2012 году. На развитие проекта они привлекли инвестиции в размере 120 тыс. долларов. В 2014 году Appetas купил Google за неизвестную сумму.

    Перспективы развития

    Популярность хакатонов растет. Они стали проводиться в таких областях, как цифровая медицина (Digital Health, MedHack), маркетинг (ADHACK GALAXY), геоинформатика и урбанистика (GeoHack и UrbanHack). Марафоны помогают разработчикам трудоустраиваться в ведущие корпорации. Глобально ивенты повышают интерес к сфере IT, способствуют ее развитию, формированию и отслеживанию трендов.

    Поделиться

    Скопировано

    1 комментарий

    Комментарии
    • Иван

      На хакатоны.рус удобней и больше хакатонов публикуются, чем на тех ресурсах, которые указали..