Это новая рубрика, в которой эксперты SkillFactory коротко отвечают на актуальные и волнующие вопросы об IT-профессиях, будущем сферы и ее перспективах.
Продакт-менеджер ответственен за развитие продукта на всех стадиях — от создания идеи до выхода на рынок и продвижения. Продакт делает всё, чтобы клиенты были довольны, а команда не потратила на это весь бюджет.
За последнее время появилось несколько тенденций, которые влияют на работу продакт-менеджеров. Первая из них — уход производителей ПО и сервисов. В России стали недоступны многие сервисы, к которым мы так привыкли: корпоративные мессенджеры, сервисы бесконтактной оплаты, CRM-системы, стриминговые сервисы. Пользователи ждут, когда на замену этим продуктам придут российские аналоги, а значит, сейчас самое время занять освободившийся рынок.
Однако это не так легко сделать, ведь российским компаниям придется выпустить продукты, требования к которым изначально высоки. Пользователи привыкли к удобным интерфейсам, высокой производительности и надежности иностранных сервисов. Значит, российские продукты, которые будут их заменять, должны быть как минимум на таком же уровне. Перед продакт-менеджерами встает непростая задача — запустить качественные сервисы за короткий срок и не потратить весь бюджет компании, ведь быстрая разработка требует больших инвестиций.
Вторая тенденция, влияющая на работу продактов, — турбулентность рынка. С одной стороны, многие специалисты уезжают за границу и перестают работать с Россией, из-за чего продуктовые команды вынуждены искать новых сотрудников и пересматривать рабочие процессы. С другой стороны, некоторые зарубежные клиенты перестают нанимать сотрудников из России, а значит, те переключаются на заказчиков внутри страны. Некоторые продакт-менеджеры пересматривают рынки сбыта. Например, если раньше они создавали продукты для европейских клиентов, то сейчас переориентируются на страны СНГ, Латинской Америки и ОАЭ.
Трансформация рынка из-за турбулентности еще не завершилась, но уже внесла большие коррективы в работу продакт-менеджеров. Появляются задачи, с которыми они не сталкивались раньше, повышается ответственность. Хорошая новость — базовые навыки продакт-менеджера не утратили актуальность. Компаниям по-прежнему требуются продакты, которые умеют разбираться во frontend- и backend-разработке, строить финансовые модели, анализировать данные, проводить маркетинговые исследования и выстраивать коммуникации как с пользователями, так и со своей командой. О том, какими навыками должен обладать продакт-менеджер, мы писали в статье. А если вы все-таки планируете выводить продукты на новые рынки, то пригодятся знания специфики этих рынков и умение проводить сенсус территории.
Переживать о том, что спрос на продакт-менеджеров сократился, не стоит. Из-за оттока иностранных компаний, наоборот, увеличился запрос на разработку IT-продуктов для России. Если сначала мы видели, что количество вакансий сократилось из-за турбулентности рынка, то сейчас наблюдается отскок: компании начали увеличивать инвестиции в сотрудников и продолжат это делать в будущем, а значит, вакансий будет только больше.