Баннер мобильный (3) Пройти тест

Кибербезопасность vs инфобезопасность: что это и чем они отличаются 

Разбираемся, почему путать эти направления — моветон 

Разбор

29 октября 2024

Поделиться

Скопировано
Кибербезопасность vs инфобезопасность: что это и чем они отличаются 

Содержание

    Многие люди считают, что инфо- и кибербезопасность — это одно и то же. Действительно, понятия довольно близкие, но означают разное. Например, у них отличаются цели, задачи и объекты защиты. В статье расскажем об основных различиях между кибер- и информационной безопасностью. 

    Что такое кибербезопасность 

    Кибербезопасность — это направление информационной безопасности, которое предполагает защиту цифровой среды от кражи или повреждения злоумышленниками.  Кибербезопасность важна для всех сфер, которые работают в цифровом пространстве, — от заводов до IT-кластеров. 

    Чем занимаются специалисты по кибербезопасности 

    • Защищают информационные системы, сайты и приложения, телекоммуникационные сети, облачные хранилища, данные в цифровой среде. 
    • Изучают, какие угрозы и преступления совершают в цифровой среде, чтобы эффективно противостоять им. 
    • Разрабатывают документацию для хранения, использования и передачи информации в цифровой среде, доступа к ней, а также предусматривают ответственность за нарушение этих нормативов. 
    • Создают системы защиты, которые бы оберегали компанию от кибератак без прерывания бизнес-процессов. 
    • Обучают конечных пользователей, например сотрудников компании, основам кибербезопасности. 

    Каким угрозам противостоит 

    У злоумышленников много способов получить информацию через интернет или программные средства. Рассмотрим основные виды угроз, от которых защищают специалисты по кибербезопасности. 

    Вредоносное ПО 

    Специальные программы, которые наносят вред, — самое частое оружие мошенников, применяемое, чтобы украсть информацию, изменить или удалить важные файлы. Перечислим основные типы вредоносного ПО: 

    • Компьютерные вирусы — программы с вредоносным кодом, которые «заражают» файлы, нарушают структуру хранения данных, приводят к блокировке пользователей. Вирусы копируют сами себя и таким образом быстро и бесконтрольно распространяются по системе. 
    • Троянцы — ПО, которое на первый взгляд выглядит как обычное, легальное. Пользователи загружают его на компьютер, а злоумышленники крадут информацию или повреждают ее. 
    • Шпионы — программы, которые отслеживают действия пользователей и собирают информацию о них. Например, данные банковских карт, пароли. Затем злоумышленники используют эти сведения в преступных целях. 
    • Вымогатели — это ПО для шифрования данных и файлов. А чтобы пользователь вновь получил доступ к ним, злоумышленники просят выкуп. 
    • Рекламное ПО — это рекламные программы, которые помогают преступникам распространять вредоносные файлы. 
    • Ботнеты — это компьютерные сети, зараженные вредоносным ПО. 

    Фишинг 

    Злоумышленники часто пользуются доверчивостью пользователей в интернете. Преступники обманом заставляют предоставить конфиденциальную информацию или скачать вредоносное ПО. Например, выдают себя за известную компанию и рассылают от ее имени письма на электронную почту со ссылкой на выигрыш в конкурсе. Человек проходит по ней, а на его компьютер попадает вирус. 

    SQL-инъекция 

    При такой кибератаке злоумышленники крадут информацию из баз данных. Например, используют уязвимости в приложениях, которые управляют БД, и внедряют в них вредоносный код на языке SQL

    Man-in-the-Middle, или «Человек посередине» 

    Разновидность кибератаки, при которой преступник крадет данные в процессе их передачи. Тем самым он как бы становится промежуточным звеном между отправителем и получателем, которые даже не подозревают об этом. Такое часто случается, например, если подключиться к незащищенной сети Wi-Fi. 

    DoS-атаки 

    Злоумышленники нередко пользуются слишком большой нагрузкой на серверы и сети объекта атаки. Ведь в такой ситуации система работает со сбоями и ею сложнее пользоваться. В результате злоумышленники могут, например, внести изменения в важные элементы инфраструктуры или прервать основные бизнес-процессы. 

    Внутренние угрозы 

    В данном случае речь не о злоумышленниках извне, а о людях, которые имеют легальный доступ к информации. Это могут быть сотрудники компании, подрядчики, клиенты. Иногда человек намеренно крадет информацию. Например, когда увольняется с работы и забирает с собой данные покупателей для дальнейшего использования в другой фирме. Но бывает, что это происходит по ошибке. Так, сотрудник может по невнимательности случайно разместить конфиденциальную информацию в открытом источнике. 

    Что такое информационная безопасность 

    Информационная безопасность — это совокупность способов защиты программ, компьютерных систем и данных от утечки или повреждения. Причем речь идет не только о цифровом пространстве, но и о физических носителях. Например, бумажных документах и оборудовании. 

    Чем занимаются специалисты по информационной безопасности 

    • Ищут возможные уязвимости и разрабатывают способы защиты от них. 
    • Продумывают, как защитить цифровое пространство и физические носители от случайных ошибок. 
    • Разрабатывают инфраструктуру, способную противостоять даже интенсивным атакам. 
    • Шифруют информацию внутри системы или сети. 
    • Защищают базы данных, пароли, контакты и другую конфиденциальную информацию от злоумышленников. 
    • Контролируют и разграничивают права доступа к информации. 
    • Отслеживают действия пользователей для предупреждения угроз. 
    • Оповещают об уязвимостях и взломах, создают системы для этого. 
    • Проводят регулярные проверки систем. 

    Какие объекты защищает инфобезопасность 

    Можно выделить три типа данных, которые охраняет информационная безопасность. 

    Персональные 

    Это информация, связанная с конкретными людьми, например фамилия, имя и отчество, номер телефона, адрес проживания, серия и номер паспорта. Компании всегда уточняют, согласен ли человек на обработку персональных данных при регистрации на сайте, покупке в интернет-магазине, заказе услуг. Ведь по российским законам компании обязаны это делать, а также обеспечить безопасность информации. 

    Связанные с коммерческой тайной 

    Есть данные, которые составляют коммерческую, профессиональную, служебную или государственную тайну. За их сохранность также отвечает информационная безопасность. 

    К коммерческой тайне относятся сведения, без которых организация не сможет нормально работать. Максимально строго засекречена информация, относящаяся к государственной тайне. Эти данные важны для безопасности государства. 

    Профессиональная тайна связана с конкретными специальностями и отраслями. Например, в медицине есть врачебная тайна: нельзя раскрывать информацию о здоровье пациентов. Служебная тайна принадлежит конкретным службам, например полиции или налоговой. 

    Общедоступные 

    Если какие-то сведения известны многим людям, это не значит, что такую информацию не нужно защищать. Например, если цены товаров в интернет-магазине может изменить кто угодно, злоумышленники обязательно этим воспользуются. 

    Каким угрозам противостоит 

    Все угрозы информационной безопасности условно можно разделить на внешние и внутренние. 

    Внешние 

    Это угрозы, которые поступают извне. Например, злоумышленник находит уязвимости в облачном хранилище компании и с их помощью крадет информацию. Или становится промежуточным звеном при передаче данных и перехватывает их. Также сюда относят вирусы, SQL-инъекции, фишинг. То есть любые попытки преступников получить доступ к конфиденциальной информации и файлам. 

    Помимо этого, внешние угрозы включают стихийные бедствия, несчастные случаи и форс-мажоры. Например, произошло наводнение, и хранилище данных было повреждено из-за воды. 

    Внутренние 

    Это уязвимости внутри компании. Например, третьи лица предложили сотруднику вознаграждение за то, что он похитит данные клиентов или партнеров. Также злоумышленником может стать кто-то из персонала, если он по своей инициативе нарушает регламент и крадет информацию. 

    Также к внутренним угрозам относятся ошибки, из-за которых важные сведения оказываются в открытом доступе или исчезают из базы. Например, когда сотрудник случайно удаляет файлы из облачного хранилища или размещает пароли там, где их могут увидеть другие люди. 

    Чем различаются кибербезопасность и информационная безопасность 

    Кибербезопасность — это часть информационной безопасности. Она отвечает только за защиту цифровой информации и в основном от внешних угроз из интернета. А информационная безопасность — более широкое понятие. Оно предполагает охрану данных и в цифровом виде, и на физических носителях. Специалисты борются с внутренними и внешними угрозами. Например, восстанавливают случайно удаленные файлы или создают систему, которая не позволяет копировать конфиденциальные сведения. 

    В таблице перечислены основные различия между инфо- и кибербезопасностью. 

    Кибербезопасность
    Информационная безопасность 
    Сосредоточена на онлайн-угрозах 
    Отвечает за безопасность компании в целом
    Защищает от кибератак и преступлений в интернете
    Защищает от любых форм атак 
    Обеспечивает безопасность цифрового пространства 
    Обеспечивает безопасность любой информации — как на цифровых, так и на аналоговых носителях 
    В основном имеет дело с внешними угрозами
    Сталкивается и с внутренними, и с внешними угрозами 
    Помогает защитить данные при попытке атаки
    В первую очередь разрабатывает способы защиты информации от атак

    Таким образом, кибербезопасность и инфобезопасность — разные понятия, но у них есть и общие черты. Например, специалисты обоих направлений должны быть на шаг впереди злоумышленников: только так получится предугадать возможные атаки и защититься от них. Также нужно всегда быть в курсе последних технологий, чтобы заранее определять, как они повлияют на безопасность.  

    Другие статьи по теме 

    Разбор

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии