Баннер мобильный (3) Пройти тест

Что такое машинное обучение с подкреплением и где его используют

Рассказываем, как машины учатся на своих ошибках

Разбор

22 ноября 2024

Поделиться

Скопировано
Что такое машинное обучение с подкреплением и где его используют

Содержание

    Обучение с подкреплением помогает системам корректировать свое поведение после каждого действия и становиться умнее. Так беспилотные автомобили учатся избегать столкновений, а игровые алгоритмы создают стратегии для победы. Разобрались, как устроено обучение с подкреплением, а еще спросили руководителя по обучению нейросети GigaChat Викторию Байкову, чем хорош этот метод и где его активно используют.

    Что такое обучение с подкреплением

    Обучение с подкреплением, или Reinforcement Learning (RL) — это метод машинного обучения, который учит программу взаимодействовать со средой, чтобы получить более высокую награду. Процесс состоит из нескольких компонентов:

    • агент — программа машинного обучения или автономная система;
    • среда — окружающий мир или виртуальное пространство, в котором агент принимает решение;
    • действие — действие, которое агент совершает в среде, чтобы повлиять на ее состояние;
    • состояние — конфигурация элементов внутри среды;
    • вознаграждение — это положительная, отрицательная или нейтральная оценка за выполненное действие (то есть награда или наказание);
    • совокупное вознаграждение — сумма всех наград, которые агент получает за серию действий в определенной задаче.

    Разберем на примере: робот учится играть в видеоигру, в которой нужно собирать монеты и избегать врагов. Робот — это агент RL, а пространство игры — среда обучения. За каждую собранную монету он получает очки — награду, а если наткнется на врага, то теряет очки — это наказание. Сначала робот делает много ошибок, но постепенно понимает, какие действия приносят больше очков, и запоминает правильную стратегию.

    Как возник и развивался метод 

    Основы метода лежат в поведенческой психологии, где идеи поощрения и наказания изучались на примере животных. Эти принципы позже были перенесены в информатику: в 1950-х годах психологи и инженеры начали разрабатывать первые математические модели, описывающие поведение при обучении.

    В 1989 году обучение с подкреплением получило развитие благодаря работам исследователей искусственного интеллекта Кристофера Уоткинса и Питера Дэйана, которые представили концепцию Q-обучения (Q-learning). Это один из базовых методов RL. 

    С началом эпохи deep learning обучение с подкреплением вышло на новый уровень. В 2013 году компания DeepMind представила алгоритм Deep Q-Network, который доказал, что RL-агент может превосходить человека в играх Atari. С тех пор методы обучения с подкреплением начали развивать и использовать для решения сложных задач, например автономного вождения.

    Как устроено машинное обучение с подкреплением

    RL напоминает человеческое обучение, потому что оно также основано на методе проб и ошибок и системе вознаграждения. Представьте, как ребенок учится ходить. Каждый раз, когда он делает шаг и не падает, получает похвалу от родителей. Если ребенок упадет, становится больно, и он учится избегать таких действий в будущем. Спустя множество повторений ребенок запоминает правильные движения и начинает ходить уверенно и стабильно. RL работает аналогичным образом, но с использованием алгоритмов и вычислительных методов.

    Algoritm mashinnogo obucheniya s podkrepleniem
    Алгоритм машинного обучения с подкреплением

    Что лежит в основе метода

    Технически обучение с подкреплением основано на трех принципах: 

    • Марковский процесс принятия решений (MDP) — формальная структура для описания задач обучения. Она помогает понять, как агент должен действовать, чтобы достичь своей цели. MDP включает описание всех возможных ситуаций, в которых может оказаться агент, все возможные действия, которые он может предпринять, и то, как они влияют на ситуацию. Также MDP описывает, какие награды получает агент за свои действия и насколько важны будущие награды по сравнению с текущими.
    • Политика — стратегия, которую агент использует для выбора действий в каждом состоянии. Она может быть простой — случайный выбор действий — или сложной, например, при использовании нейросети, обученной выбирать лучшие действия. 
    • Функция ценности — помогает агенту понять, какие состояния или действия ведут к лучшим результатам в будущем. С помощью политики и функции ценности агент учится на своем опыте и принимает решения, которые максимизируют награду.

    Как выглядит обучение по методу RL

    1. Агент наблюдает текущее состояние среды. 
    2. Затем он выбирает действие исходя из своей политики. 
    3. После выполнения действия агент получает награду и переходит в новое состояние. 
    4. На основе обратной связи он обновляет свои оценки и улучшает политику. Например, если действие привело к высокой награде, агент запоминает это как хорошее действие. А если к низкой — будет стараться избегать его в будущем.

    Типы алгоритмов обучения с подкреплением

    В машинном обучении с подкреплением существует несколько типов алгоритмов, потому что разные задачи и условия среды требуют различных подходов к обучению. 

    Алгоритмы на основе ценности 

    С их помощью агент учится выбирать действия, которые принесут наибольшую награду в долгосрочной перспективе. 

    Например, робот учится ходить и оценивает каждое действие в разных позах (состояниях). Он хранит таблицу ценностей для всех возможных поз и движений и обновляет их на основе того, насколько успешными были его попытки –– не упал ли он, продвинулся ли вперед.

    К таким алгоритмам относятся Q-обучение и SARSA.

    Алгоритмы на основе политики

    Они обучают стратегию агента, определяя, какое действие следует выбирать в каждом состоянии. 

    В том же примере с роботом агент выбирает действия исходя из текущей позы. Он хранит вероятности для каждого движения в каждой позе и обновляет их на основе успехов и неудач. Например, если перемещение ноги вперед часто приводит к падению, робот снижает вероятность выбора этого действия.

    Пример такого алгоритма: REINFORCE. 

    «Актор-критик» алгоритмы

    Сочетает оба типа алгоритмов. Состоит из двух компонентов: «‎актор» предлагает агенту действия на основе политики, а «‎критик» оценивает, насколько то или иное действие выгодно.

    К такому типу RL относятся алгоритмы Advantage Actor-Critic и Deep Deterministic Policy Gradient.

    Преимущества обучения с подкреплением

    Экономия на обучении. В отличие от машинного обучения с учителем (supervised learning), для оценки ответов и обучения модели методом RL не нужно привлекать экспертов. Агенты сами «дообучаются» и оценивают решения, и это сильно экономит расходы.

    Простые нейронные сети. Для RL часто используют простые нейросети, которым нужны небольшие вычислительные мощности. Это экономит затраты на оборудование. А еще такие модели обучаются быстрее, потому что у них меньше параметров и слоев по сравнению с большими сетями.

    Не требуется разметка данных. Разметка — это процесс добавления аннотаций или меток к данным, которые помогают сделать их более понятными для моделей. Например, если нужно обучить систему находить в предложениях имена людей, специалист отмечает, где они находятся в разных текстах. Это выглядит так: «Вася [имя] поехал в Москву». Даже если автоматизировать задачу, она занимает много времени. Но для RL-алгоритмов разметка не нужна. Агенты используют необработанные данные из среды, в которой они будут работать.

    Решает задачи с отложенным вознаграждением. RL может решать задачи, в которых мы не можем сразу узнать последствие каждого действия. Например, в шахматах правильность хода можно оценить только после завершения партии. В этом случае RL-агент не анализирует каждый ход отдельно, а рассматривает всю партию как последовательность действий. Победа дает высокое вознаграждение, и модель учится выбирать ходы, которые увеличивают шансы на победу, даже если краткосрочные результаты не всегда положительны.

    Адаптивные и гибкие агенты. RL-модель получает обратную связь от окружающей среды и корректирует свои действия для адаптации к новым условиям. Благодаря этому системы могут работать в динамичных средах.

    Где используют обучение с подкреплением

    Рекомендательные системы

    В электронной коммерции и поисковых системах обучение с подкреплением используется для создания персонализированных рекомендаций. Алгоритмы RL изучают поведение пользователя, его предпочтения и историю поисков, чтобы предложить именно те товары или контент, которые будут ему интересны. Например, так работает подборка видеороликов на YouTube.

    Роботы

    RL обучает роботов навигации в сложных и динамичных средах. Агенты получают обратную связь из окружающей среды и корректируют свои действия для выполнения задач. Так роботы-пылесосы учатся передвигаться по квартире и обходить препятствия. А промышленные роботы — контролировать перемещение множества деталей по линиям и сборку изделий.

    Машины с автопилотом

    С помощью RL автономные машины учатся адаптироваться к дорожным условиям, оптимизировать маршруты и парковаться в ограниченных пространствах. 

    Автомобили Tesla используют RL для обучения в реальных условиях вождения. Система получает данные от сенсоров и камер, анализирует их и принимает решения на основе накопленного опыта. 

    Боты для игр

    RL обучает ботов реагировать на поведение других игроков. Агенты получают обратную связь на основе игровых результатов и корректируют свои стратегии. Например, компания DeepMind создала бота AlphaGo, который с помощью RL обыграл чемпионов мира по игре го.

     Коротко о методе RL

    • Обучение с подкреплением — это метод машинного обучения, в котором программа учится взаимодействовать с окружающей средой для получения максимальной награды через систему проб и ошибок.
    • Процесс RL похож на обучение человека, а его основы лежат в поведенческой психологии.
    • Существуют различные алгоритмы RL, например Q-обучение и SARSA, которые используют в зависимости от сложности задачи и среды обучения. 
    • RL — простой и экономный метод. Для обучения агентов не нужно размечать данные или привлекать экспертов.
    • Методы RL особенно полезны в задачах с отложенным вознаграждением, где нужно оценивать последствия серии действий, а не отдельных шагов.
    • Машинное обучение с подкреплением используется во многих сферах, например для обучения игровых ботов, роботов, автономных машин и рекомендательных систем.

    Разбор

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии