Pet-проект — это проект, которым программист занимается в свободное от работы время. Такие сторонние разработки помогают IT-специалистам повышать свой уровень, нарабатывать портфолио для поиска. Но иногда продукты, разработанные «для себя», становятся успешными стартапами и приносят своим основателям миллиарды. Делимся пятью историями pet-проектов, которые зашли слишком далеко.
ElasticSearch
Основатель сервиса Шей Бэнон был в поиске работы, а его жена в это время училась на шеф-повара. В свободное время Бэнон начал собирать базу и поисковую систему для растущего количества рецептов, которые записывала жена. Первая итерация сервиса называлась Compass, вторая — ElasticSearch.
Сегодня этот продукт используют крупные корпорации и небольшие стартапы. Поисковый движок позволяет им хранить данные о событиях (например, аутентификация пользователей на сайте, взаимодействия с интерфейсом), проводить поиск нужной информации на больших объемах данных, в том числе в текстовых документах. В работе его используют Netflix, GitHub, Альфа-банк и «Тинькофф».
Linux
Операционная система Linux — самая популярная среди бесплатных. Ядро Linux лежит в основе операционной системы для устройств на Android, с ее помощью работают треть веб-серверов в мире. Она не так популярна для компьютеров, как Windows или Mac, но именно ее чаще выбирают специалисты по кибербезопасности.
Да, эта очень важная разработка тоже начиналась как pet-проект. Создатель ядра Linux Линус Торвальдс начал разработку в 1991 году, будучи еще студентом. Ему не нравилась установленная на учебных компьютерах система MINIX, и он захотел создать свою, более удобную. К 1994 году он выпустил первую версию ядра Linux, на котором сейчас работают большинство смартфонов мира.
GitHub
В GitHub тоже есть вклад Линуса Торвальдса: он создал систему управления версиями кода во время работы над Linux в 2005 году. Продукт сделал возможным совместную работу программистов над кодом, но пользоваться им было сложно.
Это заметили разработчики Крис Ванстрасс и Том Престон-Вернер. Они решили создать инструмент, который поможет программистам совместно работать над проектами и изучать код друг друга. GitHub не планировали как бизнес, создатели просто хотели сделать удобный софт для себя. Они работали по субботам и воскресеньям, приступили к работе в конце 2007-го и уже к февралю 2008-го выкатили бета-версию программы, пригласили друзей и знакомых ее потестировать. К моменту релиза 10 апреля 2008 года на GitHub было уже 20 тысяч репозиториев.
В 2018 году GitHub купила компания Microsoft за 7,5 миллиардов долларов. Количество зарегистрированных пользователей на январь 2023 года — 100 миллионов.
Популярную социальную сеть, которую недавно со скандалом выкупил Илон Маск, разработал веб-дизайнер Джек Дорси. Он мечтал о сервисе, который позволит обмениваться короткими сообщениями с друзьями, еще в начале девяностых. Первый прототип Дорси разработал на хакатоне от подкастинговой компании Odeo, в которой на тот момент работал. Изначально это был расширенный SMS-сервис для внутреннего пользования сотрудников; пресса и инвесторы не верили в Twttr (первое название сервиса).
15 июля 2006 года разработчики зарелизили Twttr. Продвижению сервиса помогло небольшое землетрясение в Сан-Франциско: первые пользователи делились короткими сообщениями о толчках. Уже к осени у Twitter появился веб-интерфейс, а количество пользователей выросло до нескольких тысяч. В сентябре компания Odeo, которая находилась в поиске перспективных проектов, выкупила Twitter у создателей.
На 2022 год количество активных пользователей Twitter — 238 миллионов. В апреле того же года Илон Маск приобрел социальную сеть за 44 миллиарда долларов.
Slack
Разработчик Slack Стюарт Баттерфилд мечтал создать видеоигру. Его первой попыткой была Game Neverending — игра, в которой пользователи могут путешествовать по выдуманным локациям и создавать собственные. Проект провалился, Game Neverending показалась пользователям сложной и непонятной. Но в процессе Баттерфилду пришла идея создать соцсеть для обмена информацией. Так родился Flickr, первый успешный проект разработчика, который он продал компании Yahoo! за 25 миллиардов долларов.
Баттерфилд не сдавался. Он снова решил разработать игру Glitch — онлайн-квест в виртуальном мире, где можно выращивать растения, медитировать и сотрудничать с другими игроками. Эта игра тоже не взлетела. Но в процессе возник новый интересный проект — мессенджер для бизнес-коммуникации Slack.
Он начался как сервис для внутреннего пользования: распределенной команде разработки Glitch нужен был удобный способ общаться между собой. Когда дела с игрой пошли плохо, они решили превратить Slack в коммерческий проект. Сейчас у сервиса более 20 миллионов активных пользователей. Среди них как малый и средний бизнес, так и корпорации из списка Fortune 500.
Разработать собственную идею в симуляторе работы над реальным проектом можно в «IT-песочнице» от Skillfactory. Сейчас идет уже второй сезон симулятора, который продлится до 30 сентября. В проекте участвуют шесть команд и более 70 человек. Студенты получают опыт организованной, системной работы над проектом по SCRAM со спринтами, а по итогу получают проект в портфолио, сертификат участника и рекомендательную строчку в резюме. Почитать подробнее о первом сезоне можно в нашем кейсе.