Баннер мобильный (3) Пройти тест

Практика в крупной компании: как «Ростелеком» провел стажировку для студентов SkillFactory

Рассказываем, почему стажировки выгодны не только студентам, но и бизнесу

Кейс

1 марта 2024

Поделиться

Скопировано
Практика в крупной компании: как «Ростелеком» провел стажировку для студентов SkillFactory

Содержание

    Практический опыт кандидата ценится везде, независимо от величины компании. Получить его можно, например, пройдя стажировку: одну из них для студентов курса «Инженер по ручному тестированию» организовал партнер SkillFactory — «Ростелеком». Как была устроена стажировка и зачем большой компании нужно сотрудничество со школой — рассказывает Олег Гончаренко, начальник отдела качества.

    Как изменились требования к новичкам

    В IT-индустрии постоянно появляются новые технологии, которые помогают автоматизировать процессы и работать более эффективно. Важно подстраиваться под эти изменения и внедрять их в свою работу, чтобы быстрее и эффективнее решать поставленные задачи. Поэтому сейчас мы в «Ростелеком» пересматриваем матрицы компетенций и повышаем требования к джуниор-специалистам, так как со временем наши проекты стали более технологичными.

    Мы отходим от устаревшего кода и работаем с микросервисной архитектурой. Это подход, при котором приложение делится на модули — сервисы. Это позволяет быстрее выводить новый функционал в продуктив и сокращать время на регрессионное тестирование. 

    Микросервисы взаимодействуют с внешними интеграциями, кэшем, очередями сообщений, а также присутствует многопоточность и асинхронные вызовы. Начинающему специалисту нужно иметь представление о работе такой системы и отдельных ее компонентах, а также выполнять операции, необходимые для тестирования и локализации причин дефектов.

    В нашем QA-комьюнити специалисты могут:

    • выполнять нагрузочное тестирование, чтобы выявлять точки деградации и отказа, проверять стабильность и отказоустойчивость системы; 
    • автоматизировать и вручную проводить тестирование API (разворачивать инструменты и писать заглушки); 
    • тестировать UI (пользовательский интерфейс) и писать автотесты; 
    • настраивать двусторонние интеграции с системами управления тестированием для автоматического создания, редактирования или удаления тест-кейсов (алгоритмов проверки ПО), а также отслеживания покрытия тест-кейсов автотестами; 
    • составлять регрессионные наборы тестирования (повторные проверки ПО при добавлении новых функций); 
    • участвовать в формировании и управлении релизом. 

    Мы ищем тех, кому нравится заниматься тестированием и постоянно узнавать и применять что-то новое. Поэтому уже на старте новички должны быть вовлеченными и готовыми быстро подхватывать изменения.

    Почему мы почти не спрашиваем теорию

     На собеседовании мы выясняем два момента:

    1. Насколько сильно кандидату интересно заниматься тестированием;
    2. Как он думает и решает новые и незнакомые для него задачи.

    Мы перестали задавать теоретические вопросы, так как они ничего не говорят о навыках, опыте и способности решать задачи, теперь только чистая практика. На собеседовании кандидаты пишут SQL-запросы, решают задачи по API, UI или на логику, пишут тесты.

    Если мы видим, что студент замотивирован и способен выполнять задачи, то мы готовы пригласить его на интервью с нашим HR-специалистом. Дальше мы поможем ему вырасти до крепкого мидла благодаря тому, что у нас есть наставничество, кураторство и база знаний. Теорию и пробелы в знаниях быстрее и проще компенсировать, чем приобрести способность решать задачи.

    У нас проектная модель управления, и на каждом проекте есть специалисты с такими ролями, как product owner, руководитель проекта, архитектор, аналитики, frontend- и backend-разработчики, QA- и DevOps-инженеры. Так как мы работаем по Agile, мы проводим ежедневные собрания, ретроспективные встречи по результатам релиза, планирования спринтов и обсуждаем задачи из бэклога

    Если кандидата взяли в команду, то он с первого дня присутствует на всех церемониях. Даже не зная всех нюансов работы, он сможет послушать, о чем говорят коллеги, самостоятельно разобраться в теме, а затем, получив доступ к инструменту, уже наглядно изучить, как все устроено, и предлагать варианты решений. Так он получает настоящие практические знания.

    Как выглядела стажировка и какие качества мы искали в стажерах

    Наша цель — найти перспективных Junior QA-инженеров. 

    Все задания стажировки основаны на настоящих практических задачах, над которыми мы работаем. Нам важно понять, как кандидат мыслит, как и какими способами решает поставленную задачу. Если студент справляется с заданием, то его вполне могут пригласить на входное интервью с HR-специалистом и дальнейшее техническое собеседование. Ведь таким образом он показывает, что может справляться не только с абстрактными задачами. 

    В стажировке было три типа задач: на тестирование базы данных, API и UI (пользовательского интерфейса).

    Тестирование базы данных

    QA-инженер должен уметь работать с базами данных, потому что они задействованы в работе наших микросервисов. Нужно уметь проверять, что все данные правильно созданы, обновлены или удалены. Для этого QA-инженер должен уметь отправить запрос через менеджер баз данных, чтобы проверить данные в БД или собрать тестовые данные для ручных или автотестов.

    Тестирование API

    Задача заключалась в том, чтобы кандидаты научились читать и разбираться в документации на API, выполнять запросы к API через Postman, получать и интерпретировать полученные результаты. Так они учатся взаимодействовать с ресурсом не через UI-интерфейс, а через API и точнее понимают, что нужно для тестирования.

    Тестирование UI

    Нужно было протестировать новый интерфейс авторизации в личном кабинете. Для этого студент должен был написать тест-кейсы. Сделать это можно было с помощью Test IT (система управления тестированием), для установки которого нужен Docker

    Многие зашли в тупик, но благодаря этому мы отделили тех, кто готов решать задачи, от тех, кто сразу сдается. На наших проектах часто есть новые задачи, которые и привлекают специалистов, готовых постоянно учиться нетривиальным вещам.

    Когда студент разбирается в микросервисной архитектуре, API, может завести дефекты в Jira и самостоятельно провести тестирование, это выгодно выделяет его среди других кандидатов. Сейчас начинающему QA-инженеру недостаточно просто написать в резюме, что он слышал про эти инструменты и процессы. Важно показывать конкретные практические кейсы.

    Зачем «Ростелекому» такие стажировки

    Благодаря SkillFactory про нас узнает больше перспективных новичков. А мы присматриваемся к потенциальным кандидатам, которых теоретически можем принять на проект. Во время стажировки можно найти талантливых, мотивированных и способных решать поставленные задачи кандидатов.

    К тому же студенты могут написать у себя в резюме, что успешно прошли стажировку в «Ростелекоме». Это делает кандидатов привлекательнее на рынке, а наши стажировки — известнее. 

    Бывает, что в конкретный момент может быть нужен кто-то с другими навыками, даже если кандидат талантливый. Но это не значит, что мы прощаемся со студентом навсегда. Для нас важно формировать пул потенциальных сотрудников. Если студент захочет, мы включим его в наш реестр, и когда вакансия появится, то мы свяжемся с кандидатом.  

    Кейс

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии