Хотя востребованность работы в IT растет каждый год, вокруг сферы по-прежнему много заблуждений и страхов. Кажется, что разработка — это очень сложно, в сферу непросто влиться, особенно без профильного образования. Даже язык IT-специалистов кажется инопланетным. А еще половина интернета уже год обсуждает, как разработчиков вот-вот заменит искусственный интеллект. Разобрались с экспертами, какие из переживаний обоснованы, какие — пережиток прошлого, а какие не имеют отношения к реальности.
Я не смогу найти работу, потому что джуны не нужны
«Джуны не нужны» — расхожее высказывание из интернета. Многие считают, что компании выгоднее нанять состоявшегося специалиста, чем обучать новичка. Ведь он отнимает больше ресурсов, а умеет меньше. К тому же, он нуждается в постоянном контроле. А еще высокая конкуренция. Кажется, что джуниор-специалистов в IT уже больше, чем вакансий.
Сейчас ситуация на рынке для джуниор-специалистов действительно сложнее, чем была в недалеком прошлом. Конкуренция, как и порог входа, стали выше. Но это вовсе не означает, что у джуниор-специалистов нет возможности проявить себя и трудоустроиться. Очень важно почувствовать уверенность. Для этого можно попробовать свои силы на стажировках, в тестовых проектах и пр. Конечно, больших денег на них не заработать, но зато можно получить опыт, необходимый для следующего шага. Опыт поможет перестать позиционировать себя как джуниор-специалист, лучше понять специфику рынка, собрать портфолио. Это выделит новичка на фоне остальных кандидатов.
В Фэктори мы стараемся давать студентам возможность участвовать в таких проектах. Например, наши студенты создали игру для «Россельхозбанка», разработали телеграм-бота для Московского зоопарка, приняли участие в хакатонах и стажировках «Моторики» и пр.
Вне Skillfactory можно проходить бесплатные стажировки в крупных компаниях, выполнять различные фриланс-проекты и дальше выходить на рынок, понимая ожидания работодателей, свои обязанности. Все это позволит показать, что вы — достойный кандидат.
Читайте также: Реальные задачи, стажировки и программа трудоустройства: как мы открываем студентам карьерные возможности
Я не смогу постоянно учиться новому — слишком много стресса
Про айтишников говорят, что они постоянно учатся. Появляются новые технологии, нужно совершенствовать навыки. Но все время учиться, да еще и очень быстро — звучит как что-то ужасно нервное. Кажется, с таким ритмом не останется сил и времени на нерабочую жизнь, хобби и общение. Не говоря уже о том, что постоянно учиться просто утомительно.
Сейчас в любой профессии необходимо постоянно учиться. Учитывая, что на данный момент IT — одна из самых развивающихся сфер, мне кажется, что как раз обучаемость, интеллектуальная гибкость — одни из поводов платить специалистам высокие зарплаты.
Задача специалиста, который приходит в IT, — создать и развить нечто новое, конкурентоспособное. Либо оптимизировать существующие процессы или продукты, внедряя новые технологии. От этого никуда не деться.
Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней
Информации настолько много, что дойти до первоисточника и истинной правды почти невозможно. Поэтому очень важно найти наставника. На этапе обучения это может быть человек, который будет просто поддерживать, мотивировать. В дальнейшем — тот самый синьор, готовый отвечать на вопросы. Не можешь изменить ситуацию, измени к ней отношение — мой девиз уже около пяти лет. Сейчас новое все, но ведь со временем мы втянемся, и информация станет намного понятнее.
Мне знаком этот страх
Я не умею учиться и все забываю. Это привычка, сформированная много лет назад: предметы в школе — ради ЕГЭ, предметы в университете — ради сессии. Выучила, сдала и забыла. Она появилась из-за непонимания того, ради чего нужна информация, т.е. отсутствия практики. Мне намного проще учиться по другому принципу: не подготовился и применяешь знания, а нашел задачу/проблему, а затем ищешь пути ее решения. Школы, в том числе Skillfactory, в этом помогают, но без хакатонов, пет-проектов и стажировок никуда. Любая школа, в образном понимании слова, — это 30% знаний и навыков, которые пригодятся в «бою».
Да, у меня тоже есть страх, что нужно все время учиться, но я стала меньше слушать людей, которые пытаются запугать. Специалист в любой области в первую очередь расскажет о минусах работы. Конечно, многих они сильно триггерят, т.к. у людей часто есть негативный опыт. Но иногда нужно надеть розовые очки и сдвинуться с мертвой точки.
Не стоит бояться. Пока не попробуешь, ничего не узнаешь!
Я окажусь новичком среди профессионалов и опозорюсь
Страх со школьной скамьи: многие перенесли боязнь опозориться перед классом во взрослую жизнь. На новой работе, еще и в новой сфере, постоянно кажется, что еще чуть-чуть и поднимут на смех. Страшно сказать или, еще хуже, сделать что-то не то. А в итоге — всех подвести или выглядеть глупо среди более опытных коллег. Они ведь все уже знают и не запутаются.
IT-отрасль достаточно молодая, и специалисты, работающие в коммерческих компаниях, тоже не так давно пришли в профессию. Многие помнят, как начинали сами, с какими трудностями сталкивались в начале пути, и поддерживают новичков. Поэтому лучше сделать ошибку сразу, получить совет, как ее исправить, и выполнить задачу в срок, чем бояться ошибиться, а в итоге затянуть и проект, и свое развитие.
Двое моих подопечных выучились на программистов с нуля и устроились на свои первые работы. Никто из них не опозорился. Нет, они не были сразу синьорами. Все были «зелеными» джунами, которых еще учить и учить. Главное — начать. Как правило, IT-специалисты добрые и отзывчивые. А если в вашей компании иначе, то лучше искать другую.
Нейросети заменят мою работу
Хайп вокруг генеративных нейронных сетей не утихает уже год. Кто-то использует их для работы, кто-то игнорирует, но есть и те, кто переживает, что нейросети скоро отнимут у них работу. На самом деле, ChatGPT уже способна написать детскую книгу. Кажется, что не за горами момент, когда новая языковая модель сможет писать код на уровне человека и выполнять другие задачи — например, вести аналитику.
Последний год мы видим хайп, связанный с развитием больших языковых моделей. Но принципиального влияния на рынок труда пока нет. Нейросети стоит воспринимать как хорошего помощника в решении задач, повышении продуктивности.
Так, например, в ближайшие 3–4 года ручной труд ML-инженеров не уйдет. Представим, что абстрактная компания хочет внедрить ML-технологию. Можно использовать какой-либо API к GPT4 или нанять команду и сделать продукт инхаус. Скорее всего, продукт, созданный инхаус, будет более стабилен с точки зрения рисков. Он не зависит от политики и ценообразования OpenAI, его можно лучше настроить под конкретные задачи, специалисты за него отвечают, знают, где хранятся данные потенциальных клиентов.
Кроме того, пока что мы не можем полностью доверять большим языковым моделям. Они могут ошибаться либо выполнять не совсем ту задачу, которую ставили изначально, модифицировать ее.
Ряд достаточно авторитетных исследователей в области уверены, что в ближайшее время взрывного роста качества языковых моделей и результата их работы не произойдет.
Читайте также: Как писать промпты к нейросети: разбираемся на примере ChatGPT
В IT все необщительные и токсичные, я не вольюсь
Стереотипным образом айтишника долгое время был нелюдимый бородатый мужчина в свитере и очках. IT-индустрия стала более открытой и широкой, и образ понемногу стерся. Но многие до сих пор воспринимают айтишников замкнутыми и язвительными людьми. Они постоянно сидят за компьютерами, молчат и что-то пишут. А еще многие делают выводы по обсуждениям в тематических сообществах: айтишники часто спорят на тему, какая технология лучше, и шутят про что-то непонятное.
Токсичные люди есть во многих командах, это не связано IT. Скорее наоборот — сфера известна лояльным отношением к сотрудникам, особенно к новичкам.
В чем причины?
- Сейчас айтишников сложно найти и легко потерять. Из-за этого компании тратят много ресурсов на поиск и подбор, и еще больше — на сохранение и «выращивание» людей внутри. Это дает компаниям лояльных сотрудников, которые работают дольше и эффективнее.
- В IT руководители в среднем больше, чем в других сферах, понимают важность онбординга, т.к. многие компании часто специально нанимают джунов, чтобы быстро «вырастить» из них мидлов и синьоров под специальные задачи и языки программирования.
- Есть заблуждение, что необщительность айтишников может приниматься за токсичность. Но чаще всего это заблуждение проходит на первой же встрече с командой. Общение часто начинается с шуток про прошедшие выходные и обсуждений того, что бы было, если бы собаки захватили мир.
Для адаптации компании используют разные подходы:
- одни идут через бережное и мягкое погружение, где новичок несколько недель изучает документацию и только потом приступает к маленьким первым задачам, постепенно переходя на более сложные;
- другие идут через реальный опыт, где джуны с первых дней начинают писать и ревьюить код.
При этом в любом подходе перед тем, как приступить к задачам, новички в 99% случаев знакомятся с компанией (проходят онбординг-курс от HR, руководителя или опытного коллеги), в котором узнают:
- о компании;
- принципах и правилах;
- внутренних системах работы;
- оргструктуре и т.д.
Это помогает быстрее понять, в каком контексте вы оказались, и приступить к задачам без оглядки на «для чего это?», «можно ли так говорить/писать?», «к кому идти, если что-то не получается/не работает?».
В каждой IT-компании есть сформированная культура. При этом в последние годы мы видим все больший тренд на работу с вовлеченностью и неформальными связями на работе, т.к. исследования показывают корреляцию вовлеченности и эффективности.
Для этого разные компании создают среду, в которой сотрудники могут не только работать, но и общаться:
- онлайн-корпоративы и онлайн-коворкинги для удаленных команд;
- образовательные конференции, митапы, встречи по обмену опытом между коллегами;
- регулярные неформальные мероприятия внутри команды: корпоративы, командные встречи в баре, игры в мафию/квизы/что-где-когда, клубы по интересам (кино-клубы, спикинг-клубы и т.д.).
Помимо этого, у многих HR-команд есть цель на повышение вовлеченности команд. Для этого они:
- регулярно работают с руководителями и помогают им настраивать связи внутри команд, учат давать корректную развивающую обратную связь;
- помогают сотрудникам точечно решать проблемы с коммуникацией;
- создают и внедряют процессы для лучшего понимания целей друг друга.
Во всех IT-компаниях, в которых я работала, был фокус на удержание и развитие сотрудников и создание комфортной среды для работы. Поэтому IT — отличная сфера для старта карьеры.
Я не справлюсь с работой после курсов
На профильных сайтах часто встречается мнение, что начинающие айтишники после курсов ничего не умеют, поэтому лучше их не нанимать. Ситуацию обостряет реальная нехватка опыта. Кажется, будто учебные проекты — это одно, а рабочие — совсем другие. Наверняка они окажутся сложнее, запутаннее, там не будет менторов, которые могли бы помочь. Будущие выпускники боятся не справиться с работой после курсов.
Конечно, такой страх есть почти у каждого, кто только решил перейти в новую для себя область, кардинально сменить профессию. Тем более, качество курсов в разных школах действительно различается.
Я считаю, что самое главное — это внутренний стержень человека. Практически все зависит только от вас. Даже если очень страшно, нужно не смотря ни на что иди до конца. Можно бояться до принятия решения, но если поняли, что нужно менять свою жизнь, пути назад нет. Поэтому нужно брать всю волю в кулак и учиться, учиться и еще раз учиться. Аналогично и с трудоустройством. Важно использовать все возможности, которые дает школа для получения первого опыта и практики, понимания реальных задач, и идти до конца.
Я ничего не понимаю в математике, мне будет слишком сложно
IT считается «технарской» сферой, где хорошо людям, которые разбираются в точных и естественных науках. Многие считают, что без вузовского курса математики стать хорошим IT-специалистом невозможно. Поэтому гуманитарии и люди, далекие от техники, часто боятся даже пробовать.
Математика, безусловно, играет важную роль в некоторых областях IT, например в Data Science, информационной безопасности и пр. Но она не является непреодолимым барьером для старта.
- IT — многогранная область с разнообразием специализаций. Например, веб-разработка, мобильная разработка, разработка приложений и многие другие не требуют глубоких знаний математики. Не так много задач, где нужно работать с формулами, делать сложные расчеты.
- Математика в IT — это в какой-то степени инструмент, который может пригодиться при решении конкретных задач. Вы не обязаны быть математическими гуру, чтобы писать отличный код.
- Если математические знания все же нужны для карьеры, не отчаивайтесь. Математику можно изучать по мере необходимости.
Мне не часто приходилось сталкиваться с задачами, требующими глубоких знаний этой науки. Но когда они появлялись, я их решал. Да, возможно, не так быстро, как это сделал бы истинный математик, но поиск решения не занимал много времени. Всегда есть коллеги, которые могут помочь разобраться в сложной теме, просто объяснив это более простыми словами. Мы живем в мире, где нет дефицита информации. Сейчас можно обучиться чему угодно, не выходя из дома.
Читайте также: Как попасть в IT без программирования
Я напишу плохой код, и все сломается
Есть такая анекдотичная фраза из нулевых: «Я что-то нажал, и все сломалось». Тогда ее использовали в шутках про офисных работников, которые не умеют пользоваться компьютером. А сейчас айтишники шутят так про собственные ошибки. Но ведь это правда очень страшно — вы только начали разбираться в новой сфере, а уже нужно писать код для большого проекта. Вдруг из-за ошибки все сломается, а ответственность придется нести новичку?
Да, у новичков есть такой страх. Но все не сломается из-за того, что вы напишете плохой код. В IT часто действует коллективная ответственность, команда отвечает за все. Код пройдет ревью более опытных разработчиков, его проверят тестировщики. Если вы делаете правки критически важного кода, убедитесь, что их проверило и посмотрело максимальное количество человек из команды. Как разработчики, так и тестировщики. Это зона вашей ответственности. Впрочем, нет такого кода, который ломает все. Если вы повредите что-то критичное, через 10 минут об этом узнают коллеги, и код не успеет попасть в следующий релиз.
Я считаю, что совершать ошибки — это нормально. В моей карьере даже опытные синьор-разработчики совершали ошибки, и компании теряли миллионы рублей в день. Но их никто не уволил. Благодаря тем же разработчикам компания может заработать еще больше. Если бояться ошибок, то развития не будет ни в одной профессии. Опыт — это в какой-то мере и есть ваши ошибки.
Читайте также: «Феерично сглупил»: чему айтишников учат собственные ошибки
Бояться, волноваться из-за грядущих перемен — это нормально. Главное — не дать страху победить себя и идти вперед, несмотря ни на что.