Татьяна пела в школьном хоре, работала учителем МХК и преподавала в начальных классах. Одним весенним вечером решила пойти на IT-курсы и через три месяца поняла, что точно не вернется в школу. Героиня рассказала, как случилась радикальная карьерная перемена и куда привел ее большой шаг смелости.
После школы я мечтала о творчестве
Бойтесь своих желаний: я поступила в колледж на педагогику начальных классов и хореографию. И освоила аккордеон. До этого занималась танцами, пела в школьном хоре, но в музыкальную школу никогда не ходила. На самом деле, в колледже было здорово — о подростковой тяге к искусству я не жалею.
Но к моменту первого карьерного выбора мне было 15 лет: принимая решение в этом возрасте, руководствуешься детскими, местами наивными аргументами. В 30 и даже в 20 лет хочется иного. Поэтому после окончания колледжа я решила снова искать себя, хотя меня и направляли хореографом в Центр творчества.
Получила красный диплом и сказала: «Это все»
… А потом отучилась на культуролога в Белорусском государственном университете, окончила с отличием. Думаю, уже тогда понимала, что сфера образования — не мое. Правда, внутренний голос заглушил зов долга: в Беларуси после окончания вуза нужно отработать два года по специальности.
Убежать от младших школьников тоже не вышло: университет не предлагал мест для распределения, пришлось искать самой. В итоге устроилась преподавать у начальных классов. Первое место работы стало для меня и первым большим разочарованием. Мне всегда казалось, что в школе раскрывают потенциал, помогают найти и показать себя, дают поддержку и веру в свои силы. Думала, что школа — это место, где все для детей. Оказалось, там все для проформы.
Продержалась два года и перешла в другую школу — преподавателем музыки и МХК. Попала в отличный коллектив. Но спустя еще два года стала просыпаться с тревожной мыслью «А что дальше?». Праздничная линейка в сентябре, заполненные журналы, контрольные, проверки домашек, прощальные рисунки в мае — и такой круг по новой каждый год? Нет, к такому я не готова.
Я стала задумываться об IT
Мысли привели меня на сайты всевозможных онлайн и оффлайн IT-школ, а затем — к подруге за ценным советом. У нее было много знакомых айтишников. Я попросила собрать отзывы об индустрии технологий и помочь с выбором курса, профессии.
То, что я получила, заставило меня отказаться от IT-грез на полтора года. Обратная связь о курсах — дорогих и не очень — была одинаковой: все это вода, пользы от онлайн-обучения нет.
Для входа в сферу мне посоветовали два пути. Первый — найти кого-то, кто давно освоил профессию, и сидеть рядом с ним 24/7, записывая все, что делает. Второй путь реалистичнее: ходить на стажировки, пока не научишься азам.
Но мне не подходил ни один из вариантов: к тому времени я работала в школе днем и в частном образовательном центре по вечерам. Не было времени и финансовой возможности бросить все и стажироваться бесплатно, без гарантий и ясных перспектив.
Весной, спустя полтора года, мы с той же подругой обсуждали перспективы — я решила, что сентябрь начну не в школе. Мысли вновь пришли к сфере IT. Увидев мое удрученное состояние, подруга сказала: нет ничего невозможного, нужно пробовать, возьмем и узнаем все по условиям программ. И я решилась — поступила на онлайн-курс по тестированию.
Выбрала Skillfactory: моя «путеводная» знакомая устроилась туда работать. И на личном опыте убедилась, что попасть в IT с нулевым бэкграундом — реально, если выбрать курсы, которые действительно учат и открывают дороги в новый дивный мир.
Я заставляла мозг думать в другую сторону
Так, будучи дважды работающим педагогом, я стала еще и ученицей в свободное время. Иногда сдавала задания поздно ночью, но главное — сдавала. И не нарушила ни одного дедлайна — синдром отличницы в деле.
Я гуманитарий. Базы технических знаний нет. И первое же задание курса ввело меня в ступор. Я даже не знала, с какой стороны подойти. «А ведь это только начало. Я точно справлюсь? Куда я пришла!» — да, сомнения в успехе мелькали. Но отступали перед осознанием: возвращаться некуда, оставаться в школе я не хочу. Раз начала, нельзя сдаваться.
Кроме внутренней мотивации помогала поддержка менторов. Здорово, что они понимали: пришли новички, нужно быть бережными и понимающими. С таким подходом становилось проще.
Я ломала себя, свой ход мыслей, заставляла мозг думать в другую сторону — и в этом был кайф. Мне нравилось получать опыт вот так, пробираясь к знаниям непривычным путем. Особенно радовалась ночным озарениям: сидишь до трех ночи, а потом раз, и все поняла.
Иногда кажется, что мне повезло с трудоустройством
Учеба давалась нелегко, особенно Postman, но приносила удовольствие. С поиском работы вернулись страх и неуверенность в успехе. Курс закончился в начале сентября, и мне не верилось, что удастся куда-то устроиться. HR-специалист и карьерный консультант проводили инструктаж, где и как искать работу, делились ресурсам с вакансиями, помогали составить резюме, но даже это не давало надежды.
Просматривала списки требований и понимала, что, мягко говоря, никуда не подхожу. Опыта нет, высшего профильного тоже, английский на элементарном уровне путешественника. Шансы сводились минимуму.
И снова спасибо подруге и ее советам. На этот раз мы коллективно решили: зачем ждать свою вакансию, если можно ее создать.
Каждый день садилась за компьютер и выбирала город. Начинала с родного Минска, но виртуально «побывала» в Ростове, Москве, Санкт-Петербурге. Искала любые веб-студии и digital-агентства, переходила на сайты, находила корпоративные почты и отправляла резюме.
В теме письма указывала «Стать частью команды», а дальше простой текст: «Здравствуйте, я Татьяна. Пожалуйста, ознакомьтесь с моим резюме». Таких писем я отправила около 600 штук. И вакантные места нашлись.
Я выполняла тестовые, ходила на собеседования, успела поработать фрилансером в московском агентстве. И в итоге попала на неоплачиваемую стажировку в небольшую минскую веб-студию, которая занимается разработкой сайтов и приложений.
Это случилось в начале октября — мои поиски работы заняли всего месяц. И еще через месяц я устроилась в штат единственным тестировщиком в команде.
Все рассказы про уютные айтишные офисы оказались правдой. Сижу в махровых носочках, кутаюсь в плед и ощущаю себя свободной. В школе такого даже представить нельзя.
Всего в офисе нас восемь: я и семь мальчиков. Все очень хорошие, дружелюбные, всегда готовы помочь. Среди разработчиков есть парень, который начинал как тестировщик, стал автоматизатором и теперь ушел во фронтенд-разработку.
Первое время очень переживала: боялась ошибиться, недопроверить, что-то не заметить, показать меньше, чем могу. Но сейчас чувствую себя увереннее: уже начала по чуть-чуть изучать Java, посматриваю в сторону автотестов.
Мой кейс — шаг смелости
Пока все проекты — мои любимые. Я заряжаюсь энергией от нового. Бывает, отправляют задание поздно, и любопытство не дает уснуть. Обязательно взгляну на таск. Вдруг там что-то интересное? Пока не посижу хотя бы 20 минут, не могу спокойно спать.
Смена карьеры для меня — шаг смелости. И желаю всем его сделать: если вы чего-то очень хотите, приложите немного усилий, и все сбудется. Не быстро, не без труда, но сбудется. И не верьте, что гуманитарии в IT не нужны — у нас другой взгляд и, возможно, где-то пригодится именно он.
Также не могу сказать, что вижу сказочный прирост доходов. Зато точно знаю: в случае чего, точно найду, где заработать. И больше не боюсь вопроса «А что дальше?». Там перспективы, новые проекты, знания и люди.