Забота года: YouTube
В октябре разработчики YouTube скрыли число отметок «Не нравится» от зрителей. «После сообщений создателей видео о целенаправленных дизлайк-атаках мы начали тестировать несколько дизайн-решений, которые не показывают другим пользователям количество дизлайков», — объяснили свое решение представители YouTube. При этом ставить дизлайки можно, а авторы могут просматривать показательно в Творческой студии.
Ограничения года: WhatsApp*
WhatsApp* ограничил возможности приложения всем, кто не принял обновленные положения политики мессенджера до 15 мая 2021 года, в соответствии с которыми пользователи должны делиться данными с Facebook*. Этим пользователями будут доступны звонки и уведомления, но они не смогут принимать и отправлять сообщения.
О новой политике конфиденциальности компания объявила в январе, но перенесла обновление на май из-за оттока пользователей. Тогда новость вызвала критику от пользователей и экспертов, а Павел Дуров написал: «Миллионы людей возмущены последними изменениями в условиях WhatsApp*, согласно которым пользователи должны передавать все свои личные данные в рекламный движок Facebook*. Неудивительно, что переход пользователей из WhatsApp* в Telegram, который продолжается уже несколько лет, ускорился».
Продуктивность года: Инстаграм*
В этом году много долгожданных обновлений стали доступны в России, вот только несколько:
В июне этого года Инстаграм* наконец-то запустил Reels в России. Reels — это лента из видеороликов, она находится в отдельной вкладке приложения. Теперь пользователи могут снимать и редактировать ролики продолжительностью до 30 секунд, накладывать на них AR-эффекты, менять фон, добавлять музыку. Reels стали прорывом соцсети и позволили Инстаграм* конкурировать с TikTok.
Свершилось: в этом году одна из важнейших фич Инстаграм* дошла и до России. Теперь в сторис есть стикер, прикрепив который, на фото или видео можно наложить музыку.
В этом году Инстаграм* разрешил всем пользователям добавлять кликабельные ссылки в сторис. Для этого нужно прикрепить стикер «ссылка» и вписать адрес страницы. До этого такая возможность была у верифицированных аккаунтов и аккаунтов минимум с 10 тысячами подписчиков.
Монетизация года: Telegram
В конце октября Telegram представил официально рекламную платформу. Реклама будет интегрирована в ленту каналов, у которых больше тысячи подписчиков.
Реклама будет отображаться внизу ленты канала с пометкой «Спонсируемые сообщения», и каждое сообщение будет ограничено 160 символами. При этом в объявлении не должно быть ссылок на сторонние платформы: ссылки могут вести на бота или канал в Telegram.
После размещения первых рекламных объявлений пользователи и владельцы каналов раскритиковали новую функцию, и уже 6 ноября Павел Дуров анонсировал, что авторам каналов можно будет отключать показ рекламы, но пока компания просчитывает «экономические условия этой опции».
Падение года: Clubhouse
В 2021 году мы встретили новую звезду соцсетей — Clubhouse. Однако ее ждал не только быстрый взлет, но и быстрое падение. В феврале соцсеть выросла с 3,5 до 8,1 млн пользователей, а за первые две недели марта Clubhouse собрал уже только 600 тысяч новых пользователей. Из сети начали уходить крупные блогеры, а каналы, ранее собиравшие до 5 тысяч пользователей онлайн, уже в марте собирали только до 1 тысячи. В марте в Clubhouse практически прекратился прирост новых пользователей.
При этом разработчики представили несколько обновлений, чтобы восстановить активность. В мае, спустя год после выхода Clubhouse для iOS, разработчики наконец-то предоставили версию для Android. В июле соцсеть даже сделали полностью открытой — до этого, чтобы зарегистрироваться в ней, нужно было приглашение от пользователя. Разработчики назвали это «Днем открытия».
15 октября в Clubhouse произошел внезапный всплеск активности. Тогда кто-то с фейкового аккаунта Павла Дурова запустил комнату «Полное прекращение работы Telegram в России». На пике к ней подключилось около 1500 человек.
* Принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской в России.