Канбан-доска

Канбан-доска (в переводе с японского kanban — «сигнальная карточка») — инструмент управления Agile-проектами, который помогает визуально представить задачи, определить объем незавершенной работы и повысить ее эффективность и скорость. Метод основан на управлении выполнением задач с помощью карточек, сигнализирующих о наступлении и завершении определенных этапов.

История системы канбан

Впервые концепцию kanban-доски разработала и внедрила на своих заводах компания Toyota. Визуальная система управления задачами помогла менеджерам быстро повысить эффективность организации производственного процесса и снабжения. Позже методология нашла широкое применение в других секторах: финансах, маркетинге, IT-индустрии.

Сейчас системы канбан используются в разных областях, от развития продуктов до запуска космических аппаратов. Масштаб проекта не имеет значения: канбан-доску применяют как для управления личными делами, так и для реализации крупных корпоративных задач. 

Зачем нужны канбан-доски

Канбан-система позволяет делегировать задачи, управлять реализацией проекта любой сложности, быстро выявлять «слабые звенья». Участникам команды проще выполнять задачи, оформленные визуально, — эффективность работы повышается при одновременном снижении нагрузки, а проблема забытых заданий и сорванных дедлайнов решается автоматически.

Команда в системе канбан — единый механизм: если один участник не справляется со своими заданиями, пострадает весь проект. При этом доска не только помогает обнаружить недостатки — визуализация процесса показывает вклад и ценность каждого сотрудника, что в итоге становится отличным источником мотивации.

В IT канбан-доски стали частью концепции бережливой разработки ПО (Lean Software Development). Kanban-доски lean-разработчиков имеют разделы в соответствии с рабочим статусом задач:

  • обсуждаемые задачи;
  • согласованные задания;
  • написание кода;
  • тестирование;
  • подтверждение;
  • выполненные задачи.
Канбан-доска команды, разрабатывающей программный продукт

Виды досок

Физические

Разбиты на несколько секций для разделения рабочих процессов:

  • на запланированные задачи, ожидающие назначения исполнителей;
  • задания, находящиеся в процессе исполнения;
  • завершенные задачи.

Программные

Представляют собой рабочее пространство, разделенное на нужное количество колонок. В них располагаются карточки с задачами. Карточки перемещаются из одной колонки в другую по мере продвижения работы над отдельными этапами и проектом в целом. Наиболее популярные программные канбан-решения — Trello и Jira. В программных канбан-системах доступно множество дополнительных инструментов. Например, панель мониторинга ключевых показателей эффективности команды, интеграция со сторонними сервисами и приложениями — от мессенджеров до CRM. В карточках задач есть опции для совместной работы: назначение и уведомление ответственных, чек-листы и комментарии, возможность прикрепления любых документов и мультимедийных файлов.

Чем Kanban отличается от Scrum

Канбан иногда ошибочно объединяют с другой методологией управления проектами — Scrum. И в Kanban, и в Scrum в качестве инструмента визуализации используются доски, однако методики и принципы подходов различаются.

Название Scrum происходит от термина, используемого в регби, — «схватка». В системе Scrum рабочий процесс делится на небольшие временные промежутки (1–4 недель) с жесткими дедлайнами, которые называются спринтами.

В системе Scrum также применяется доска визуализации

Каждый спринт включает запланированный объем задач и операций. Успешное завершение спринта считается инкрементом — пройденным этапом, конкретным результатом в создании программного или бизнес-продукта. В канбане же, напротив, рабочий процесс продолжается непрерывно и каждая часть задания не является конкретным результатом.

Другие отличия Scrum от методологии канбан включают:

  • ежедневные совещания;
  • отсутствие ограничений на количество работ в каждом столбце. В канбане (для избежания перегрузки) обычно есть лимит на количество работ. Например, в столбце «Дизайн логотипа» в соответствии с принципами канбана не должно быть больше заданий, чем определено лимитом;
  • разделение сотрудников на небольшие кроссфункциональные команды, в которых каждому отведена своя роль;
  • необходимость оценивать важность каждой задачи: более приоритетные располагаются в верхних рядах карточек, менее важные — внизу. После прохождения каждого спринта приоритет заданий переоценивается, а план работ оптимизируется;
  • ведение списка невыполненных работ и график сгорания задач;
  • изменения не должны прерывать спринт. В канбане изменения можно вносить по мере необходимости;
  • фокус на результатах с конкретными столбцами: «работа в процессе», «проверка», «тестирование». В канбане можно использовать любое количество столбцов с любыми названиями, чтобы показать, как задача перемещается по этапам выполнения.

Канбан — эффективная методология, но не единственная. В зависимости от задач, которые решает команда, руководитель проекта может выбрать другую систему организации совместной работы. 

(рейтинг: 5, голосов: 2)
Добавить комментарий

  1. Александра

    Мне все-таки ближе работа по скраму, нравится планировать по спринтам. Даже открыла для себя платформу аспро аджайл, где легче теперь управляюсь со скрамом. Канбан доски, конечно, тоже использую, но скрам мне просто понятнее 🙂

    Ответить