Баннер мобильный (1) Пройти тест

Воркшоп

Глоссарий

26 марта 2023

Поделиться

Скопировано

Содержание

    Воркшоп (workshop) — формат обучающего мероприятия, которое помогает участникам получить знания и сразу применить их на практике для формирования определенных навыков.

    Слово в переводе с английского означает «рабочая мастерская». Воркшопы позволяют закрепить материал, научиться создавать что-то новое. Специалистам такие мероприятия помогают найти новые идеи и направления для роста, новичкам — разобраться в том или ином навыке.

    Теоретический блок обычно небольшой и, как правило, подается «в фоне». Ключевое внимание уделяется не ему, а практике.

    Зачем нужны воркшопы

    Если говорить простыми словами, воркшоп — это практика. Он позволяет изучить что-то и сразу попробовать это, чтобы знания не успели забыться и закрепились в памяти. 

    • Воркшопы для новичков обычно нужны для обучения. Они помогают выучить новое, получить знания, попрактиковаться.
    • Воркшопы для профессионалов нужны для поиска вдохновения, обмена идеями, появления новых инсайтов.

    Прохождение воркшопа — это запись в портфолио и готовая работа, которую можно показать потенциальному работодателю. Такие мероприятия всегда направлены на результат — наставник помогает в этом участнику. Организаторы воркшопа могут проводить его из желания привлечь внимание к определенной технике, популяризировать что-то, провести рекламную акцию. Но чаще участие в воркшопе платное.

    Где применяются воркшопы

    В теории воркшоп можно провести по любой теме: от разработки сайтов до вышивания крестиком. Но лучше всего такое обучение работает в сферах, где допускается совместная работа и можно за относительно короткое время создать что-то новое.

    Воркшопы популярны у представителей диджитал-профессий — мероприятия позволяют сразу получить практический результат или скооперироваться для решения какой-либо задачи. В этом случае результат — концепт. Например, итогом воркшопа по интернет-маркетингу может стать концепция рекламной кампании, по продуктовому менеджменту — стратегия развития продукта, и так далее. Воркшопы также могут проводить компании для своих сотрудников.

    Отличие от мастер-класса, семинара и тренинга

    От мастер-класса. Иногда слова «воркшоп» и «мастер-класс» применяют как синонимы. Но разница есть. Отличие воркшопа от мастер-класса — более высокий уровень самостоятельности и простор для творческих действий. Во время мастер-классов ученики обычно просто повторяют за наставником какой-то конкретный прием, технику или предмет. Во время воркшопов — делают что-то свое, а наставник подсказывает как.

    Если сравнивать мероприятия с учебой в школе, воркшоп больше похож на сочинение, а мастер-класс — на диктант. Оба вида нужны, но имеют разные цели.

    От семинара. Семинар — это мероприятие, менее ориентированное на практику. В нем большой блок уделяется теории, которую преподносит наставник или подготавливают в виде докладов сами участники. Практическая часть намного меньше, чем в воркшопе, но все же есть, а вот на лекциях ее нет вовсе, это другой формат.

    От тренинга. Тренинг же, наоборот, имеет сильный упор на практику. Но отличается идеей: задача участников тренинга — тренироваться, а участников воркшопа — создавать новое. Во время тренинга ученики не обязательно воплощают собственный продукт или концепт. Они могут выполнять упражнения, задания от тренера, которые не всегда направлены на конечный результат.

    Часто разные форматы «сливают» в один или разделяют по иным критериям. Тут все зависит от того, какой терминологией привыкли пользоваться в конкретной сфере, и от предпочтений организаторов.

    Как проходит воркшоп

    Воркшоп может проходить в любом пространстве, которое ориентировано на групповую работу. Для диджитал-направлений наличие специального оснащения не обязательно. Поэтому воркшопы могут проводиться в формате онлайн или в помещениях без жесткой специализации.

    Формат частично связан с тем, какой именно воркшоп будет проводиться: индивидуальный или групповой.

    • На индивидуальном мероприятии каждый делает свой проект, иногда участники соревнуются друг с другом.
    • На групповом воркшопе участники объединяются в одну или несколько групп и делают проект вместе.

    Также организация воркшопа зависит от его направления. Мы разберем несколько — поговорим, чем может быть на практике это мероприятие, какие у него есть типы.

    Дискуссионный клуб. Этот формат подразумевает общение и продумывание идей. В отличие от предыдущего, он больше подходит для профессий, где результат воркшопа — готовый концепт. Участники продумывают свои идеи, а потом выступают перед остальными и презентуют результат. По итогам выступления проводится дискуссия: наставник и другие участники задают вопросы, выступающий отвечает. Это похоже на презентацию научной работы, только предмет обсуждения — практические решения.

    Кроме продумывания идей, люди учатся коммуницировать, аргументировать и учитывать возражения. Конструктивные замечания со стороны других участников могут помочь в улучшении продукта.

    Мозговой штурм, он же brainstorm. Эту технику могут использовать в компаниях, где от сотрудников нужны креативные идеи или необычные решения. Она тоже подходит для направлений, где создается концепт.

    У участников есть задача или проблема, они вместе пытаются ее решить: кооперируются друг с другом, генерируют идеи, дополняют мысли других. Это учит придумывать новое и прислушиваться к коллегам.

    Соревнование. Здесь, в отличие от предыдущего формата, участники соревнуются друг с другом. Каждый из них реализует что-то свое; задача — сделать лучше, качественнее и интереснее, чем другие. Иногда участников разбивают по командам, и группы соревнуются друг с другом. Воркшопы возможны в любых направлениях, но чаще используются там, где от людей нужны интересные идеи: в маркетинге, менеджменте и других.

    Марафон. Это тоже соревнование, но более долгое и масштабное. Ведь и в спорте марафон — бег на длинные дистанции. Тут важны не только моментальная идея, но и ее реализация, умение планировать работу и доводить дело до конца. Если другие виды воркшопов могут занимать несколько часов, то марафон длится минимум несколько дней, а может идти и месяцами.

    Конкретный формат марафона может различаться — все зависит от сферы. Наставник может давать множество разных заданий, и участники должны выполнить их лучше, чем другие. А может предложить участникам реализовать большой проект, и тогда участники будут работать над ним на протяжении всего марафона. В последнем случае формат начинает походить на хакатон, но с упором на обучение и поддержку со стороны наставника.

    Стоит ли пробовать

    Если вас интересует получение новой профессии, вы хотите попробовать свои силы в интересующей сфере и сразу прикоснуться к практике — стоит. Воркшоп — не универсальный формат и не научит всему, но он поможет «пощупать» направление, которое вам интересно. Также вы получите бесценные практические навыки: если вам понравится сфера, вы сможете использовать их в дальнейшем обучении и процесс пойдет легче. Результат воркшопа — готовый проект, который можно включить в портфолио. Это еще один плюс формата.

    Поделиться

    Скопировано

    1 комментарий

    Комментарии
    • Алексей

      Классная статья! Спасибо за понятные определения!