Баннер мобильный (3) Пройти тест

За и против: влияет ли господдержка на IT-отрасль?

Эксперты делятся мнением об эффективности этих мер и о том, могут ли они остановить отток IT-специалистов

Разбор

29 февраля 2024

Поделиться

Скопировано
За и против: влияет ли господдержка на IT-отрасль?

Содержание

    Это рубрика, в которой эксперты отвечают на актуальные и волнующие вопросы об IT-профессиях, будущем сферы и ее перспективах.

    Правительство РФ направило около 22 млрд рублей на поддержку российской IT-отрасли. Среди мер — льготная ипотека для сотрудников IT-компаний до 5% годовых, отсрочка от армии, отмена уплаты налога на прибыль, увеличение суммы грантов предприятиям отрасли и другие. Эксперты делятся мнением об эффективности этих мер и о том, могут ли они остановить отток IT-специалистов.

    Илья Макаров,
    эксперт в создании цифровых продуктов для e-comm и ритейлеров CEO CS-Cart

    В 2020 году государство снизило тариф страхового взноса до 14% для компаний в IT-сфере, а с 2021 года уменьшило его еще почти в два раза — до 7,6%. Также с 2021 года правительство освободило IT-компании от НДС и снизило ставку по налогу на прибыль с 20% до 3% в федеральный бюджет и до 0% — в региональный. Сейчас государство полностью освободило IT-отрасль от налога на прибыль.

    Наша компания находится в Ульяновской области, где пониженная налоговая ставка 1% уже действовала с 2016 года. Эта мера оказалась эффективной, потому что компании смогли направить больше средств на развитие.

    Чувствовались поддержка и желание правительства развивать IT-отрасль в области. Например, государство помогало организовывать мероприятия. Одно из них — IT-конференция «Стачка».

    Сейчас IT-отрасль стала еще привлекательнее для профессионалов внутри и снаружи рынка. Меры господдержки стимулируют отрасль к активному развитию и снижают риск оттока кадров. Люди готовы не только повышать квалификацию, но и менять карьерный трек. В России развита культура EdTech, особенно в сфере IT. После пандемии появилась привычка учиться онлайн, в том числе осваивать новые профессии.

    На мой взгляд, самая эффективная мера — отмена налога на прибыль. Благодаря этому бизнес сможет повысить зарплаты сотрудникам и больше инвестировать в развитие компании. В итоге повысится конкурентоспособность.

    Я думаю, что господдержка частично сократит «утечку мозгов». Принятые меры — положительный сигнал, что правительство готово быстро решать проблемы и развивать отрасль.

    Скорее всего, меры сработают на удержание специалистов призывного возраста, а также желающих взять льготную ипотеку. 

    Правительство и IT-бизнес должны вести непрерывный диалог. Государству следует слушать бизнес, собирать качественную обратную связь, чтобы понимать, какие меры реально помогают, а какие мешают. Также IT-бизнесу необходимо получить больше свободы во взаимодействиями с университетами и школами. Сейчас запрос на сотрудничество поступает от самих компаний, но будет здорово, если образовательные организации станут более открытыми в вопросах профессионального обучения и трудоустройства в IT.

    Дмитрий Махлин,
    директор по развитию в компании HRlink

    Текущие меры, особенно те, что касаются финансовой поддержки бизнеса и обеспечения сотрудников жильем, полезны. Правда, лишь в том случае, если они будут реализованы на практике и адаптированы к реальным потребностям рынка.

    Например, недавно были разработаны поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в России». IT-специалисты из-за рубежа смогут получать вид на жительство в упрощенном порядке. В целом инициатива логичная: оформлять нерезидентов и так было сложно и дорого, а с ограничением валютных платежей ситуация ухудшилась. Однако очень мало опытных специалистов готовы полноценно обосноваться в России из-за экономической нестабильности. Сильнее бы помогло упрощение процедуры приема нерезидентов на работу — так кадровый голод в отрасли можно было бы уменьшить за счет удаленных сотрудников за рубежом.

    Предложенные меры — например, программа получения льготной ипотеки на жилье в новостройках — могут удержать часть сотрудников IT-компаний, но в основном тех, у кого есть семьи и кто в полной мере оценивает риски жизни за рубежом. Многие все еще путают эмиграцию и туризм, поэтому при выезде из страны досконально не продумывают, где и как будут жить и работать, обеспечивать базовые нужды. Впрочем, даже если часть IT-специалистов и компаний вернется из-за рубежа, текущая ситуация серьезно скажется на состоянии российской IT-индустрии. Ряд IT-сегментов экономики, особенно инновационных, придется восстанавливать годами. Работы будет много.

    Я думаю, что помочь удержать специалистов и улучшить ситуацию в IT-отрасли в России помог бы отказ от НДФЛ, беспроцентные кредиты или кредиты по пониженной ставке с упрощенной процедурой получения.

    Рустам Габбасов,
    руководитель онлайн-агрегатора AVTOSLIV.RU

    Выскажусь отрицательно о всех мерах поддержки, которые были раньше и которые анонсируются сейчас. Из-за сложностей с подачей документов и оценкой проектов экспертами фондов стартапам очень сложно получить гранты. В указе президента России отсутствуют четко прописанные условия. На практике помощь доступна только крупным IT-компаниям с большим штатом и годовым оборотом.

    Например, чтобы получить налоговую льготу или отсрочку от уплаты налога, недостаточно иметь аккредитацию в Минцифре. Требуется, чтобы численность сотрудников в штате за отчетный период была не менее семи человек. А чтобы получить льготный кредит, выручка IT-компании за последний год должна быть от 100 млн рублей и выше.

    Для получения льготной ипотеки нужно, чтобы компания была в реестре отечественного ПО, выполнила все вышеуказанные условия. При этом специалист, желающий приобрести квартиру, должен рассматривать только новостройки и иметь заработную плату 100 000 — 150 000 рублей. Он может получить до 9–18 млн рублей в зависимости от региона. Это тоже неактуально для небольших компаний. Скорее всего, мерами поддержки смогут воспользоваться организации, которые прошли стадию масштабирования и имеют хорошую прибыль, — то есть те, которые не так сильно нуждаются в экстренной помощи.

    Тимур Кайданный,
    руководитель комитета по инновациям в компании ICL Services

    Вопросы поддержки IT-отрасли обсуждаются довольно давно. Первые меры, по моему мнению, были еще в 2006 году, когда премьер-министр РФ подписал постановление о строительстве технопарков. По сути, это была попытка использовать иностранный опыт создания IT-кластеров. Но, как это часто бывает, стремление скопировать внешнюю обертку не привело к успеху: IT-отрасль так и не стала локомотивом нашей экономики.

    Инфраструктура (а IT-парки и технопарки — это и есть базовый инфраструктурный уровень) важна, но гораздо важнее деятельность, которая разворачивается поверх такой инфраструктуры. Для нее первично не «железо» и «квадратные метры с юридическим адресом», а точки приложения идей стартаперов и финансовые инструменты для запуска продукта. Раньше спрос очень хорошо удовлетворял импорт решений. И только введение жестких санкций в отношении РФ в 2022 году стало гигантским стимулом для развития российского IT-рынка.

    Я считаю, что новые меры поддержки не сильно повлияют на развитие отрасли. Отсрочка от армии актуальна для вчерашних выпускников. Для специалистов с опытом это решенный вопрос.

    Жесткие лимиты по ипотечной программе, исключение из нее вторичного жилья, идущие в параллели несколько продолжающихся программ господдержки (семейная ипотека, например) серьезно снижают ожидаемый положительный эффект.

    Увеличенный размер грантов также не окажет большого влияния на отрасль. Гранты прежде всего нужны не самим IT-компаниям, а промышленным предприятиям, для которых IT-компании могут стать поставщиками сложных, требующих серьезных НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), цифровых решений.

    Налоговые и надзорные послабления позволят поддержать игроков рынка. Важно достойно использовать возможность для развития и перерождения во что-то новое.

    Остановить отток IT-специалистов — задача работодателей, а не государства. Важно дать специалистам возможность создавать что-то новое, видеть результаты труда, получать достойное вознаграждение. Это будет главное, что удержит человека в IT-контуре РФ. При этом совсем не важно, где специалист находится физически. Сейчас большая часть экспертов уехала со своими компаниями, потому что из-за санкций работать с зарубежными клиентами с территории РФ стало невозможно — как и невозможно финансировать российские стартапы. Но при этом санкции не лишили эмигрировавших специалистов возможности работать из новых точек на карте на благо нашей экономики.

    Читайте также:

    1. История успеха выпускника SkillFactory: Я проучился на курсе полгода и нашел сразу две работы

    2. Что изучать, чтобы быстро войти в IT?

    3. «Я предсказываю жизнь клиентов»: чем занимается дата-сайентист в Райффайзенбанке?

    Если вы хотите задать вопрос эксперту о том, как изменилась сфера IT, напишите их в комментариях под этим постом, в нашей группе во ВКонтакте или в Telegram-канале.

    Разбор

    Поделиться

    Скопировано
    0 комментариев
    Комментарии