Чего не хватает новичкам в IT? Этот вопрос мы задали HR-специалистам и руководителям компаний в ходе большого исследования рынка. Компании ответили, что начинающие айтишники не умеют работать в команде, не понимают свою зону ответственности и пасуют перед сложными задачами. То есть, по сути, им не хватает опыта работы над реальными задачами. Чтобы дать студентам Skillfactory этот опыт, мы создали IT-Песочницу.
Что такое IT-Песочница?
Это пространство для студентов Skillfactory, где они могут собрать команду и создать pet-проект. В IT-Песочнице симулируют условия реального процесса разработки проекта: от мозгового штурма до презентации MVP (minimal viable product — «минимально жизнеспособный продукт»). Во время разработки студентов поддерживают наставники-эксперты Skillfactory, а школа предоставляет техническую базу.
Ольга Шабалина, руководитель IT-Песочницы Skillfactory:
Мы общались с экспертами из разных компаний, в основном с нанимающими специалистами. Они выделили основные проблемы новичков. Молодые специалисты часто не умеют работать в команде, не осознают свою роль, не понимают, как в целом работают бизнес-процессы. Джуниоры боятся совершать ошибки, стесняются задавать вопросы, замыкаются в себе, часто сдаются в решении сложных задач, даже не попытавшись погуглить. Все это тормозит и работу, и их профессиональный рост. Чтобы дать новичкам опыт работы над задачами в условиях, приближенных к реальности, мы создали IT-Песочницу.
Выпускники, которые успели поработать в Песочнице, понимают структуру команды разработки, учатся общаться в команде с разработчиками, проджект-менеджером и тимлидом, работать с серверами и технической документацией. На выходе они получают опыт, которого от них ждут работодатели, pet-проект в портфолио, но главное — уверенность, что они готовы работать в IT-компании.
Чем занимаются в Песочнице сейчас?
Идеи для проектов школа принимает от студентов. Любой студент Skillfactory может предложить свой проект, получить поддержку и ресурсы, чтобы довести его до уровня первого прототипа или MVP-1. Автор идеи может быть заказчиком. Тогда он будет наблюдать, как его идею реализует команда, или участвовать в разработке.
Первый цикл Песочницы прошел с октября 2022 по март 2023. Всего в проекте приняли участие 100 человек. За первый цикл свои прототипы разработали восемь команд. Среди продуктов — сервис аренды парковочных мест, помощник по поиску товаров ушедших из России брендов, Telegram-бот для быстрого поиска информации о визах, приложение-гид по банкам и условиям оформления карт в разных странах и даже компьютерная игра.
По итогам первого цикла жюри определили два проекта-победителя. Это агрегатор научных конференций The Conf и онлайн-платформа для заботы о ментальном здоровье «Друг».
The Conf
The Conf — это сервис-агрегатор для поиска научных конференций. Цель команды — облегчить для ученых поиск мероприятий, создать своего рода Яндекс Афишу в мире конференций.
Сергей Перегудов, проджект-менеджер The Conf
Идею проекта предложил наш ментор Кирилл Крайнов. Сначала мы планировали реализовать более широкий функционал, но в процессе декомпозиции и разбора продукта пришли к тому, что для релиза MVP-1 оставим только то, что есть сейчас:
- адаптивный дизайн (мобильную, десктопную версии и версию для планшетов);
- возможность добавлять конференции в избранное;
- краткий обзор и детальное описание предстоящих ивентов;
- календарь событий;
- фильтры, включая наличие Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Один из самых сложных моментов в проекте — наем сотрудников. У меня был такой опыт, но я всегда проводил интервью вместе с HR или тимлидом разработки. Здесь же пришлось работать одному, придумывать тестовые было сложно. В то время я сам много ходил на интервью. Одна компания прислала мне огромное задание с разными блоками по аналитике, дизайну, тестированию, разработке. Я поделил его на части и на нем начал собеседовать кандидатов.
В первый месяц мы сформировали основную часть команды: DevOps-инженер, фронтенд-, бэкенд-разработчик, UX/UI-дизайнер. До формирования команды я уже внедрил инструменты, с которыми работал ранее: таск-менеджер, тайм-трекер, таблицы и документацию. От части функций пришлось отказаться. Например, изначально как базу знаний мы использовали Notion, но в дальнейшем перешли на GitHub. Просто создали там репозиторий для документов.
Перед питчем случился фейл. За день до мероприятия мы поняли, что у нас на продакшене сервиса в базу данных не добавляются новые конференции (на продакшене было 10 конференций, а в базе тестового сервера лежало около 400). Наш бэкенд-разработчик Кирилл и DevOps-инженер Сергей всеми силами пытались решить проблему. Тестовый сервер «умер» из-за недостатка памяти, и показать его на питче стало невозможно. Это усугубило ситуацию. К концу дня мы решили, что нужно удалять базу данных (БД) и все загружать по новой. Мы сделали это и ушли спать.
Все конференции, которые пользователи видят на продакшене, наш контент-менеджер Настя редактирует руками и одобряет как администратор. Утром она начала это делать и поняла, что хоть в базе данных они приведены в должный вид и одобрены, на сайте пусто. Вместо 10 конференций пользователи видели ноль. В течение дня мы пытались запустить сервис: фронтенд-разработчик научился заливать обновления на сервер, DevOps-инженер с телефона делал все, что от него требовалось. В последнюю минуту сайт удалось починить. Как сказала после питча наша QA-инженер Юлия: «От провала до победы — один день».
В ближайшие пять месяцев планируем активно развивать наш сервис. Например, добавим личный кабинет для пользователей, сделаем небольшой редизайн сайта, чтобы улучшить календарь, фильтры и поиск, интегрируем почтовые сервисы и пр.
До Песочницы я работал в IT, но не в веб-разработке. Здесь было много нетворкинга, неординарные ситуации, яркие люди, разнообразные задачи, а самое главное — продукты, которые в будущем действительно могут приносить колоссальную пользу нашим пользователям. В некотором роде благодаря этому проекту я устроился на работу в студию веб-разработки.
«Друг»
«Друг» — онлайн-платформа для заботы о ментальном здоровье и развития личности. На платформе можно найти психолога, внести встречу в календарь и вести заметки.
Анна Михайловская, проджект-менеджер сервиса «Друг»
Идею нам предложила Ольга Шабалина. На старте мы решили прояснить, чего мы хотим добиться и что для этого потребуется. Мы хотели сделать платформу, которая клиентам поможет найти надежного специалиста, с которым комфортно взаимодействовать, а психологам — комьюнити, источник клиентов и дохода.
Команда собралась очень вовлеченная: мы вместе обсуждали и принимали решения, учитывали интересы всех участников. На каждом этапе проводили мозговые штурмы. В них участвовали все, вне зависимости от специализации. Были моменты когда штурмили стихийно, эффективно и с юмором. Задачи со сроками выполнения ставили в Trello, для формирования документации использовали Google Docs, Telegram помогал оперативно решать возникающие вопросы, в Notion планировали недельные спринты, а в Zoom проводили регулярные встречи.
В MVP-1 вошли:
- личные кабинеты пользователей (клиента/психолога и координатора);
- карточки специалистов;
- чат с психологом (для общения между сессиями);
- заметки;
- подбор психолога по индивидуальному запросу через заполнение и анализ анкеты;
- видеосессии.
Наша киллер-фича (особенность, которой нет у конкурентов) — что все это мы реализуем на платформе: не нужно переходить в мессенджеры или сторонние сервисы.
Самым сложным на проекте было делать все в первый раз, не имея опыта. С невозмутимым видом выполнять невыполнимое, заряжая команду позитивом и энергией. Буквально перед питчем, когда мы переносили сервис на площадку Skillfactory, у нас повредились связи между компонентами. Это грозило срывом презентации. Мы быстро нашли ошибку и исправили ее.
Уже в апреле 2023 у нашего сервиса появятся первые пользователи. В MVP-2 мы добавим мобильные адаптивы, умный календарь, платежные системы, запись сессий и возможность их повторного просмотра и пр. Мы хотим создать удобную платформу, на которой можно проводить групповые сессии, назначать офлайн-встречи, отслеживать эмоции, проходить психологические тесты и самостоятельно работать с курсами, лекциями и рабочими тетрадями.
У нашего сервиса есть персонаж без пола, имени и постоянной формы. Это метафора того, что здесь каждый может найти друга, который нужен именно ему. Мы хотим добавить чат с искусственным интеллектом, который будет имитировать человеческое общение 24/7. Виртуальный друг будет оперативно помогать человеку в критических ситуациях, спасать от одиночества и грусти. Наша большая мечта — создать голосового помощника, как Саманта для Теодора в фильме «Она» или Джарвис для Железного человека.
Участие в Песочнице помогает получить первый опыт и погружает в атмосферу IT-проекта, позволяет соотнести свои представления с реальностью, даже людям с опытом в управлении. А еще — скорректировать навыки под новые процессы, развить дисциплину.
Что ждет проекты дальше?
По правилам все участники IT-Песочницы получают:
- отзывы и рекомендации по профессиональному развитию;
- личные характеристики;
- сертификаты об участии;
- pet-проекты в портфолио.
Во время работы над pet-проектами шесть человек нашли работу в IT. Несколько команд, которые не стали победителями, планируют развивать свои pet-проекты дальше.
Например, приложением WayPay, которое позволяет узнать, где и как зарегистрировать зарубежную карту, за две недели до питч-встречи заинтересовалась финтех-компания. Она пригласила команду на встречу. Общение не закончилось оффером, но сам интерес от реальных инвесторов на таком этапе — отличный показатель.
Проект «Система управления ресурсами» — сервис, который поможет вести учет вещей, которые у вас есть. Для каждого предмета можно создать карточку. Это упростит учет вещей, поможет отсортировать нужные и ненужные, а также продать их прямо в приложении.
Разработать готовое приложение команда планирует к декабрю 2023, дальнейшие планы — интеграция с маркетплейсами и голосовыми помощниками. Заказчик продукта живет в Лондоне и может выйти на контакт с западными венчурными фондами.
Игра «Forest Mystery» — шесть красивых локаций, разнообразные персонажи и злодеи и загадочный сюжет, который раскрывается по мере прохождения. Уже к июлю 2023 года команда планирует зарелизить игру в Google Play, App Store и Steam.
Проекты победителей, которые перешли во второй цикл, продолжат получать поддержку от Skillfactory: останется наставник и техподдержка от школы. Начнется работа над MVP-2 — второй версией продукта, которая будет ближе к изначальной задумке команды или заказчика, шире по функционалу и готова к выходу на рынок.