Запуск продукта на рынок — это как сборка сложного пазла: важно, чтобы каждый элемент оказался на своем месте. Успех зависит от понимания этапов и общей цели, слаженной работы команды и учета нюансов рынка.
Вместе с Анастасией Московченко, ex-руководителем продукта в Дзене, Яндексе, VK и автором телеграм-канала для продактов Product Trends, рассказываем, из каких этапов состоит вывод продукта на рынок, кто в нем участвует и какие метрики анализировать после релиза.
Из каких этапов состоит вывод IT-продукта на рынок
Это сложный и многоэтапный процесс, который включает в себя все шаги — от первых исследований до полноценного запуска.
Все начинается с анализа рынка и понимания, что нужно пользователям. Затем команда формирует идеи, как эти потребности можно удовлетворить, проверяет гипотезы, разрабатывает функционал и тестирует его. Каждый этап превращает исходные теории в конкретные шаги, а в итоге — в полноценный продукт.
Процесс вывода продукта делится на две ключевые фазы:
- Discovery (исследование) — выявление потребностей пользователей и анализ данных.
- Delivery (разработка) — создание и тестирование продукта.
Каждая из них состоит из этапов, на которых команда решает свои уникальные задачи. Ее состав может отличаться в зависимости от специфики продукта. Например, для B2B-продуктов важно участие специалистов по продажам.
Чаще всего команда состоит:
- из продуктового менеджера;
- аналитика;
- дизайнера;
- разработчиков;
- DevOps-инженеров;
- QA-тестировщиков.
Теперь разберем каждую фазу подробно.
Discovery: исследование
Этап 1. Анализ рынка и конкурентов
Представьте, что команда создает приложения для планирования задач. Чтобы понять, как выделиться на рынке, нужно изучить существующие решения и их слабые стороны. А также сформировать уникальные преимущества нового продукта и выбрать целевую аудиторию.
Пример исследования:
На рынке уже есть популярные таск-трекеры. Команда изучает основные продукты, такие как:
- Приложение A — с гибкими настройками, но сложным интерфейсом, из-за которого пользователи часто удаляют сервис.
- Приложение B — с понятным дизайном, но без интеграции с другими сервисами, например с Google Календарем.
- Приложение C — с хорошей аналитикой и отчетами, но высокой стоимостью подписки.
Что делает команда:
- Продуктовый менеджер анализирует отзывы пользователей и выделяет слабые стороны конкурентов. Например, он может сформировать гипотезу о том, что сложный интерфейс в приложении A — это точка роста для нового продукта.
- Продакт и аналитик собирают данные о рыночных трендах. Пример: многие люди предпочитают приложения, которые синхронизируются с популярными мессенджерами и календарями.
- Команда анализирует отзывы пользователей конкурентов, изучает доступные обзоры и тестирует приложения.
- Продуктовый менеджер создает карты пользовательского опыта конкурентов, чтобы показать, где возникают трудности. Дизайнер помогает представить информацию в наглядном формате.
Результаты исследования:
- Карта конкурентов. В нашем примере: приложение A гибкое, но сложное в использовании, приложение B — простое, но ограниченное по возможностям, а приложение C — функциональное, но дорогое.
- Выбор сегмента пользователей. На этапе запуска сложно учесть пожелания всех групп аудитории. Поэтому, чтобы проект показал хорошие результаты, сначала лучше сузить внимание до конкретного сегмента и углубиться в его проблемы. А затем уже масштабировать продукт.
Пример: разработчики сервиса бронирования YClients сначала решили проблему записи клиентов только для сегмента бьюти-бизнесов, а потом уже расширили этот функционал и на другие сферы.
В случае с таск-трекером команда сосредоточилась на фрилансерах, которым нужны простые инструменты для управления проектами и интеграция с календарями.
- Основные боли. Специалисты выделили главные проблемы аудитории, которые поможет решить новый сервис. На основе этой информации сделали вывод о том, что продукт должен объединить удобство, функции интеграции и доступную цену.
- Цель и гипотеза. Команда сформулировала ответ на вопрос «зачем она реализует тот или иной функционал» и сформировала гипотезу.
Например: интуитивно понятный интерфейс и быстрая регистрация упростят первые шаги для новых пользователей и снизят количество тех, кто бросает приложение после скачивания. А интеграция с другими сервисами сделает продукт удобнее, сократив время на синхронизацию данных.
Этап 2. UX-исследование
На этом этапе команда разрабатывает интерфейсы и сценарии, чтобы сделать продукт удобным и понятным. Основная задача — проверить гипотезы из этапа Discovery и найти решения, которые улучшат взаимодействие с приложением.
Что делает команда:
- Продуктовый менеджер определяет, какие шаги пользователь должен выполнить для достижения своей цели. Например, в таск-трекере это может быть добавление новой задачи, установка дедлайна и ее завершение. Если на этапе Discovery команда выяснила, что пользователи не понимают, как добавить задачу, менеджер определяет эту сложность как pain point, который нужно решить.
При этом продакт не указывает, как именно должен выглядеть интерфейс — это работа дизайнера. Его роль заключается в том, чтобы сформулировать задачу, которую команда будет решать.
- Дизайнер создает прототипы экранов и тестирует их на реальных пользователях. Например, он переносит кнопку «Добавить задачу» в верхнюю часть экрана, делает ее крупнее или добавляет подсказку.
Чтобы погрузиться в продуктовый процесс и сосредоточиться на проблемах рынка и пользователей, команда может использовать дизайн-спринт. В течение недели они быстро собирают данные, обсуждают проблемы и создают решения.
Пример работы команды в дизайн-спринте:
- Сбор данных: изучают отзывы пользователей. Например, команда отмечает, что на экране слишком много элементов, из-за чего сложно найти основную функцию.
- Обсуждение: предлагают несколько вариантов упрощения интерфейса — убрать ненужные кнопки или выделить основные функции.
- Создание прототипов: тестируют несколько версий. Например, один прототип с минимальным количеством элементов, другой — с подсказками для пользователя.
- Результат: после этого становится понятно, какой из вариантов удобнее для пользователей.
Итог: команда завершает этап с готовыми прототипами и сценариями, которые помогают людям быстрее освоить продукт и начать выполнять свои задачи.
Delivery: разработка продукта
В этой фазе команда воплощает идеи и прототипы в готовый продукт. Основная цель — реализовать функционал, протестировать его и подготовить продукт к запуску. Разработка делится на несколько этапов, рассмотрим каждый из них.
Этап 1. Груминг и оценка ресурсов
Во время груминга нужно определить, как воплотить задуманные функции.
Пример: нужно добавить функцию «Быстрое создание задачи». На груминге обсуждают детали: где будет располагаться кнопка, какие действия она выполняет и какие технические доработки потребуются.
Что делает команда:
- Продуктовый менеджер формирует задачу и объясняет ее детали. Уточняет, какую проблему нужно решить. Например, пользователи не хотят тратить время на заполнение ненужных полей. Менеджер организует обсуждение, чтобы собрать обратную связь от команды.
- Разработчики выбирают, каким способом лучше решить эту задачу. Например, дизайнер предлагает, куда следует добавить кнопку и как она будет взаимодействовать с другими элементами. Бэкенд-специалист проверяет, нужно ли дорабатывать API для поддержки функции.
- QA-тестировщики разрабатывают сценарии тестирования. Продумывают, как кнопка работает на разных устройствах и браузерах.
На этом этапе происходит синхронизация между разными специалистами.
Итог этапа: у команды есть четкое понимание, что делать и как.
Этап 2. Спринт
На этапе реализации задач работу могут делить на спринты — короткие циклы, обычно от одной до двух недель. В рамках спринта разрабатывается определенная часть продукта.
Спринты характерны для методологии Scrum. Если команда использует другой подход, например Kanban, задачи могут выполняться без четко ограниченных временных циклов.
Пример: в текущем спринте нужно создать кнопку «Добавить задачу» и протестировать ее.
Что делает команда:
- Продуктовый менеджер проводит планирование и координирует работу. Он следит за тем, чтобы задача двигалась по плану, помогает устранять блокеры, отвечает за то, чтобы все было выполнено в срок.
- Разработчики реализуют функцию. Фронтендер добавляет кнопку, настраивает ее интерфейс так, чтобы функционал соответствовал макетам дизайнера. Бэкендер отвечает за логику кнопки, чтобы она корректно сохраняла задачи в базе данных.
- Дизайнер оценивает работу фронтендера, чтобы убедиться, что макет совпадает с реализацией. Такой подход называется пиксель-перфект.
- QA-тестировщики проверяют работу новой функции и создают автоматические тесты, которые в будущем помогут быстро убедиться, что все работает правильно.
Итог этапа: кнопка «Добавить задачу» корректно работает в интерфейсе, стабильно сохраняет данные в базе и проходит все основные тесты.
Этап 3. Тестирование и запуск A/B-тестов
Команда проверяет продукт перед запуском, чтобы убедиться, что гипотеза подтвердилась и целевая метрика действительно улучшилась.
Для этого проводят A/B-тесты: пользователей делят на группы и показывают разные версии продукта. Например, одной — интерфейс с подсказками, другой — без них. Это помогает определить, какая версия работает лучше и валидна ли гипотеза в целом.
Что делает команда:
- QA-тестировщики проверяют функции продукта и сценарии действий, чтобы убедиться, что все работает корректно в любых условиях.
- Продуктовый менеджер организует A/B-тесты: выбирает метрики, координирует процесс и следит за показателями на дашборде.
- Аналитик может изучить аномалии в данных и странное поведение сегментов пользователей, если такое было обнаружено. Также он определяет, сколько нужно пользователей, чтобы результат был статистически значимым.
Итог. Если команда обнаружила ошибку или эксперимент не удался, цикл повторяют: формулируют задачу и передают ее в разработку. При успешном эксперименте продукт становится доступным для всей аудитории.
Для нового продукта вместо A/B-теста сначала выпускают бета-версию на небольшую группу пользователей, чтобы собрать обратную связь.
Как оценить запуск продукта на рынок
После релиза команда внимательно следит за аналитикой:
- Мониторит ключевые метрики. Проверяет рост выручки, количество новых пользователей, уровень удержания клиентов и вовлеченность аудитории.
- Анализирует поведение пользователей. Выясняет, какие функции востребованы, где возникают сложности, что можно улучшить.
- Оптимизирует продукт. На основе данных внестит изменения, которые сделают продукт удобнее, быстрее или функциональнее.
Для анализа используют разные метрики. Например, оценивают рост регистраций, увеличение числа активных пользователей и выручку. Если цифры не совпадают с прогнозами, это сигнал, что нужно доработать продукт или стратегию.
Метрики рассматриваются не изолированно, а в связке. Например, если новых пользователей стало больше, но вовлеченность упала, это может означать, что продукт не удерживает аудиторию.
Примеры ключевых метрик:
- Привлечение пользователей — количество регистраций и новых активных клиентов.
- Удержание — процент пользователей, которые возвращаются к продукту спустя какое-то время.
- Рост выручки — сумма доходов от продукта, включая средний чек и доход от новых клиентов.
- Nord Star metric — отражает успех продукта и зависит от его специфики: например, для Яндекс Еды это число заказов за день, а для Кинопоиска — время, которое пользователи тратят на сервис ежедневно.
Как избежать частых ошибок — советы эксперта
1. Избегайте перфекционизма. На старте важно тестировать гипотезы, а не пытаться создать идеальный продукт. Перфекционизм замедляет работу и забирает ресурсы, которые лучше потратить на проверку идей и найти слабые места, которые нужно доработать.
2. Доверяйте данным, а не только интуиции. Не стоит полагаться исключительно на опыт и «ощущения». Используйте данные, чтобы понять ваших пользователей. Это снизит риск того, что вы запустите продукт, который не отвечает их ожиданиям.
3. Экспериментируйте и не бойтесь ошибок. Лучше протестировать десять идей и обратную связь, чем тратить месяцы на доработку функционала, который может оказаться ненужным.
4. Постоянно работайте над продуктом. Выход на рынок — это марафон, а не спринт. Успеха достигают те компании, которые готовы постоянно улучшать продукт в ответ на запросы пользователей и изменения рынка.