Баннер мобильный (1) Пройти тест

Приложение

Глоссарий

18 декабря 2023

Поделиться

Скопировано

Содержание

    Приложение — это программа для мобильного устройства, обычно под операционной системой Android или iOS. В более широком смысле приложение — любая прикладная программа, в том числе онлайн-программа.

    Обычно говорят о приложениях для Android и iOS. Это программы, которые можно установить на мобильный телефон или планшет и пользоваться по желанию. Еще есть веб-приложения — онлайн-программы, которые открываются через браузер как обычный сайт. Их не нужно скачивать и устанавливать.

    Вот несколько примеров мобильных приложений:

    • банковское приложение, через которое можно переводить деньги, пополнять счет и проводить платежи;
    • приложение карт, позволяющее строить маршруты и определять местоположение;
    • приложение текстового редактора, где можно писать заметки или редактировать текст.

    А веб-приложения — это в основном сложные сервисы, например образовательные платформы, браузерные игры и социальные сети.

    Кто создает приложения

    Коммерческие приложения разрабатывают компании, а некоммерческие — разработчики-энтузиасты. Приложение может быть самостоятельной разработкой — тогда вся компания строится вокруг него как основного продукта. Или оно может быть альтернативной версией, например, веб-сайта — тогда это вспомогательный продукт.

    Мобильными приложениями занимаются мобильные разработчики, а еще дизайнеры, тестировщики и другие специалисты.

    Веб-приложения создают фронтендеры и бэкендеры, то есть веб-разработчики. А еще верстальщики, веб-дизайнеры и другие. Конкретно интерфейсом, который видит пользователь, занимаются фронтендеры.

    Сколько стоит разработка мобильного приложения. Источник

    Для чего нужны приложения

    Часто приложение — это более удобный способ выполнять какие-то действия. Например, банковское приложение. Человек может обойтись без него: пойти в банк, сделать перевод через банкомат или кассу. Но это долго и неудобно, тогда как через приложение все можно сделать автоматически в несколько кликов. И кстати, онлайн-банк — тоже приложение, только веб.

    А некоторые действия вообще не получится выполнять без специальных прикладных программ. Например, рисовать на мобильном телефоне получится только с помощью приложения графического редактора. Без приложений современный смартфон или планшет просто потеряет функциональность: даже звонки в телефонах уже реализованы как приложение.

    Примеры вещей, которые мы обычно делаем с помощью приложений:

    • отправляем сообщения в мессенджерах и через SMS;
    • просматриваем ленту в социальных сетях;
    • проводим видеозвонки по работе;
    • просматриваем сайты, ведь браузер — тоже приложение;
    • играем в игры и так далее.

    Какими бывают приложения

    У приложений бывают разные роли. Какие-то из них чисто развлекательные, другие нужны профессионалам, третьи — системе. Давайте посмотрим, какими в целом бывают приложения.

    Клиентскими. Это программы для широкого круга пользователей: например, приложение для просмотра картинок, клиент социальной сети или мессенджера, календарь и будильник. Обычно такие приложения можно скачать через специальные магазины вроде Google Play или App Store или они поставляются предустановленными вместе с устройством. Второй случай обычно касается базовых программ: браузера, калькулятора и так далее.

    Профессиональными. Частный случай клиентских программ: приложения «не для всех», а только для узкого круга людей. Например, приложение для курьеров, работающих в какой-то компании. Или приложение внутренней системы, через которую в компании работает документооборот. Таких программ может даже не быть в магазинах, но даже если они там есть — функциями можно пользоваться только после того, как работодатель даст доступ.

    Служебными. Это приложения, вообще не предназначенные для людей. Несмотря на то что по определению приложение — прикладная программа, служебные приложения работают немного иначе. Ими пользуется сама операционная система. Еще к ним обращаются другие программы, чтобы выполнять какие-то действия. Например, в Android есть приложения для геоданных или компонентов безопасности — их не видно на рабочем столе, но можно увидеть в списке установленных программ.

    Не нужно путать служебные приложения с предустановленными клиентскими. Есть системные программы, например приложение для обновления компонентов, но ими может пользоваться человек. А служебными — нет.

    Что такое магазин мобильных приложений

    Мобильные приложения можно скачать через специальные магазины. Для каждой операционной системы магазин свой. Для Android это Google Play, для iOS — App Store. Это официальные магазины. Еще есть неофициальные, обычно от производителей смартфонов, например от Xiaomi и Huawei.

    По сути, магазин — это каталог, куда пользователь может зайти, выбрать нужное приложение и скачать его. Установится оно автоматически, после этого человек сможет им пользоваться. Обычно приложения из магазинов уже проверены и протестированы.

    Приложения появляются в магазинах, потому что их туда загружают сами разработчики. Для этого создатель должен зарегистрироваться в магазине как разработчик — часто это платно. Потом он может загрузить файлы приложения, дать ему название и описание. Магазин проверит загрузку — если все хорошо, она появится в каталоге и ее смогут скачать пользователи.

    Приложения можно скачать не только через магазины. Например, независимые разработчики или создатели узкоспециализированных программ часто не публикуются в магазинах приложений. Они просто загружают файлы приложения на свой сайт либо куда-то еще: в облако или на файлообменник. Чтобы установить такое приложение, нужно загрузить файл, открыть его и установить вручную: понадобится дать разрешение на установку программ из неизвестных источников.

    Как устроено приложение внутри

    И мобильное, и веб-приложение состоит из двух основных частей: клиентской и серверной.

    • Клиентская часть — та, с которой взаимодействует пользователь. Это интерфейс, дизайн, функциональные объекты и логика их работы, то есть все, что видит пользователь. Например, если вы нажимаете на кнопку и экран меняет цвет — это скорее всего реализовано в клиентской части. В web-приложениях это называется фронтендом.
    • Серверная часть — то, что не видит пользователь. Сервер принимает запросы, которые пришли с клиента, например «подгрузи такие-то данные», и выполняет их. Он связывается с базой данных, отправляет туда запрос, получает информацию и отправляет на клиент. Это внутренняя, невидимая часть работы приложения. В вебе это называют бэкендом.

    Если приложение хранит информацию, ему нужна еще и база данных. Она иногда считается частью бэкенда, но хранится отдельно от сервера. Это хранилище разной информации: от логинов до фотографий товаров в интернет-магазине. Информацию можно подгружать в клиент или, наоборот, получать из него — все с помощью сервера. В маленьких приложениях база может храниться на самом устройстве, в больших и работающих с помощью интернета — удаленно в сети.

    Мобильные приложения с технической точки зрения

    Веб-приложения все так или иначе созданы с помощью веб-технологий, а вот с мобильными ситуация другая. Они могут быть нативными, то есть изначально предназначенными для конкретной системы, и ненативными — кроссплатформенными. Они различаются стеком технологий и особенностями.

    Нативные. Такие приложения написаны на языке, «родном» для операционной системы. Для iOS это Swift, для Android — Java и Kotlin. Программы созданы специально для архитектуры конкретной ОС, могут глубоко интегрироваться в систему и пользоваться ее возможностями. Поэтому нативные приложения работают быстрее и часто функциональнее. Но их можно запустить только на одной ОС. Написанное на Swift приложение для iOS не получится быстро перенести на Android. Его понадобится переписывать чуть ли не с нуля на другом языке и с учетом другой архитектуры системы.

    Ненативные. Их еще называют кроссплатформенными. Такие приложения пишут с помощью отдельных технологий, не «родных» ни для iOS, ни для Android. Например, есть React Native, с помощью которого можно писать программы для мобильных на React JS и даже пользоваться возможностями системы. Есть Electron — оболочка в виде браузера, которая позволяет писать приложения с помощью веб-технологий. Ненативные приложения легко портировать на другую ОС, но они часто медленнее и более требовательны к ресурсам, а еще лишены части возможностей нативных.

    Чем различаются приложения для iOS и Android

    Нативные — языком и архитектурой, потому что она создается сразу адаптированной под конкретную систему. У систем разный подход к хранению файлов, конфиденциальности, процессам — все это учитывается при разработке.

    С ненативными различий меньше. Можно написать почти одинаковый код, а потом собрать приложение для разных систем. Они довольно быстро портируются с одной системы на другую.

    Но это не значит, что можно скачать ненативное приложение для Android и запустить его на iOS. Для разных систем такие программы собирают по-разному, просто это быстрее, чем переписывать все приложение с нативным подходом. А в магазины поступают уже собранные версии под конкретную систему.

    Чем веб-приложения отличаются от сайтов

    Что касается веб-приложений, их часто путают с сайтами. Разница — в функциональности. Сайт — это что-то простое: страницы, на которых есть информация, ссылки. Может быть, кнопки и поле авторизации. А у приложений функциональность намного шире — как у полноценных программ.

    Например, в онлайн-банке можно не только авторизоваться и почитать новости банка, но и сделать перевод, посмотреть состояние счетов — там десятки функций, которых на обычных сайтах просто не может быть. Или Google Docs: они намного функциональнее, чем обычное поле для комментариев на сайте.

    Как выглядит разработка приложения

    Процесс разработки зависит от технологий и стартовых условий. Например, если программу делают с нуля, процесс будет построен иначе, чем если исходное веб-приложение превращают в мобильное. Но в целом разработку можно поделить на несколько этапов.

    1. Описание идеи и проектирование. Тут задействованы аналитики, менеджеры и архитекторы. Они решают, как будет выглядеть приложение, с помощью каких технологий его написать, что оно будет уметь.
    2. Создание макетов интерфейса. Дизайнеры продумывают интерфейс, например список экранов и форм, цветовую гамму и дизайн. Они рисуют макеты, на которые программисты будут ориентироваться при разработке.
    3. Разработка и верстка. Обычно серверную и клиентскую часть разрабатывают разные люди, которые тем не менее общаются между собой. Разработчиками управляет проектный менеджер, еще они могут консультироваться с дизайнерами, архитекторами и другими специалистами.
    4. Тестирование. Тестировщики проверяют приложение на наличие ошибок, если находят недочеты — программу дорабатывают.
    5. Публикация. Готовое мобильное приложение отправляют в магазин, веб-приложение загружают на сервер и запускают — деплоят. С этого момента оно становится доступным для пользователей.

    На этом процесс не заканчивается: продукт надо поддерживать, дорабатывать и обновлять: например, адаптировать мобильное приложение под новые версии системы или устранять обнаруженные баги. Поэтому разработка и поддержка любого продукта будут длиться в течение всей его жизни.

    Поделиться

    Скопировано

    0 комментариев

    Комментарии