Наталья была специалистом по информационной безопасности, но ей пришлось самой научиться программировать на Python. Она разработала платформу по поиску вредоносных IP, пошла учиться дальше, выросла как специалист и сменила работу. Наталья рассказала, как безопасники ищут хакеров, как во сне приходят решения рабочих задач и почему не стоит бояться все поменять.
Что я делала раньше
Я училась на специалиста по информационной безопасности. После вуза я пошла работать в «Ростелеком», занималась настройкой систем защиты информации — это можно назвать администрированием.
В этой статье мы рассказывали, чем занимаются специалисты по информационной безопасности.
Спустя четыре года я ушла в Bi.zone, дочернюю компанию «Сбера». Изначально мы договорились, что, раз я не умею кодить, могу писать техзадания. А когда начала работать, мне сказали: «Нужно срочно написать код, вот тебе Python, у тебя две недели». Я гуглила, спрашивала у коллег, написала скрипт по примеру, который мне дали, и все заработало. Дальше были однотипные задачи: нужно было немного менять скрипты под новые источники, — и мне стало скучно.
Проработав три месяца, я ушла обратно в «Ростелеком» старшим специалистом по информационной безопасности. Там я работала над созданием специальной платформы.
Если мы видим какую-то нездоровую активность в файлах, кто-то с необычного IP заходил или выполнял странные команды, мы можем взять лог с этими данными и проанализировать его через программу, которая ищет по разным базам, где этот IP мог засветиться как вредоносный. Платформа, которая была у нас, постоянно ломалась. Поэтому я сделала реализацию, которая делает автоматизированные запросы по базам и проверяет нашу собственную базу, которую мы собрали.
Это было мое детище, я могла бесконечно о нем говорить. Когда началась работа над этой платформой, все, что я умела, — писать элементарные скрипты на Python. Когда понадобилась веб-реализация — погрузилась в HTML, CSS и JavaScript. А затем сотрудников «Ростелекома» пригласили на курс «Fullstack-разработчик на Python» в SkillFactory, и я согласилась.
Почему код может сниться
Набирали две группы: на начальный уровень и на мидл. Я решила, что начальный уже знаю, а на тот, что посерьезнее, нужно попробовать.
Заниматься было достаточно просто, каких-то дополнительных усилий это не требовало, потому что я уже многое освоила сама. Очень понравился модуль про frontend-разработку, тогда у меня наконец-то разрозненные знания разложились по полочкам.
До курса мне прилетала задача: говорили сделать так, чтобы код работал, — и я оставалась с этим один на один. Возникали вопросы — гуглила их или спрашивала у коллег, но бывало, что и вопрос сформулировать не могла.
Часто помогали коллеги, код снился ночами. В некоторых вопросах я упиралась в тупик, засыпала с проблемой, просыпалась и понимала, что мне приснилось решение. Пробовала — оно оказывалось рабочим. Получается, мозг вообще не отдыхал.
Уже потом, на курсе, бывали новые для меня моменты, когда я даже удивлялась: ого, сама бы я до этого еще долго не додумалась. Какие-то новые знания применяла для разработки платформы. В целом же для меня это обучение было именно тем, что помогло систематизировать свои знания и добавить новые — я попробовала поработать c Django (фреймворк для создания веб-приложений), изучить взаимодействие с разными базами данных. По окончании занятий я могла оценивать себя уже как мидл-специалиста.
Как я нашла новую работу
Я училась в 2019 году, и, когда закончила, моя платформа близилась к первому этапу своего завершения. Это был уже рабочий продукт, который нужно было немного «допилить».
Я хотела получить повышение, но мы с начальством не нашли общего языка и я решила увольняться. В тот же вечер я открыла вакансии и быстро нашла небольшую компанию, в которую требовался сеньор-питонист. Уровень не пугал, я посмотрела требования и поняла, что подхожу.
Переработала резюме: добавила информацию о своей платформе, расписала навыки, полученные на последнем месте работы. Все прошло очень быстро: я откликнулась, мне перезвонили, за неделю провели все собеседования.
Было тестовое задание: открыли код, спросили, что будет здесь и здесь, в двух местах я ошиблась, но объяснила, что поняла почему.
Мне быстро ответили, что я подхожу сразу для нескольких направлений, решили, в каком отделе и кем я буду работать, открыли вакансию и взяли меня на нее. На все потребовалась всего неделя, а на прошлой работе это заняло бы несколько месяцев. Я закрыла задачи в «Ростелекоме» и ушла.
Что я делаю сейчас
Я работаю старшим питонистом в небольшой компании, которая занимается заказной разработкой ПО. К нам приходят заказчики, мы выполняем для них проекты, пишем софт.
Здесь молодой и общительный коллектив, очень уютная и расслабленная обстановка. Я работаю удаленно, в офисе была один раз.
Я устроилась сюда в ноябре 2020 года, и поначалу было мало задач по Python, которым я и должна была заниматься. Хотелось чего-то нового, и мне предложили изучить язык программирования Go. Я разобралась в нем немного, со временем задачи становились сложнее, сейчас мне интересно работать.
К сожалению, проект достаточно закрытый, и подробно о работе я рассказать не могу. Скажу примерно: есть веб-платформа, на которой есть frontend и backend. Я работаю в backend-команде, по большей части взаимодействую с базами данных и сторонними сервисами, в основном с Rest API (технология, которая позволяет получать и изменять данные и состояния удаленных приложений, дает доступ приложению клиента к данным серверного приложения).
Мой доход поначалу вырос примерно на 40%, а сейчас, спустя год, он уже в два раза больше, чем был на предыдущем месте работы.
Совет: все просто — нужно пробовать, набраться сил, взять себя в руки и начать. Если сидеть и бояться, ничего не получится. Я могла бояться, когда взялась за Python из-за работы, но постепенно изучила его и начала делать задачи. Можно пройти много курсов, но реальный опыт ничего не заменит. Он наберется, когда страх будет на втором плане, а на первый выйдет желание развиваться.