Павел Сазонов работал в Мексике в туристической сфере. С приходом коронавируса и локдауна туризм остановился и работа закончилась. Павел год самостоятельно изучал Python, затем пошел на курсы и стал дата-аналитиком в Черногории. Он рассказал, какие минусы есть у самостоятельного обучения, почему работа найдется для каждого и что такое безлимитный отпуск.
Что я делал раньше
До того как стать дата-аналитиком, я закончил факультет радиотехники в своем родном Петербурге, в ЛЭТИ. Когда я поступал, в 2002 году, было начало эры мобильных компаний, тогда подумал, что наверняка будут нужны специалисты по антеннам, передаче сигнала, его кодированию и раскодированию. У меня технический склад ума, и учиться было очень интересно. Но когда я выпускался, видел, что мне предстоит работать в каком-нибудь институте при Академии наук, где я проходил практику и где совсем плачевные зарплаты.
Мой двоюродный брат тогда работал в туризме. Он открыл компанию и организовывал досуг отдыхающих, которых присылают туроператоры в Доминикану и Мексику. Сразу после вуза, в 2008 году, я уехал в Доминикану, три года работал там операционным менеджером, занимался логистикой: заказывал автобусы для туристов и организовывал экскурсии.
В 2011 году меня отправили в Мексику. Мы жили в регионе Канкуна, недалеко от моря. Мексика — большая страна со своим колоритом и обычаями. Ее кухня наравне с французской занесена в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, в ней есть одно из семи новых чудес света — пирамида Чичен-Ицы. Прекрасная природа — от пустынь до ледяных вершин, — и очень улыбчивые, трудолюбивые позитивные люди. После переезда у нас осталось там много друзей и знакомых.
В Мексике я сменил уже несколько работ. После туризма занимался установкой спутниковых антенн, потом работал с известным художником Леонидом Афремовым, отвечал за отправку его картин в разные страны. В 2019 году он умер. Я ненадолго вернулся в туристический бизнес, а затем пришел коронавирус, начался локдаун, и я остался без работы.
Почему я выбрал IT
Около года я был у жены, можно сказать, на шее. Она у меня понимающая, я мог спокойно искать, чем заниматься. Она же предложила мне попробовать себя в IT. Это было что-то, что позволило бы нам обоим работать удаленно. Плюс это было интересно.
Я всегда дружил с компьютером и даже на предыдущих местах работы изучал инструменты, которые помогали облегчать задачи. В туризме нужно было учитывать большие потоки отдыхающих, заказывать транспорт, вести весь учет вручную через Excel. Брат мне предложил изучить программу FileMaker, и я на ее основе создал базу данных для мониторинга всех прилетов, экскурсий и продаж.
Когда я работал у Леонида Афремова, у него ежедневно продавалось около 300 картин в разные страны мира. Все заказы отслеживались в Dropbox, где на каждый создается своя папка, а в день их нужно 300–400 — это полное сумасшествие, и общей таблицы перед глазами нет. На основе того же FileMaker я создал программу, которая отслеживала всё и помогла сократить сроки отправки картин с четырех месяцев до двух недель.
В медицинском туризме тот же FileMaker помог мне сделать софт, который сам регистрировал все страховые случаи туристов. Если человек в путешествии простыл, сломал ногу или что-то еще, ему не нужно обращаться к врачам и самостоятельно решать эти вопросы. Программа все регистрирует, генерирует отчеты для страховщиков с заключениями врачей и сканами документов. На каждый такой проект уходило по полтора-два месяца.
Пока я был без работы, помогал супруге с ее работой, ей удалось немного увеличить доход с моей помощью. Параллельно начал учиться программировать. Год потратил на изучение Python: сначала почитал, какие языки программирования самые перспективные, универсальные и набирающие ход, выбрал его после недельного изучения. Уроки смотрел в YouTube, не у конкретных людей, а все подряд.
У нас тоже есть подборка пяти самых перспективных языков 2021 года
Читайте таже: С чего начать учить Python?
Если по азам в интернете полно информации, то чем дальше я шел, тем меньше было интересных проектов и задач. Стало не хватать систематизации, я не понимал, в какую сторону расти, потому что у Python несколько сфер применения. Было понимание, что знаний одного Python недостаточно, и я решил идти на курсы. У нас были накопления, и мы инвестировали их в мое образование. Спустя восемь месяцев я отбил эту сумму двумя первыми зарплатами.
Как я обучался на аналитика данных
В феврале 2021 года я начал учиться на курсе по аналитике данных. Когда выбирал направление, посмотрел несколько видеороликов про то, куда можно развиваться в Python. Аналитика — это математика, статистика, анализ, — то, что мне интересно и что я хотел изучать. К тому же это относительно новое направление, а за последние лет двадцать мир накопил огромные массивы данных и когда-то это все нужно будет обрабатывать.
Мы писали, чем занимается аналитик данных в этой статье.
С самого начала было легко. Я ушел вперед, по дедлайнам был запас в два месяца. Когда мы переехали в Черногорию, это пригодилось, потому что дела отнимали много времени; к тому же сейчас уже более сложные темы, иногда приходится доделывать проекты в последний день.
Сразу появилось прекрасное чувство, что наконец-то мне есть где применить свои знания и можно видеть результаты. До сих пор самое простое для меня в учебе — это сам язык, сложнее пока с регрессиями (линейной, логарифмической и т. д.) и с выбором правильного подхода к работе с данными, у каждого есть своя специфика.
Как я искал работу
Поиск работы я начал спустя год самостоятельных занятий программированием. Сразу получил много отказов, но понимал, что это нормально. Прошел несколько интервью, потом долго не было откликов, наступило разочарование. Потом я пошел учиться и после выполнения первых проектов по предварительной обработке данных, уже с новыми знаниями, решил искать работу и продолжать заниматься.
Я по-разному подходил к резюме, иногда затачивал его под конкретные вакансии. На что делать упор — узнавал в статьях в интернете и уроках на YouTube. Потом решил не менять резюме каждый раз, а выписать все свои знания, чтобы потенциальные работодатели понимали, какая у меня история. У меня с самого начала был подход, что работа найдется для каждого и, если суждено работать в определенной компании, так и будет.
Читайте нашу подборку полезных ресурсов для подготовки к собеседованиям
Я считаю, что резюме — это 20% успеха, остальное зависит от того, как ты пройдешь собеседование. Поэтому у меня было красивое, опрятное резюме, где я рассказал о своих проектах, которые делал на прошлых местах работы с помощью FileMaker, и добавил знания, полученные на курсе. Активно подавался в мексиканские компании, потому что жил там, и российские, которые поддерживали удаленку и имели клиентов в моем часовом поясе. Для мексиканских компаний писал резюме на английском и испанском языках, потому что их клиенты в основном из США, а сами мексиканцы слабоваты в английском.
Начались собеседования: поначалу было страшно, потому что нет опыта и нечего рассказать, приходилось высасывать из пальца информацию о себе. Сильно мешал синдром самозванца. Оказалось, что сфера IT — действительно что-то особенное: собеседования проводили молодые ребята, было заметно, что сфера гибкая.
Например, иногда озвучивалось: мы даем тебе всё необходимое оборудование, оплачиваем курсы, какие ты хочешь, а также даем безлимитный отпуск. В Мексике и в целом в Латинской Америке очень жестко с отпусками: в первый год тебе дают всего шесть дней, а потом прибавляется по одному дню ежегодно. А безлимитный отпуск — когда ты берешь сколько нужно, вплоть до одного-двух месяцев. Понятно, что чем больше отдыхаешь, тем меньше делаешь и тем скорее будешь уволен, поэтому нужно соблюдать баланс.
От половины тестовых заданий я отказывался, потому что было либо слишком сложно, либо не то направление, которое я хотел. Как правило, работодатели не выходили с обратной связью, когда я делал задания на 80–90% и писал, что не смог закончить некоторые моменты, потому что не хватило времени. Спустя полгода после начала поиска я уже жил в Черногории и в группе для местных русскоговорящих в Facebook* нашел вакансию в компании, где я работаю сейчас.
Мы переехали в Черногорию во время пандемии: это страна, в которой не так строго с ограничениями, проще въехать и остаться. Многие друзья нашей семьи уезжали из-за этого в Мексику из Германии или Канады, а мы выбрали Черногорию. Она гостеприимна, здесь легче легализоваться, язык из той же группы, что и наш, и любят русских. К тому же здесь уже были знакомые и страну часто упоминают в списках стран, подходящих для удаленной работы.
Компания, которой я написал, искала backend-разработчика на Python (про то, чем занимается backend-разработчик, мы писали тут). Мне выслали тестовое задание, и я написал, что могу его сделать, но мне это неинтересно, так как я хочу быть дата-аналитиком. Повезло: они сказали, что как раз собираются открывать такую вакансию через две недели и свяжутся со мной.
На тестовое дали два дня. Сначала нужно было по заданным критериям сгенерировать данные о полетах самолетов. В задании было сказано, что 5% самолетов не вылетают вообще из-за отмены рейса, 20% вылетают с такой-то задержкой, 20% вылетают с задержкой и прилетают вовремя. Нужно было спарсить информацию о рейсах из интернета и сделать большой датасет. Причем в данных были намеренно допущены ошибки. Далее нужно было уже запросами SQL подтвердить, что все сделано по заданным правилам.
Было очень интересно. Я описывал и комментировал каждый свой шаг. Управился впритык, но с большим азартом. После этого было личное собеседование, на котором оказалось тяжеловато, потому что задавали вопросы, уже менее связанные с анализом данных и больше — с их структурой, на IT-сленге это называется низкоуровневой теорией. Компания большая, я не работал с такими объемами данных, было сложно, но я прошел.
Затем пришло письмо — настолько длинное, что я даже сначала не понял, что это оффер. В нем рассказали, что к чему, с чем помогает компания при поступлении к ним в офис, что первый месяц испытательный, в течение него одна зарплата, а если дальше все хорошо, подписывается контракт и зарплата меняется.
Где я работаю
Это компания Alar Studios, которая занимается разработкой ПО и поддержкой различных проектов. В частности, она поддерживает два сайта, ориентированных на людей с некоторыми заболеваниями, — эти сайты разработаны с помощью профессиональных психологов. Также мы работаем с израильским стартапом в области баз данных на графических картах — меня сейчас перевели на него.
Я работаю в офисе — у компании отрицательный опыт взаимодействия с удаленкой. Это немного ограничивает, но не критично. Мы начинаем в 8 часов утра, первые 1,5 часа смотрю задачи в системе Jira, делаю их в своем темпе, потом созваниваюсь с клиентом. Час на обед, в 17 часов иду домой.
В качестве первых задач мне нужно было адаптировать старые SQL-запросы под новую архитектуру баз данных, чтобы клиенты могли дальше без проблем работать с ними. Поначалу было тяжело: проекты огромные, сложное внутреннее устройство приложений и веб-сайтов; долго изучал все, чтобы разобраться до конца и справляться с задачами.
Сейчас я взаимодействую с израильским проектом. Это стартап, который разрабатывает новый тип базы данных, и мне нужно смотреть, чтобы данные, которые они используют, были такими, какими должны быть. Если это должно быть целое число, туда не должно попадать число с дробной частью; если функция должна принимать на вход что-то определенное, то она должна принимать только это и выдавать то, что нужно, а не ошибки.
Параллельно я продолжаю учиться. Времени стало меньше, занимаюсь по вечерам и выходным. Я еще не подошел к середине, впереди большой модуль, а после него ответвления по узким направлениям: распознавание речи, компьютерное зрение и т. д. Пока получается идти по дедлайнам, но если дальше будет тяжело, перейду на другой поток, хотя не хотелось бы.
Приходится разрываться. Два дня в неделю по вечерам у нас с женой курсы сербского языка, на котором говорят в Черногории, раз в неделю мы выезжаем играть в «60 секунд», это что-то вроде «Что? Где? Когда?». Я хочу довести учебу до конца несмотря на то, что уже нашел работу. Мне кажется, я так мало вещей в жизни доводил до конца, что это просто нужно.
Моя зарплата по сравнению с прошлым местом работы выросла значительно, на 70–80%. Жена наконец немного выдохнула, появилось больше свободы в плане путешествий, больше возможностей поддерживать родителей. Помогаем бездомным животным: подкармливаем, лечим, сейчас у нас на балконе живет кошка с четырьмя котятами, а по дороге на работу я кормлю еще пятерых. И, конечно, это достижение, когда находишь работу по новой профессии, еще и с большей зарплатой. Я хотел в IT, и теперь я тут — это огромное удовлетворение.
Пока это мой первый опыт в IT, и я хотел бы в дальнейшем заниматься чем-то более связанным с анализом данных, но понимаю, что это только начало, буду двигаться дальше. Главное во всем — не бояться, брать и делать. Если хочешь устроиться на какую-то работу или поменять сферу своих занятий, то там обязательно для тебя уже есть место или всегда найдется место для такого как ты. Нужно время, чтобы обучиться и поменять свою сферу деятельности.
* Принадлежит компании Meta, деятельность которой признана экстремистской в России.