Обучение с нуля, тем более в такой сфере, как IT, — это задачка со звездочкой. Оставаться наедине с домашней работой может быть страшно, сдавать ее — еще страшнее: а вдруг что-то сделал не так? А мне это объяснят? Хватит ли у преподавателя времени на всех? Не будет ли критика слишком жесткой?
В ответ на все эти вопросы Skillfactory создали менторскую программу. Менторы — это опытные специалисты или успешные студенты и выпускники SF, которые помогают начинающим. Они проверяют домашку, отвечают на вопросы и поддерживают в сложные моменты. Рассказываем о нескольких из них, чтобы героев знали в лицо.
Кто такие менторы и откуда они берутся?
Менторы — это «старшие» товарищи и помощники студентов Skillfactory. Часто менторами становятся продвинутые студенты и выпускники школы, также их ищут по вакансиям в профессиональных сообществах. На роль менторов берут людей, у которых уже есть опыт работы над проектами и которые чувствуют себя уверенно в своей области знаний. Перед работой со студентами они проходят стажировку и онбординг.
Мой путь в IT начался еще в 11 лет с изучения Scratch, затем я поступил в школу программирования в своем городе. В 13 лет начал изучать разработку игр на Unity, увидел конкурс от российского предпринимателя, сооснователя калифорнийской 5518 Studios Максима Михеенко. Решил поучаствовать и прошел во второй тур. Меня пригласили в Москву на личное интервью, дали задание: за две недели создать игру. Я поехал домой с осознанием, что никогда не делал 3D-игры. Я полностью погрузился в изучение темы, через две недели уже разработал мою первую игру. С этим проектом впоследствии я выступил в ВШЭ на конкурсе питчей игровых проектов и выиграл грант 50 000 ₽. Неожиданно помимо гранта компания-партнер мне подарила PlayStation 5. Конечно, в 13 лет это было огромной мотивацией развиваться дальше. Тогда я окончательно осознал, что программирование — это моя страсть, начал проходить разнообразные курсы. В результате мои усилия привели меня в школу Skillfactory, где я решил попробовать себя как C#-разработчик. Сейчас я уже успешно окончил курс и начал зарабатывать на фрилансе. Наткнувшись на программу «Junior Ментор», я подумал, что для меня это будет хороший опыт. Я прошел стажировку и пополнил ряды менторов Skillfactory.
Я занимаюсь дизайном с 16 лет: сначала учился на промышленный, затем перешел к графическому. С третьего курса начал работать в рекламном агентстве. На сегодня я уже руковожу командой дизайнеров и преподаю в университете параллельно с работой. Меня всегда тянуло в образовательную деятельность, я хотел развиваться в эту сторону. Я увидел вакансию в Skillfactory, откликнулся, мне сразу ответили, и вот я уже второй год работаю ментором.
Чем занимаются менторы?
В повседневные обязанности ментора входит проверка домашних заданий студента с развернутой обратной связью. Также они отвечают на вопросы, которые возникают у людей в ходе обучения, помогают решить сложные задачи, поддерживают мотивацию. Общая цель ментора — довести студента до выпуска и подготовить к работе, научить самостоятельно находить решения проблем.
Также менторы выступают консультантами на хакатонах, которые Skillfactory организует с компаниями-партнерами. Они консультируют студентов в подборе инструментов и помогают находить решения в сложные моменты, — например, на хакатоне от Россельхозбанка или от «Эксмо-АСТ».
Я начинаю рабочий день с просмотра актуальных вопросов от студентов. В процессе общения мы не только решаем задачу, но и обсуждаем интересные студенту темы, делаем небольшие заметки с полезной информацией. Иногда даже делимся смешными мемасиками, чтобы поддерживать дружественную атмосферу между менторами и студентами. Наша задача — облегчить учебный процесс, поэтому мы поддерживаем студентов, направляем их усилия в нужное русло, разъясняем сложные концепции и стимулируем их на дальнейший профессиональный рост. Каждый день в менторстве — это уникальный опыт. Студент может не только обратиться с вопросом по материалу курса, но также спросить личное мнение на ту или иную тему.
Глобальная цель ментора — помочь выпускнику выйти на рынок подготовленным, достаточно квалифицированным для решения конкретных задач. В этом случае мы не только играем роль ходячей «Википедии», но и сглаживаем возможные углы на входе в профессию. Студенты должны знать, чего им ожидать в реальной среде, какие задачи их ждут и чего от них будет ожидать работодатель.
Бывает ли менторам сложно?
Может показаться, что менторы — это супергерои, которые всё знают, ко всему готовы и решают все проблемы за минуту. На самом деле, конечно, это не так: менторам тоже бывает сложно, им приходится работать над ошибками, постоянно развиваться. Они такие же люди, тоже были новичками, а это значит — всегда могут понять студента.
Быть ментором — значит постоянно работать над собой, повышать свою квалификацию, поддерживать свои знания актуальными. Самые интересные вопросы и домашние задания нередко оказываются и самыми сложными: например, не находится примера, чтобы объяснить все доходчиво. Или в дизайне бывает, что сложно объяснить некоторые производственные процессы, если студент никогда не видел их своими глазами.
Как менторы общаются со студентами?
Помимо фактически верных ответов и проверок домашних заданий, менторы также отвечают за общение со студентами и атмосферу на курсе. Хороший ментор всегда помнит, что студенты — это еще не состоявшиеся профессионалы, которые понимают все с первого раза и воспринимают критику как руководство к действию. Здесь важна грань между честным фидбэком и бережной коммуникацией.
Когда нахожу ошибку, я стараюсь не просто дать ответ «как правильно», а привести каждого студента к самостоятельному решению. Я задаю наводящие вопросы и всегда остаюсь дружелюбным.
Мои правила коммуникации со студентами — это взаимное уважение и желание разобраться с обеих сторон. Я стремлюсь давать студентам направление, подбирать правильные слова, чтобы не пропадало желание работать над проектом. В плане идей и концепций я больше стараюсь не давать конкретные советы, а поощрять эксперименты.
Что мотивирует менторов помогать?
Ментор — это оплачиваемая работа, поэтому очевидная мотивация — финансовая. Но также для каждого ментора работа со студентами — это возможность развиваться.
Наблюдая за обучением студентов, я словно возвращаюсь во времена прохождения моего первого курса. Я очень понимаю, какие эмоции они испытывают; думаю, данные эмоции им очень приятны и волнительны, как когда-то и мне. Я кайфую, когда вижу результаты учеников, ведь и я к этому хоть немного, но причастен. Работа ментора дает мне опыт, помогает развивать навыки коммуникации в команде. Ну и заодно я повторяю пройденный материал вместе со студентами.
Помимо того что мне просто интересно учить и помогать, мне нравится получать благодарность студентов. Хочется ответить цитатой из фильма «Служебный роман»: «Я лично работаю только потому, что труд меня облагораживает».
Меня мотивирует, что я помогаю людям отточить навыки, чтобы им было легче на входе в профессию. В общении с ментором можно задать любой вопрос, даже глупый на первый взгляд, зато потом вы не будете задавать его на работе. Менторство дает мне не только зарплату и возможность обучаться в Skillfactory, но и чувство причастности к масштабному проекту, который дает людям знания.